Домашняя вина — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Домашняя вина

Одновременно с основным наказанием 
суды могут применять специальные ограничительные меры к виновным в совершении домашнего насилия

Юлия КАРНАУХ, «Юридическая практика»

В последнее время наблюдается тенденция принятия изменений в украинском законодательстве в соответствии с разными международными договорами. Не стало исключением уголовное и уголовнопроцессуальное законодательство Украины. В 2016 году Министерством социальной политики Украины был подготовлен проект Закона Украины  0119 «О ратификации Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями» (законопроект). Цель законопроекта — ратифицировать Стамбульскую конвенцию 2011 года и ввести в законодательство Украины международные стандарты предотвращения и противодействия насилию в отношении женщин и домашнего насилия.

После длительного процесса доработок 11 января с.г. вступил в силу принятый еще в 2017 году Закон Украины  2227-VIII «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины с целью реализации положений Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями» (Закон). Закон призван усилить ответственность за ряд преступлений против лица (изнасилование  и сексуальное насилие) и криминализировать принуждение к браку, домашнее насилие и невыполнение ограничивающих мер или непрохождение программы для обидчиков.

Какие цели преследуются

По официальным данным, по состоянию на 23 января с.г. 33 страны ратифицировали Стамбульскую конвенцию, 13 государств, в том числе Украина, ее только подписали. Цели Стамбульской конвенции — защита женщин от всех форм насилия, ликвидация домашнего насилия и уголовное преследование за такие преступления, содействие ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и поощрение подлинного равенства между женщинами и мужчинами. Среди других задач — разработка всеобъемлющих рамок, политики и мер по защите всех жертв насилия и оказания им помощи, поощрение международного сотрудничества с целью ликвидации насилия в отношении женщин и ликвидации домашнего насилия, обеспечение поддержки и оказания помощи организациям и правоохранительным органам в эффективном сотрудничестве для принятия четвертого комплексного подхода к ликвидации насилия в отношении женщин и ликвидации домашнего насилия.

По информации Национальной полиции и Министерства внутренних дел Украины, статистика преступлений, связанных с домашним насилием, в нашей стране впечатляющая. Так, в 2018 году почти 90 % всех обращений относительно домашнего насилия поступали от женщин, ежегодно более 600 женщин в Украине погибают в результате домашнего насилия, лишь 23 % пострадавших обращаются за помощью в компетентные органы. Впрочем, домашнее насилие касается не только женщин — страдать могут дети, пожилые люди и даже мужчины. Такое мнение озвучила Ольга Коваль, адвокат, юрист АО Ario. «На мой взгляд, вступившие в силу положения являются действительно важным шагом на пути предотвращения домашнего насилия. Нововведения призваны защитить не только женщин, но и все уязвимые к такому воздействию группы: детей, пожилых людей, людей с инвалидностью», — уверена эксперт.

На расстоянии

В уголовном и уголовнопроцессуальном законодательстве, согласно положениям Закона, появился новый институт «Ограничивающие меры». Ограничить потерпевших лиц от виновных путем применения судом в отношении последних мер ограничивающего характера — такая цель установлена новым разделом Уголовного кодекса (УК) Украины. Всего предусмотрено пять мер, в их числе — запрет на пребывание виновного лица в совместном месте жительства с пострадавшим, запрет приближаться на определенное расстояние к месту, где лицо пострадало от домашнего насилия, может постоянно или временно проживать или пребывать в связи с работой, обучением, лечением или в силу других обстоятельств. Запрет устанавливается и на ведение переписки, телефонных переговоров с пострадавшим лицом. Ограничения применяются максимум на срок продолжительностью три месяца, но также могут быть продлены до одного года по решению суда. Вместе с тем суд может применить к лицу, совершившему домашнее насилие, одну или несколько ограничительных мер, согласно которому (которым) на осужденного могут быть возложены соответствующие обязанности.

«По моему мнению, новый Закон против домашнего насилия в целом заслуживает положительной реакции, но имеет и пробелы, связанные с его применением на практике», — обратила внимание гжа Коваль. По ее словам, остаются без ответа вопросы, касающиеся места пребывания лица, виновного в домашнем насилии, которому запрещено находиться в совместном с семьей жилье, доказательственной базы для применения ограничительных предписаний, защиты людей, ставших свидетелями насилия.

Эксперты отмечают, что законодатели упустили важный нюанс: кто будет вести наблюдение над прохождением виновным программы для обидчиков или выполнением ограничительных мер к неосужденному лицу (за осужденными лицами наблюдение ведут органы пробации).

Впрочем, забыв установить орган, компетентный осуществлять контроль над обидчиками, законодатели ввели уголовную ответственность за невыполнение предписаний нового раздела в виде ареста сроком до шести месяцев или ограничения свободы сроком до двух лет.

Ничего не вернуть назад

Важно обратить внимание еще на одно изменение. В соответствии с частью 4 статьи 26 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины уголовное производство в форме частного обвинения открывается на основании заявления потерпевшего, а отказ потерпевшего может служить основанием для закрытия уголовного производства. Однако если речь идет о правонарушениях, связанных с домашним насилием, то основанием для закрытия такого уголовного производства не может быть отказ потерпевшего или его представителя от обвинения. Но пути мирного разрешения спора все же существуют — это инициирование и заключение сделки. Известно, что в соответствии с УПК Украины сделка о примирении может заключаться по инициативе потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого. Что касается примирения в уголовных производствах относительно преступлений, связанных с домашним насилием, то инициатором сделки может быть исключительно потерпевший или его представитель (законный представитель). Если же действия или интересы законного представителя противоречат интересам лица, которое он представляет, то по решению прокурора, следственного судьи, суда такой представитель заменяется другим в порядке, определенном статьей 44 УПК Украины.

Также стоит добавить, что список правонарушений, дела по которым рассматриваются в форме частного производства, пополнился правонарушениями по следующим статьям УК Украины — 1261 «Домашнее насилие», 134 «Незаконный аборт или стерилизация», 1512 «Принуждение к браку» и 153 «Сексуальное насилие» (до 11 января 2019 года за домашнее насилие была предусмотрена только административная ответственность согласно статье 1732 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Экспертная оценка

И Ольга Коваль, и адвокат Александр Плахотнюк обращают внимание на то, что данные изменения носят положительный характер, но в процессе их практической реализации будут возникать сложности.

По словам гна Плахотнюка, введение новых норм и трансформация существующих положений вызваны не столько насущной необходимостью, сколько требованием Стамбульской конвенции. К тому же многие термины не имеют пояснений. Например, формулировка, содержащаяся в новой редакции статьи 1261 «Домашнее насилие», «пребывание в близких отношениях» не предусматривает, какие отношения стоит считать близкими в контексте уголовного права. Эксперт уверен, что общая детализация влечет за собой проблемы квалификации тех или иных деяний органами досудебного расследования.

В части 2 статьи 134 «Незаконный аборт или стерилизация» говорится о принуждении лица к таким действиям без добровольного согласия. В тексте содержится стилистическая ошибка, так как принуждение уже свидетельствует об отсутствии добровольного согласия, потому уточнение, указанное в статье, лишнее.

Закрывая глаза на насилие, мы делаем его повседневной частью нашей жизни, считает гжа Коваль. По ее мнению, указанные законодательные изменения были приняты именно для борьбы с домашним насилием, а не против мужчин.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA