Компенсация расходов на правовую помощь — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №11 » Выразить возмещение

Выразить возмещение

Компенсация расходов на правовую помощь

Для возмещения расходов на правовую помощь 
в судебном процессе следует с особой тщательностью 
подойти к обоснованию их реальности и соразмерности

За время действия нового процессуального законодательства суды успели наработать достаточно обширную практику по вопросам компенсации расходов на правовую помощь. И далеко не всегда их решения были в пользу адвокатов — качественное изменение законодательного регулирования пока еще достаточно слабо подкрепляется надлежащим обоснованием понесенных расходов, и, как следствие, заявленные суммы компенсации могут быть существенно снижены, вплоть до полного отказа в удовлетворении соответствующих требований.

Гражданский процессуальный кодекс Украины устанавливает, что размер расходов на юридическую помощь адвоката, в том числе гонорара адвоката за представительство в суде и другую юридическую помощь, связанную с делом, включая подготовку к его рассмотрению, сбор доказательств и т.д., а также стоимость услуг помощника адвоката определяются согласно условиям договора о предоставлении правовой помощи и на основании соответствующих доказательств объема оказанных услуг и выполненных работ и их стоимости, уплаченной или подлежащей уплате соответствующей стороной или третьим лицом. Для определения размера расходов на юридическую помощь с целью распределения судебных расходов участник дела должен предоставить детальное описание работ (услуг), выполненных (оказанных) адвокатом, и осуществленных им расходов, необходимых для предоставления правовой помощи. Также акцентируется, что размер расходов на оплату услуг адвоката должен быть соразмерным со сложностью дела и выполненных адвокатом работ (оказанных услуг), временем, затраченным адвокатом на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), объемом предоставленных адвокатом услуг и выполненных работ, ценой иска и (или) значением дела для
стороны, в том числе влиянием решения дела на репутацию стороны или публичным интересом к делу.

В случае несоблюдения указанных требований суд может по ходатайству другой стороны уменьшить размер расходов на юридическую помощь, подлежащих распределению между сторонами. При этом обязанность доказывания несоизмеримости расходов возлагается на сторону, которая заявляет ходатайство об уменьшении расходов на оплату юридической помощи адвоката, подлежащих распределению между сторонами.

Аналогичным образом вопросы компенсации расходов на правовую помощь урегулированы в Хозяйственном процессуальном кодексе Украины и Кодексе административного судопроизводства Украины.

Алексей Кот, управляющий партнер ЮФ «Антика», д.ю.н., новые правила компенсации судебных расходов называет достаточно справедливыми, эффективными и практичными. «С принятием новых процессуальных кодексов регулирование порядка компенсации судебных издержек вышло на новый уровень. Отказ от процедуры допуска лиц, оказывающих правовую помощь в гражданском процессе, отмена предельных размеров компенсации расходов на правовую помощь, предоставление возможности обеспечения судебных издержек и многие другие новации свидетельствуют о качественном изменении этого института», — считает управляющий партнер ЮФ «Антика». В то же время он отмечает, что на практике все эти нововведения вызывают достаточно много вопросов.

«С вступлением в силу новых процессуальных кодексов регулирование и практика компенсации расходов на правовую помощь изменились. Тем не менее можно утверждать, что предписания действующего законодательства остаются достаточно широкими в своем толковании и применении», — говорит Андрей Градов, младший юрист ЮФ Evris. Анализируя практику Верховного Суда (ВС), он обращает внимание на некоторые проблемы, связанные с компенсацией расходов на правовую помощь: 1) относимость и достаточность доказательств, подтверждающих действительное оказание адвокатом правовой помощи; 2) соразмерность расходов на оплату правовой помощи с реально затраченным временем и объемом такой работы, сложностью дела и ценой иска.

По наблюдениям Талины Кравцовой, соруководителя практики семейного права Asters, в 2018 году суды крайне редко удовлетворяли требования о расходах на правовую помощь в полном объеме. «Встречаются случаи, когда при заявленных 22 тысгрн суд возмещает толькотыс. (пример — дело  335/9780/15, в котором Кассационный гражданский суд определением от 11 февраля 2019 года отказал в открытии кассационного производства, посчитав правильным вывод апелляционного суда о несоразмерности понесенных расходов). Если же заявленная сумма незначительная (до 10 тысгрн), суды, как правило, удовлетворяют требования полностью при наличии достаточных доказательств», — рассказала гжа Кравцова.

