Уценка наследства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №5 » Уценка наследства

Уценка наследства

Со вступлением в силу Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» 
может возникнуть множество споров в связи с занижением стоимости наследственной доли в ООО при ее оценке

17 июня 2018 года вступил в силу Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (Закон об ООО). Изменения, в частности, коснулись порядка наследования части в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (ООО). В переходный период субъектов правоприменения часто интересуют вопросы: какой нормативноправовой акт применять и с каким событием связан выбор нормативноправового акта — с датой смерти участника, с датой получения свидетельства о праве на наследство или датой проведения общего собрания участников ООО? При возможности применения предыдущего закона либо положений устава ООО сохраняется актуальность вопросов о порядке расчета с наследником, в том числе касающихся сроков  проведения расчета и порядка определения суммы, подлежащей выплате.

Так, в статье 55 действовавшего ранее Закона Украины «О хозяйственных обществах» (Закон о хозобществах) содержалось положение о том, что в случае отказа наследников участника от вступления в ООО или в случае отказа ООО принять наследников им выплачивалась часть в имуществе хозобщества. Таким образом, по прежнему законодательству у наследника был выбор: заявить о вступлении в ООО или получить выплату. В свою очередь ООО также имело выбор: принять наследника или же отказать ему и осуществить в его пользу выплату части в имуществе.

Новые правила

С принятием Закона об ООО наследники автоматически вступают в состав участников ООО, без согласования с другими участниками (статья 23 Закона об ООО). Из правила есть исключение: если наследник сам в течение года по окончании срока принятия наследства не пожелал вступить в общество, то ООО имеет право исключить участника при условии, что он владел менее 50 % уставного капитала. Правовое последствие такого исключения — выплата в пользу наследника стоимости части в уставном капитале согласно статье 24 Закона об ООО.

Таким образом, изменилось право ООО «не впустить наследника» (если раньше оно было абсолютным, то теперь возникает лишь в одном случае), а также изменилась суть выплаты в пользу непринятого наследника: ранее выплачивалась стоимость части в имуществе, теперь — стоимость части в уставном капитале.

Следует отметить, что в новом Законе об ООО (пункт 3 главы VIII «Заключительные и переходные положения») содержится норма, позволяющая до 17 июня 2019 года применять положения устава ООО, которые противоречат действующему закону, при одновременном соблюдении двух условий: 1) после 17 июня 2018 года устав ООО ни разу не менялся; 2) применяемые положения устава соответствуют законодательству, действовавшему на момент вступления в силу Закона об ООО.

Поскольку уставы значительной части ООО дублировали положения Закона о хозобществах, до 17 июня 2019 года в тех ООО, где после изменений в законодательстве не менялся устав, вопрос о правовом статусе наследников будет фактически решаться по прежнему законодательству. После 17 июня 2019 года (а для тех ООО, которые успели изменить свой устав, — после таких изменений) возникает вопрос выбора нормативноправового акта. Сегодня не наработана судебная практика по вопросу, какой закон применяется, если участник ООО умер до 17 июня 2018 года, а наследство оформляется после 17 июня 2018 года. В перспективе могут возникнуть три подхода, по которым выбор применимого закона в «переходный период» может определяться по одному из следующих критериев:

дата смерти участника ООО;

дата выдачи наследнику свидетельства о праве на наследство;

дата проведения общего собрания.

По нашему мнению, обоснованным является применение первого подхода, поскольку согласно статье 1218 Гражданского кодекса (ГК) Украины в состав наследства входят все права и обязанности, которые принадлежали наследодателю на момент открытия наследства и не прекратились вследствие его смерти. Вместе с тем пункт 1 части 1 статьи 1219 ГК Украины говорит о том, что в состав наследства не входят личные неимущественные права. А действовавшая до 17 июня 2018 года редакция части 1 статьи 100 ГК Украины предусматривала, что право участия в ООО было личным неимущественным правом (на данный момент эта норма утратила силу). Пленум Высшего хозяйственного суда Украины в постановлении «О некоторых вопросах практики разрешения споров, возникающих из корпоративных правоотношений» от 25 февраля 2016 года  4 (пункт 4.7) разъяснял, что наследуется не право участия, а право на часть в уставном капитале, то есть наследник не вступал в состав ООО автоматически.

Таким образом, если участник ООО умер до 17 июня 2018 года, то наследство состоит из права на часть в уставном капитале, предполагающего преимущественное право стать участником ООО, а в случае нежелания наследника или отказа ООО — право получить выплату части в имуществе ООО. Право участия в ООО до 17 июня 2018 года считалось личным неимущественным правом, а поэтому в состав наследства входить не могло. В случае смерти участника ООО после 17 июня 2018 года наследник становится участником ООО, за исключением, предусмотренным частью 2 статьи 23 Закона об ООО.

Порядок расчетов

Отметим, что как в действующем ранее, так и в новом законодательстве отсутствует прямое указание на срок расчета ООО с наследником, не вступившим в состав участников. В Законе о хозобществах подобная норма отсутствовала вовсе, а в части 14 статьи 24 Закона об ООО говорится о том, что к данным правоотношениям применяются правила о выходе участника из ООО. Срок расчета с выбывшим участником определен частью 7 той же статьи: один год с момента, когда ООО узнало или должно было узнать о выходе участника. Но если с датой выхода ситуация очевидна, то что же считать «датой выхода» в случае с наследником: смерть наследодателя, оформление наследства или решение общего собрания — не вполне понятно.

Свет на этот вопрос проливает постановление Верховного Суда от 25 апреля 2018 года по делу  263/8657/15-ц, которым было оставлено без изменений решение Апелляционного суда Донецкой области от 14 июля 2016 года. Суды применили по аналогии статью 54 Закона о хозобществах, установив годичный срок расчета с наследником, исчисляемый именно с момента принятия общим собранием участников ООО решения об отказе в принятии наследника. Данный подход является правильным, поскольку до принятия общим собранием решения наследник сохранял право стать участником ООО, что исключало проведение выплаты. Поскольку срок проведения выплаты при выходе участника из ООО остался неизменным (один год) и в новом законодательном акте, и поэтому нет предпосылок для смены судебной практики в этом вопросе, делаем вывод, что при принятии общим собранием решения согласно части 2 статьи 23 Закона об ООО, расчет с наследником будет также проводиться на протяжении 12 месяцев с момента принятия решения общим собранием.

Обратим внимание на следующее: если применяется Закон о хозобществах, то наследнику выплачивается именно часть в имуществе ООО, а не стоимость части в уставном капитале. Такая формулировка содержалась в части 2 статьи 55 Закона о хозобществах. При этом отсутствует единая практика расчета «части в имуществе». Существуют такие подходы:

стоимость части в имуществе определяется как доля чистых активов ООО, принадлежащая такому наследнику (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами корпоративных споров» от 24 октября 2008 года  13). В этом случае доказательством стоимости части в имуществе ООО является баланс ООО на дату смерти;

стоимость части в имуществе определяется как рыночная стоимость всего имущества ООО (постановление Верховного Суда от 10 мая 2018 года по делу  644/11307/14-ц). Если оценка имущества не была проведена самим ООО, суд может назначить экспертизу в зависимости от вида находящегося в собственности ООО имущества (оценочностроительную, товароведческую, автотовароведческую).

Следует отметить, что при применении норм Закона о хозобществах или положений не измененных уставов ООО оценке подлежит именно имущество ООО, а не корпоративные права, поскольку наследник в случае выплаты не получает корпоративных прав. Очевидно, что стоимость корпоративных прав и стоимость имущества ООО — это не одно и то же, ведь корпоративные права предполагают не только право на часть имущества в случае ликвидации, но и другие права, такие как право на дивиденды, право голоса на общем собрании и т.д. Поэтому проведение оценки части в уставном капитале в данном случае нецелесообразно.

Выводы

1. При выборе применимого при определении статуса наследника как участника ООО нормативного акта следует до 17 июня 2019 года руководствоваться уставом ООО, при условии, что он после 17 июня 2018 года ни разу не менялся и соответствовал последней редакции Закона о хозобществах.

2. После 17 июня 2019 года, а если устав ООО был изменен ранее — то после даты таких изменений, следует руководствоваться датой смерти участника: если участник умер до 17 июня 2018 года, объем наследства определяется Законом о хозобществах.

3. Если общее собрание участников ООО не принимает наследника, то расчет с ним проводится в 12-месячный срок, исчисляемый с момента принятия решения общим собранием.

4. Перед выплатой наследнику части в имуществе ООО необходимо провести оценку рыночной стоимости всего имущества ООО, которым оно обладало на день смерти наследодателя. Данный подход является новым в судебной практике — оценивается именно имущество ООО, а не его корпоративные права.

ШУМЕЙКО Иван старший юрист АО «Гладкий, Яценко и Партнеры», гЗапорожье

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA