Самых честных правил — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №39 (1083) » Самых честных правил

Самых честных правил

Добросовестность субъекта хозяйствования в стремлении придерживаться правил конкуренции может и должна стимулироваться и поощряться государством

Вопрос внедрения в украинских компаниях внутренней системы соблюдения и предупреждения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции (так называемых программ антимонопольного комплаенса) стоит на повестке дня практически каждого крупного предприятия. Значение программ антимонопольного комплаенса возросло в связи с резко активизировавшимся развитием нормативного регулирования и правоприменительной практики в сфере защиты конкуренции. Это связано в том числе и с появлением новых подотраслей конкурентного права и определением новых полномочий ведомства в таких направлениях, как, например, регулирование в сфере государственной помощи и наделение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) соответствующими функциями. Кроме того, на актуальность внедрения программ антимонопольного комплаенса в значительной мере повлияло и ужесточение санкций за нарушения, что прекрасно демонстрируют решения по делам Google, картеля производителей грузовых автомобилей и решения АМКУ о нарушениях в Украине. Среди последних — известнейшее дело компании «Тедис-Украина» с ее более чем 400-миллионным штрафом или недавние решения по делам о согласованных действиях фармкомпаний и дистрибьюторов.

 

Негативный стимул

Огромные суммы штрафов и другие негативные последствия за нарушения (как, например, невозможность квалифицироваться для участия в публичных закупках), а также уже имеющийся опыт позитивного использования программ антимонопольного комплаенса крупными компаниями, в основном с участием иностранного капитала, несомненно должны стимулировать разработку и внедрение программы антимонопольного комплаенса в хозяйственной деятельности национальных предприятий различного масштаба. Однако, как нам кажется, все же большинство национальных компаний, в том числе крупных, к сожалению, пока и не слышали о таком понятии.

В отличие от некоторых соседних стран у нас действительно пока нет даже нормативного определения такой программы. Однако (по аналогии с банковским правом) можно было бы определить антимонопольный комплаенс как «комплекс правил, стандартов и процедур относительно выявления, противодействия и предупреждения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в деятельности хозяйствующего субъекта».

В стране существует проблема защиты конкуренции, хотя деятельность АМКУ в этом направлении в последние годы значительно активизировалась. Для повышения привлекательности украинских компаний для зарубежных партнеров требуется четкое осознание хозяйствующими субъектами, их собственниками и руководителями, другими ответственными работниками основных аспектов законодательства о защите конкуренции, что способно дать введение антимонопольного комплаенса среди украинских компаний.

Таким образом, понимание основ конкурентного законодательства, разработка и внедрение стандартов поведения и реагирования на те или иные обстоятельства и бизнес-процессы внутри компаний, так или иначе задевающие вопросы конкуренции, выработка общей внутренней позиции, если хотите, отношения к таким обстоятельствам имеют колоссальное значение для значительного снижения бизнес-рисков в этой сфере.

Также важно не только разработать общий документ (руководство), детально и понятно расписывающий правила, регламентирующие вопросы конкуренции с точки зрения закона, нормы поведения, исключающие нарушения конкурентного права, а также последовательность действий каждого соответствующего сотрудника компании при обнаружении рисков нарушения. Такое руководство должно описывать риски и возможные последствия, с которыми может столкнуться субъект хозяйствования не только в случае нарушения, но и в случае подозрения в нарушении. Возможно, следует определить степень ознакомления с такими правилами для разных категорий сотрудников. Для них необходимо проводить соответствующие их категории мероприятия (тренинги, семинары и т.п.), цель которых заключается в понимании сотрудниками (да и собственниками) последствий их действий или бездействия, касающихся сферы конкуренции, и четком уяснении, как реагировать на выявленные риски. То есть важнейшими этапами реализации программы антимонопольного комплаенса являются обучение, контроль знаний и конкретного поведения (реакций) при тех или иных обстоятельствах.

 

Плюсы внедрения

Каких позитивных эффектов можно ожидать от внедрения программ антимонопольного комплаенса? Для государства и экономики в целом внедрение программ комплаенса ожидаемо может привести к определенному снижению степени монополизации экономики и дальнейшему развитию конкуренции в результате исключения субъектами хозяйствования на первом этапе по крайней мере грубых нарушений конкурентного законодательства. Для АМКУ позитивным будет и то, что в какой-то степени снизится огромная нагрузка на ведомство в разрезе выявления нарушений и расследования дел.

Для субъектов хозяйствования внедрение и добросовестное соблюдение программы комплаенса резко снизит риски совершения нарушения законодательства о защите конкуренции и, как следствие, наступления негативных последствий от таких нарушений. Кроме того, это даст возможность сэкономить значительные суммы расходов, связанных с защитой от обвинений в нарушении (как в рамках расследований АМКУ, так и в судах) и, возможно, добиться уменьшения самого размера санкций в случае ненамеренных нарушений.

В среде экспертов по-прежнему идут дискуссии о том, следует ли уменьшать размер санкции за нарушения при наличии у нарушителя программы антимонопольного комплаенса, либо, наоборот, наличие такой программы станет усугубляющим вину обстоятельством. Несмотря на то что в ряде европейских стран наличие программы является смягчающим вину обстоятельством и способствует снижению санкций за нарушения, механически подходить к этому вопросу в украинских реалиях не стоит. Нецелесообразно стимулировать формальное внедрение программы комплаенса лишь для того, чтобы предоставить потенциальному нарушителю возможность учитывать в своем бизнес-планировании определенную «скидку» в предсказуемом размере штрафа.

В то же время добросовестный подход компании, внедрившей у себя программу и обеспечившей ее надлежащее выполнение, при выявлении нарушения может свидетельствовать о вине конкретных сотрудников или руководителей, совершивших нарушение вопреки стремлению самой компании четко следовать правилам конкуренции. В таких случаях будет справедливо, если орган АМКУ станет учитывать подобные обстоятельства как смягчающие вину компании и, соответственно, применять менее жесткие санкции, чем в обычных случаях.

Как бы там ни было, но добросовестность субъекта хозяйствования в стремлении придерживаться правил конкуренции может и должна стимулироваться и поощряться государством.

Но чтобы программы антимонопольного комплаенса соответствовали ожиданиям АМКУ, бизнес, в свою очередь, должен иметь право рассчитывать на получение от регулятора рекомендационных (методических) разъяснений относительно минимально желательного объема информации, описания правил, порядков и процедур для внедрения в программу, чтобы такая программа воспринималась ведомством надлежащим образом и имела соответствующий эффект.

А вопрос полного формального согласования программы конкретного субъекта с АМКУ, наверное, пока не ко времени, поскольку программа (ее содержание и предусмотренные ею мероприятия) является делом добровольным. В то же время определенные пожелания и рекомендации ведомства хотелось бы иметь уже при ее разработке, выполнении и последующем совершенствовании.

Кроме того, анализ программы комплаенса и добросовестности субъекта при ее осуществлении может быть необходимым элементом для объективной оценки его действий как в процессе рассмотрения дела по признакам нарушения конкурентного законодательства, так и при определении санкций.

 

ФЕФЕЛОВ Александр — руководитель практики антимонопольного и конкурентного права ЮФ «Ильяшев и Партнеры», адвокат, г. Киев


Комментарий

Смягчающее обстоятельство

Анна ПЕРЕЛЫГИНА-КОВАЛЬЧУК, юрист ESQUIRES

Использование компанией программы антимонопольного комплаенса однозначно не может рассматриваться как усугубление вины при нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. Это скорее является смягчающим обстоятельством, сигналом, что компания стремится к минимизации рисков совершения подобных правонарушений. Незначительное повышение размеров штрафных санкций может стимулировать бизнес к соблюдению правил конкурентного поведения, а понижение размеров штрафов окажет обратный эффект.

Внедрение в бизнес-процессы программы антимонопольного комплаенса не является 100-процентной гарантией соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции. Во-первых, сегодня нет четкого и всеобъемлющего правового регулирования вопроса антимонопольного комплаенса (такой термин не закреплен ни в одном нормативном акте). Во-вторых, разработка такой программы требует содействия контролирующего органа, в частности, принятия АМКУ ряда методических рекомендаций, охватывающих различные отрасли бизнеса, наличия систематизированной практики по рассмотрению антимонопольных нарушений и т.д.

 

Проще — не всегда значит лучше

Александр ВОЗНЮК, партнер ЮФ Asters

На антимонопольный комплаенс не следует смотреть исключительно как на инструмент предупреждения штрафов, хотя и это важно. Часто такой взгляд на фоне кажущейся призрачности рисков попасть в поле зрения АМКУ и делает комплаенс невостребованным.

Но на самом деле функции и значение комплаенса намного шире и важнее для бизнеса. Жесткая конкуренция требует постоянного поиска решений. К сожалению, самые быстрые и простые из них нередко выводят компанию за рамки правового поля, а потому они ненадежные и неэффективные, тем более в долгосрочной перспективе.

Комплаенс заставляет персонал не ограничиваться такими предложениями, а находить безопасные и более эффективные для компании решения. Можно попробовать увеличить объем продаж, уговорив покупателя отказаться покупать у конкурента, что довольно опасно, а можно разработать значительно более эффективные и законные решения продвижения своего товара, которые будут объективно стимулировать добровольно покупать больше вашей продукции. Я бы сказал, что комплаенс в компании — это отражение уровня культуры ведения бизнеса и важнейшее условие его успешного и устойчивого развития.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Вместе встречу изменить нельзя

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Польшу исключили из европейского судебного органа

Государство и юристы

Правила IFA

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

ЕС подозревает Amazon в недобросовестной конкуренции

Государство и юристы

Кинозалп

Узнать ВСе о ВАС

Разумные строки

Чувство долго

Это было давно

Конспект

Выездная поверка

Заграничное состояние

Новости законотворчества

Отрасли практики

Состав ЦИК увеличили до 17 человек

Инициирован проект главного финансового закона страны на 2019-й

Президентский сценарий конституционных изменений направили в КСУ

Новости из Евросуда

Судебная практика

Требование покинуть зал суда за ношение хиджаба нарушает свободу религии

Украина не несет ответственности за нарушения на территории Приднестровья

Игорь Самсин добился отмены решения ВСП о его увольнении

ВС обязал миграционный орган выдать истице паспорт в форме книжечки

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» консультирует криптообменную площадку Cryptagio

АО «Могильницкий и Партнеры» инициировало упрощение процедуры изменения места голосования на выборах для вынужденных переселенцев

CMS консультирует ING в связи с двумя проектами по финансированию агропромышленного сектора в Украине

ЮФ Sayenko Kharenko выступила советником EFSE в связи с финансированием «Кредобанка»

Отрасли практики

Незабитое старое

Закупочная сцена

Самых честных правил

Гражданский толк

Командное выступление

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Мания приличия

Самое важное

Прямой наводкой

Материальное предложение

Фискальный ход

Регламентные работы

Судебная практика

Бюджетный процесс

Дневная норма

Тема номера

Подмеченная репутация

Прогрессивная ставка

Один лаз

Частная практика

Рейтинговые узы

Инициатива доказуема

Быть в качестве

Інші новини

PRAVO.UA