Алексей Кот, в свою очередь, подчеркивает, что суд может уменьшить размер расходов только по ходатайству другой стороны, при этом обязанность доказывания несоизмеримости расходов возлагается именно на противоположную сторону. «Крайне важно, чтобы судебная практика формировалась именно в таком ключе, с пониманием действия принципа диспозитивности и пределов его ограничения по усмотрению суда. Например, в деле  910/4881/18 (постановление от 12 декабря 2018 года) суд взыскал с ответчика 337 665,08 грн судебных расходов на правовую помощь. Сумма осталась неизменной даже после пересмотра дела Верховным Судом, поскольку, как справедливо отметил кассационный суд, другая сторона не заявляла ходатайств об уменьшении их размера», — рассказал гн Кот.

«Положительным моментом является то, что обязанность доказывания несоизмеримости расходов возлагается на сторону, которая заявляет ходатайство об уменьшении расходов на оплату правовой помощи адвоката. Данный пункт ограничивает суд в возможности использования своих дискреционных полномочий по уменьшению размера заявленных расходов на правовую помощь на свое усмотрение. В то же время при наличии соответствующего ходатайства суды нередко сильно уменьшают размер расходов на правовую помощь. В целом действующее законодательство предоставляет возможность для компенсации расходов на правовую помощь. Однако наличие неоднозначной практики судов, которые имеют достаточно широкие полномочия по этому вопросу, нарушает принцип правовой определенности», — комментирует Андрей Градов.

Татьяна Романченко, старший юрист ЮФ Evris, обращает внимание еще на один проблемный вопрос компенсации расходов на правовую помощь — довольно негативное отношение судей к так называемому success fee или же гонорару успеха (форме оплаты адвокатских услуг, при которой адвокат получает гонорар только в случае победы в деле). «Суды считают, что судебное решение не относится к объектам гражданских прав, а его принятие в конкретном деле не является результатом услуг, предоставляемых адвокатами сторон. Таким образом, условия «гонорара успеха» следует формировать как обычный гонорар за ведение дела, но с отлагательным условием», — считает гжа Романченко.

Но, пожалуй, наиболее дискуссионным вопросом остается толкование судом принципа разумности и соразмерности расходов. Задача адвоката — предоставить суду надлежащее обоснование, ведь состав и размер расходов, связанных с оплатой правовой помощи, входит в предмет доказывания по делу.

К примеру, в постановлении от 27 июня 2018 по делу  826/1216/16 Большая Палата Верховного Суда, рассматривая вопрос компенсации расходов на правовую помощь, пришла к заключению, что суду должны быть предъявлены договор о предоставлении правовой помощи (договор поручения, договор о предоставлении юридических услуг и др.), документы, свидетельствующие об оплате гонорара и других расходов, связанных с предоставлением правовой помощи, оформленные в установленном законом порядке (квитанция к приходному кассовому ордеру, платежное поручение с отметкой банка или другой банковский документ, кассовые чеки, удостоверения). Указанные расходы должны быть документально подтверждены и доказаны. «Отсутствие документального подтверждения расходов на правовую помощь, а также расчета таких расходов является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении таких расходов», — обращает внимание Большая Палата ВС.

Другим примером ненадлежащего обоснования и, как следствие, существенного уменьшения размера компенсации расходов на правовую помощь может служить дополнительное постановление Верховного Суда в составе коллегии судей Второй судебной палаты Кассационного гражданского суда от 14 ноября 2018 года по делу  753/15687/15-ц. Распределяя расходы, понесенные банком на профессиональную юридическую помощь, Верховный Суд пришел к выводу о том, что имеющиеся в материалах дела договор о юридических услугах, заключенный между банком и адвокатским объединением, детальное описание услуг с количеством затраченного времени и стоимости оказанных услуг, копия выписки счета на сумму 120 000,00 грн, мемориальный ордер на сумму 120 000,00 грн, а также копия акта приема выполненной работы по юридическому обслуживанию не являются безусловным основанием для возмещения судом расходов на профессиональную юридическую помощь в указанном размере. При этом суд сослался именно на соответствие критерию разумной необходимости таких расходов.

«Из описания выполненных работ (оказанных услуг) следует, что указанные услуги предоставлялись банку тремя адвокатами, которые занимались изучением этого дела, встречались с клиентом для обсуждения аспектов ведения дела в суде кассационной инстанции, вносили друг после друга определенные коррективы в письменные ходатайства и объяснения, то есть фактически выполняли одну и ту же работу. Поэтому указанные банком расходы на профессиональную юридическую помощь в размере 120 тысгрн завышены, должным образом не обоснованы и составляют чрезмерное бремя для ответчика, что противоречит принципу распределения судебных расходов», — сказано в судебном решении. Учитывая сложность дела и выполненные работы, принципы соразмерности и разумности судебных расходов, Верховный Суд пришел к выводу о необходимости уменьшить их размер и взыскать с ответчика в пользу истца 10 тысгрн расходов на профессиональную юридическую помощь. То есть сумма была снижена в 12 раз.

Талина Кравцова, говоря о способах обоснования расходов, обращает внимание, что они должны подтверждаться исключительно письменными доказательствами: договором о предоставлении правовой помощи (договором поручения, договором о предоставлении юридических услуг), актами выполненных работ, письменными отчетами, расчетами гонорара и т.д. «Необходимо подтвердить не только сумму, подлежащую оплате, но и фактически выплаченную сумму. Достаточными доказательствами суды считают квитанции к приходному кассовому ордеру, платежное поручение с отметкой банка или другие банковские документы, кассовые чеки. Подтвердить можно и расходы на командировки и другие поездки адвоката (юриста), связанные с предоставлением услуг по делу клиента. Надлежащими доказательствами будут билеты (в том числе электронные) и подтверждение их оплаты, квитанции о проживании в отелях и т.д.», — поясняет гжа Кравцова. Она также акцентирует внимание, что только при надлежащем доказывании и при условии разумности требований есть возможность компенсировать расходы на квалифицированную правовую помощь в полном объеме.

Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»

 

КОММЕНТАРИИ

Обоснование соразмерности

Денис КИЦЕНКО, партнер АФ «Династия»

Традиционно адвокаты излагают два тезиса относительно компенсации расходов на правовую помощь — «суд несправедливо отказывает» и «суд несправедливо занижает». Очень похоже на не менее традиционный «плач Ярославны» о том, как не удовлетворяют ходатайства об обеспечении иска. В то же время ключ к победе в обеих ситуациях один: внимательно читаем регламентирующую норму, заранее продумываем обосновывающие документы и качественно их готовим.

Часто ключевые причины отказов лежат на поверхности и схожи с классическими замечаниями корпоративных клиентов к почасовым отчетам начинающих юристов: неконкретно, нечетко, непонятно. Известное решение, в котором отказали в компенсации рас- ходов в связи с тем, что подготовленные документы не содержали номера производства, которого касались выставленные счета и поданные отчеты, — классика жанра.

Вторая проблема юристов, которые «слишком гуманитарии», — это отсутствие планирования. И да, это намек на статью 124 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, которую в отличие от статьи 129 иногда вспоминают уже на этапе подготовки апелляционной жалобы, а также на абзац 2 части 8 статьи 129 (момент подачи доказательств).

Что действительно представляется дискуссионным моментом, так это принцип соразмерности затрат. Но и тут может помочь добросовестность подхода: в сегменте, где гонорары юристов составляют значительную сумму, крупные процессы почти всегда сопровождаются проведением тендера для определения консультанта, а победители тендеров — не всегда с самыми бюджетными предложениями, но при действующей системе закупок — крайне редко с самыми дорогими.

Разумеется, это не означает отсутствие проблем: время ожидания судебного заседания (нередко ожидание дольше самого заседания!), почтовые затраты, коммуникация с клиентом трактуются неоднозначно.

Говорить о влиянии этих норм на гонорары пока преждевременно. Да, клиенты все чаще задают вопрос относительно возможности компенсации затрат за счет процессуального оппонента, но пока еще этот подход не стал определяющим. Вместе с тем в сегменте, ориентированном в большой степени на гонорар успеха, значение таких норм будет ощутимо расти. Для классических же юридических фирм данный институт имеет в большей степени «дисциплинирующее» значение, и тем коллегам, кто еще не внедрил автоматизацию учета времени или пока еще не уделяет значительного внимания под- готовке документации проекта (стратегии, бюджету времени, почасовым и статусным отчетам), — самое время изменить подход с «гуманитарного» на «инженерный».

Оценочный барьер

Алексей КОТ, управляющий партнер ЮФ «Антика», д.ю.н.

С принятием новых процессуальных кодексов регулирование порядка компенсации судебных издержек вышло на новый уровень. Отказ от процедуры допуска лиц, оказывающих правовую помощь в гражданском процессе, отмена предельных размеров компенсации расходов на правовую помощь, предоставление возможности обеспечения судебных издержек и многие другие новации свидетельствуют о качественном изменении этого института.

Тем не менее на практике все эти нововведения вызывают достаточно много вопросов. Наибольшей преградой для взыскания понесенных расходов на правовую помощь выступает оценочный характер критериев реальности, разумности и соразмерности. Именно с учетом этих критериев суды уменьшают размер издержек, субъективно сопоставляя заявленную к взысканию сумму со сложностью дела, временем и объемом работ адвоката.

Поэтому на практике для получения возмещения расходов на правовую помощь необходимо не только под- твердить размер расходов, но и доказать «резонность» уплаченного адвокатского гонорара.

Вместе с тем новые правила компенсации судебных расходов выглядят достаточно справедливыми, эффективными и практичными. Внедрение реальных инструментов возврата судебных рас- ходов, вне всяких сомнений, повлияет на гонорарную политику юридических фирм, приведет к детализации объема предоставленных услуг и урегулированию прочих процедурных моментов с целью обеспечения возможности взыскания с процессуальных оппонентов издержек на правовую помощь в пользу клиента.

Камни преткновения

Талина КРАВЦОВА, соруководитель практики семейного права Asters, адвокат

Право каждого гражданина на квалифицированную правовую помощь гарантировано статьей 59 Конституции Украины. На практике возникает проблема узкого толкования правовой помощи, при котором правовой помощью считается только представительство интересов клиента непосредственно в суде. На самом деле правовая помощь может выражаться в разных формах и включает в себя консультации, разработку стратегии, разъяснения, составление документов различных видов, осуществление представительства в судах, органах государственной власти и проч.

Статья 133 Гражданского процессуального кодекса Украины предусматривает, что судебные издержки состоят из судебного сбора и расходов, связанных с рассмотрением дела. К таким расходам процессуальный закон относит расходы на профессиональную правовую помощь. Стороне, в чью пользу вынесено судебное решение, гарантировано право на возмещение понесенных расходов за счет проигравшей стороны.

Возмещению подлежат расходы на услуги адвоката, другого специалиста в области права), помощника адвоката (если его услуги и их стоимость были предусмотрены договором о предоставлении правовой помощи между адвокатом и клиентом).

Сумма расходов на правовую помощь входит в предмет доказывания, понесенные расходы должны быть подтверждены надлежащими, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами.

Основным «камнем преткновения» является фундаментальный для данной категории дел принцип разумности и соразмерности расходов. В каждом отдельном случае суд учитывает сложность дела, цену иска, необходимость тех или иных предоставленных услуг для результатов рассмотрения дела. Если заявленная сумма расходов явно противоречит принципу соразмерности, суд откажет в удовлетворении требований или удовлетворит их только частично.

Подытоживая изложенное, следует обратить внимание сторон на необходимость подтверждения сумм понесенных на юристов расходов надлежащими доказательствами. Только в таком случае и при условии разумности требований можно компенсировать свои расходы на квалифицированную правовую помощь в полном объеме.

Неоднозначная практика

Константин КУРИЛЬЧЕНКО, старший юрист ЮФ Evris

На данный момент практику компенсации расходов на правовую помощь в судебном процессе все еще можно назвать неоднозначной. Так, действующими процессуальными кодексами предусмотрено, что расходы на помощь адвоката могут быть уменьшены судом в случае их несоразмерности сложности судебного процесса исключительно на основании ходатайства другой стороны.

Данный процессуальный механизм по своей сути соответствует принципу состязательности сторон, так как лишает суд права осуществлять пересмотр размера компенсации расходов на адвоката иначе, чем на основании мотивированного ходатайства другой стороны.

Однако действующим процессуальным законодательством устанавливается и обязанность стороны, требующей компенсации расходов на правовую помощь, предоставить суду детальное описание услуг, оказанных адвокатом в рамках сопровождения дела. Сюда можно отнести надлежащие доказательства оплаты услуг адвоката по состоянию на дату рассмотрения дела, а также совершения трат, связанных с сопровождением дела, которые не являются услугами адвоката.

Если сторона, заявившая о компенсации расходов, не подаст надлежащих доказательств совершения таких затрат, то суд фактически лишен права присудить компенсацию расходов в подтвержденном объеме.

Исходя из принципа диспозитивности судебного процесса, а также права на свободный выбор защитника, включающий свободный выбор и согласование условий предоставления правовой помощи, можно утверждать, что практика уменьшения судом размера компенсации на основании неподачи стороной надлежащих доказательств совершения таких трат является обоснованной. В свою очередь практика уменьшения судом размера компенсации оплаты без ходатайства другой стороны противоправна и неприемлема.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA