Вернуть потраченное — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №8 » Вернуть потраченное

Вернуть потраченное

Государство в любой момент сможет потребовать возвращения государственных выплат, если выяснит, что они были назначены на основании недостоверной информации

Алина Назарчук, «Юридическая практика»

Процесс начисления государственных выплат в Украине должен соответствовать справедливой системе социального обеспечения, уверены в правительстве. Так, с целью законодательного урегулирования основных правовых и организационных принципов осуществления верификации государственных выплат Министерством финансов Украины был разработан проект Закона Украины «О верификации и мониторинге государственных выплат» (законопроект  9511). Даная законодательная инициатива 30 января с.г. была зарегистрирована в парламенте Кабинетом Министров Украины и, по мнению правительства, должна поспособствовать обеспечению адресности государственных выплат и оптимизации бюджетных расходов путем проверки информации, которая влияет на определение права и размера государственных выплат.

Определение терминов

В Министерстве финансов Украины сообщают, что благодаря верификации в 2017—2018 годах удалось предотвратить неэффективное использование минимум 14 млрд грн бюджетных средств. В чем же заключается верификация и какова ее цель, обозначено в статье 1 законопроекта  9511. Под верификацией подразумевается комплекс мер по сбору и проверке достоверности информации, влияющей на определение права на получение и размера государственных выплат, а также по выявлению несоответствия данных в автоматизированных информационных системах, реестрах, базах данных и других источниках информации о реципиентах. В свою очередь, мониторинг определяется как систематическая деятельность по проведению анализа информации, полученной в процессе верификации. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что аналитическая работа по результатам верификации даст возможность усовершенствовать законодательство в сфере назначения, начисления и осуществления государственных выплат.

Во время верификации Министерство финансов Украины будет проверять и сравнивать данные разных государственных органов: Министерства социальной политики Украины, Пенсионного фонда Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственной казначейской службы Украины, Министерства юстиции Украины.

Законопроект   9511, в случае его принятия, затронет физических лиц, которые получают такие выплаты, как пенсии, пособия, льготы, субсидии, стипендии, а также другие выплаты, которые осуществляются за счет средств государственного и местного бюджетов, Пенсионного фонда Украины, фондов общеобязательного государственного социального страхования.

Автоматическая проверка

Процесс предоставления государственных выплат намерены автоматизировать. Прежде всего для того, чтобы граждане могли оформить государственную выплату без очереди и бюрократических преград. Здесь целесообразно вспомнить прогрессивную норму статьи 9 Закона Украины «Об административных услугах», в соответствии с которой субъект предоставления административной услуги не может требовать от субъекта обращения документы или информацию, которые пребывают во владении субъекта предоставления административных услуг или государственных органов, органов местного самоуправления. Изза отсутствия надлежащей электронной системы взаимодействия государственных органов эта норма не всегда срабатывает на практике. Возможно, частично данную проблему сможет решить создание информационноаналитической платформы электронной верификации и мониторинга, которая предусмотрена законопроектом  9511, ведь данная платформа будет обеспечивать информационное взаимодействие центральных органов исполнительной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления в процессе верификации и мониторинга государственных выплат. Таким образом, во время превентивной верификации орган, осуществляющий государственные выплаты, в случае обращения реципиента за назначением выплат отправляет запрос в информационноаналитическую платформу на соответствие сообщенной реципиентом информации данным, которые обрабатываются относительно него в такой платформе. В режиме реального времени данный орган получает подтверждение соответствия предоставленной информации требованиям законодательства или же рекомендацию относительно выявленных расхождений данных. Законопроектом также предусмотрена поточная верификация, во время которой проводятся систематические проверки информации о реципиентах.

Служебная тайна

Во время верификации, кроме традиционных паспортных данных и идентификационного кода, будут проверяться уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре, сведения о зарегистрированном и фактическом месте проживания, а также другая информация, которая подтверждает или упрощает право на получение выплат. Но при предоставлении госпомощи, пожалуй, самой интересной информацией для государственных органов являются сведения о финансовом положении граждан. В законопроекте  9511 отмечается, что информация об открытых в банках на имя реципиентов счетах, операциях и остатках по ним предоставляется в объеме и порядке, установленном статьей 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (порядок раскрытия банковской тайны). Как подчеркивают в Министерстве финансов Украины, сотрудничая в рамках верификации с банками, министерство будет запрашивать только минимальный набор данных о получателях выплат, который будет использоваться в работе как служебная конфиденциальная информация и не сможет применяться в интересах третьих лиц.

Что касается защиты данных, хранящихся в информационноаналитической платформе, то доступ к такой информации будет предоставляться органам, которые осуществляют государственные выплаты исключительно в пределах, необходимых для исполнения ими предусмотренных законодательством полномочий. Кроме ограниченного доступа, предусматриваются и другие механизмы защиты от незаконного использования платформы. Так, в информационноаналитической платформе будет вестись учет всех операций, связанных с обработкой персональных данных и доступом к ним. С этой целью сохраняется информация об изменении и просмотре информации, о любых случаях передачи (копирования), дате и времени удаления или уничтожения информации и, самое главное, такие данные, как должность и имя работника, осуществившего одну из указанных операций.

Возврату подлежит

Пожалуй, самый важный вопрос касается последствий проведения верификации для получателей государственных выплат. Орган, который осуществляет выплаты, по результатам обработки данных должен принять одно из таких решений: о назначении выплат, возобновлении осуществления выплат или же о прекращении начисления госвыплат.

Законопроект предусматривает и негативные финансовые последствия для получателей выплат. В случае выявления недостоверной информации, на основании которой были назначены или начислены государственные выплаты, органы, осуществляющие государственные выплаты, направляют таким реципиентам требование относительно возврата неправомерно или излишне полученной государственной выплаты. Очевидно, что возврат выплат будет требоваться и в случаях, если, например, недостоверная информация была внесена в результате ошибки государственного органа. То же касается и случаев, когда в результате ошибки госслужащего была начислена излишняя сумма средств. Разумеется, решение о требовании вернуть деньги можно обжаловать в установленном законом порядке. Кроме того, споры в случае отказа реципиентов добровольно вернуть неправомерно полученные государственные выплаты будут решаться в судебном порядке.

И все же в Министерстве финансов Украины уверены, что верификация будет способствовать экономии бюджетных средств, а государственную помощь смогут получить те, кто в ней действительно нуждается.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA