В современном мире наличие хорошо сбалансированной комплаенс-программы в любом бизнесе имеет большое значение. Более того, неэффективная комплаенс-программа, не покрывающая в полной мере риски, связанные с коррупционными или иными нарушениями законодательства, чревата невозможностью успешного развития бизнеса и серьезно влияет на его привлекательность для потенциальных инвесторов.
Комплаенс-риски
Почему так происходит? Приобретая бизнес, любой инвестор предпочтет получить хорошо и законно оперирующую структуру с налаженными бизнес-операциями, приносящую прибыль. Никто не заинтересован в покупке потенциальных проблем, делающих бизнес невозможным, а вместо этого требующих пристального внимания и регулярных объяснений с правоохранительными органами. А при наличии нарушений законодательства внимание правоохранительных органов к бизнесу практически гарантировано, вопрос только во времени.
Именно поэтому собственники любого бизнеса, как и его менеджмент, должны быть заинтересованы в том, чтобы регулярно оценивать состояние бизнес-процессов с комплаенс-позиции и при необходимости своевременно реагировать на идентифицированные тревожные сигналы.
Наконец, кроме коммерческой заинтересованности в соответствии бизнеса общепринятым стандартам, требование относительно наличия в ряде случаев антикоррупционной программы у украинских компаний содержится в украинском законодательстве. Если украинская компания является дочерней структурой иностранной группы, требования к системе ее антикоррупционного комплаенса будут устанавливаться еще и с учетом соответствующего иностранного законодательства.
Как узнать, что определенный бизнес работает в правовом поле? Или, иначе говоря, куда смотреть и что проверить, чтобы диагностировать бизнес с комплаенс-позиции?
На практике комплаенс-диагностика бизнеса состоит из двух основных частей:
а) определение наиболее рискованных сфер деятельности компании (традиционно это контакты с государственными органами, предоставление услуг государственным структурам, участие в публичных закупках и т.д.), но не только;
б) оценка имеющейся в наличии антикоррупционной программы (а также системы других внутренних документов, регламентирующих соответствие бизнес-процессов законодательству) с точки зрения ее эффективности.
Что касается определения наиболее рискованных сфер деятельности компании, то кроме традиционных, указанных выше, такие сферы будут отличаться у каждой конкретной компании в зависимости от вида ее деятельности. Например, к специфическим сферам с высокими комплаенс-рисками относятся те, где могут иметь место коррупционные нарушения частного порядка («откаты» в коммерческих отношениях, дача взятки директору частной структуры и т.д.).
Быть и работать
Когда ключевые сферы для проведения проверки определены, приходит время собственно диагностики.
Фактически требования законодательства, как национального, так и зарубежного, к предупреждению компанией коррупционных правонарушений сводятся к требованию относительно наличия у компании хорошей комплаенс-программы, четко устанавливающей правила (что можно и чего нельзя), и проведения регулярных тренингов для персонала с целью обеспечения понимания и соблюдения такой программы.
Также большое значение имеет наличие у компании адекватной системы контроля за бизнес-процессами (к примеру, возможность для сотрудника уведомить о проблеме в соответствии с простой и понятной процедурой, наличие комплаенс-офицера, к которому можно обратиться за консультацией в случае возникновения сомнений), а также принятие адекватных юридических мер при выявлении каких-либо
нарушений.
Примерное содержание антикоррупционной программы украинской компании не представляет собой проблемы, поскольку основные требования к такой программе установлены законодательством. Кроме того, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции разработало соответствующую Типовую антикоррупционную программу юридического лица, которая может быть использована любой заинтересованной компанией в качестве основы или ориентира при разработке собственной программы.
Но наличие даже очень хорошей и юридически грамотной антикоррупционной программы само по себе не означает комплаенс в бизнесе. Программа должна не только существовать, но и выполняться сотрудниками, поэтому сотрудники не только должны знать о программе и ее требованиях, но и понимать, что невыполнение таких требований повлечет за собой негативные последствия. Сотрудники компании также должны быть в курсе изменений в законодательстве или новых требований менеджмента, влияющих на возможность надлежащего исполнения программы.
Самый эффективный способ для компании достичь такого результата — проведение регулярных комплаенс-тренингов для сотрудников, самостоятельно или с привлечением внешних консультантов. При диагностике содержанию и регулярности таких тренингов уделяется особое внимание.
Контроль за соблюдением комплаенс-программы должен осуществляться комплаенс-офицером, который, согласно своей должностной инструкции, отчитывается не менеджменту компании, а собственникам бизнеса. Также любой сотрудник должен иметь информацию о том, куда ему следует обратиться, если возникнет необходимость сообщить о проблеме, в том числе анонимно.
Опять же, с точки зрения диагностики бизнеса, очень хорошо, к примеру, если все сотрудники компании могут ответить на вопрос, к кому они должны обратиться с сообщением о проблеме, если потенциальное коррупционное нарушение совершается их непосредственным руководителем или при его участии.
Наконец, диагностика бизнеса всегда включает в себя проверку наличия алгоритма действий в случае получения сообщения о проблеме. Игнорирование проблемы или даже просто наличие возможности для сотрудника на любом уровне «придержать» такое сообщение без надлежащей реакции означает серьезную брешь в комплаенс-системе бизнеса.
Подводя итоги, отметим, что комплаенс-диагностика бизнеса — это своеобразный предохранитель, который способен предотвратить серьезные сложности в бизнесе и обеспечить его спокойное функционирование без вмешательства правоохранительных органов.
Соответственно, регулярное осуществление диагностики бизнеса выгодно всем — менеджменту, который должен обеспечить финансовый результат, собственникам, заинтересованным в привлекательности бизнеса для потенциальных инвесторов, и самим сотрудникам, которые получают возможность спокойно работать в правовом поле.
ШЕНК Ольга — старший юрист CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…