Пересеченная уместность — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (1075) » Пересеченная уместность

Пересеченная уместность

Предоставление украинским гражданам права безвизового въезда в страны ЕС повлекло за собой необходимость в усовершенствовании механизмов контроля над пересечением границы иностранцами

Согласно положениям Конституции Украины, граждане других стран и лица без гражданства равны в правах с гражданами Украины. Таким образом, первым предоставляется так называемый национальный режим. В то же время Украина, согласно международным правовым принципам взаимности, также устанавливает определенные правила въезда/выезда, пребывания на ее территории и др.

В частности, предоставление украинским гражданам права безвизового въезда на территорию стран Европейского Союза повлекло за собой и необходимость соблюдения некоторых требований безопасности, что выражается в том числе в усовершенствовании механизмов контроля над пересечением границы Украины, процедур ведения учета и регистрации места проживания иностранных граждан.

Обеспечение безопасности граждан Украины и ее территории в настоящее время стало приоритетным направлением государственной политики. Подтверждением этого тезиса является целый ряд законодательных новелл сфере миграции и гражданства. Еще большее количество законопроектов были внесены на рассмотрение Верховной Рады Украины за 2015—2018 годы (например, законопроекты № 3048, № 5509, № 6085, № 7017).

 

Ответственность иностранцев

Последние изменения коснулись усовершенствования механизмов привлечения к ответственности иностранных граждан, которые нарушили разного рода иммиграционные правила. В частности, 27 февраля 2018 года парламент принял ряд изменений к Кодексу Украины об административных правонарушениях (Кодекс), Закону Украины «О правовом статусе иностранцев, лиц без гражданства», Закону Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите» с целью усиления пограничной безопасности государства. Речь идет о Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в отношении обеспечения пограничной безопасности государства» № 2293-VIII, который вступил в силу 29 марта 2018 года (Закон).

Нарушение иммиграционного режима независимо от причин влечет за собой привлечение к ответственности иностранного гражданина. Обычно к нарушителям применяются такие виды административной ответственности, как штраф, депортация и запрет на въезд на территорию страны. Указанные правонарушения являются административными, что предполагает оформление протокола о фиксации правонарушения и постановление о привлечении к административной ответственности. Иностранные граждане привлекаются к ответственности в том же порядке, что и граждане Украины: то есть привлечь к ответственности можно нерезидента, который достиг 16 лет.

Нарушение иммиграционного режима, согласно терминологии Кодекса, может выражаться в нарушении правил пересечения границы (в том числе и правил въезда на временно оккупированную территорию Украины), таможенного контроля, сроков пребывания на территории Украины, проживании по поддельным (недействительным) документам, трудоустройстве без получения соответствующего разрешения, а также в нарушении правил регистрации места проживания в Украине.

 

Размер штрафа

Ни для кого не секрет, что довольно распространенным правонарушением было пребывание на территории Украины иностранцев сверх допустимых 90 дней в течение 180 дней. Для большинства из них ранее существовавший штраф в размере до 850 гривен (что в перерасчете составляло 20–30 евро) не был существенным стимулом для соблюдения миграционного законодательства. В связи с этим было принято решение ужесточить меры ответственности, применяемые к иностранцам.

В целом идеология привлечения к ответственности и соответствующая процедура существенных изменений не претерпела. Хотя размер штрафа и был увеличен (теперь штраф за несоблюдение иностранцами правил пребывания на территории Украины может составлять от 1700 до 5100 гривен), он все равно в разы меньше, чем аналогичные штрафы, например, в европейских станах. Так, нарушителей иммиграционного режима Шенгенской зоны могут обязать уплатить штраф в размере до 700 евро.

Сотрудники Государственной пограничной службы Украины при определении конкретной суммы штрафа учитывают срок нарушения, его причины и личность нарушителя. Так, например, если иностранный гражданин пребывал на стационарном лечении и имеет документальное подтверждение этого факта, сумма штрафа приблизится к минимальной границе.

Следует отметить, что к малолетним иностранным гражданам административная ответственность не применяется.

 

Новые виды нарушений

Упомянутый Закон предусматривает и два новых вида административных правонарушений, а именно — неисполнение решения о запрете въезда на территорию Украины (статья 2031 Кодекса) и нарушение порядка въезда в район проведения антитеррористической операции или выезда из него (статья 2044 Кодекса).

Как мы уже упоминали выше, ряд изменений коснулся и Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите». Так, достаточно серьезное наказание — запрет на въезд сроком на десять лет — будет применяться к лицам, которые нарушили вынесенный ранее в их отношении запрет на въезд. Увеличили и применимый срок запрета на въезд на территорию Украины и для нерезидентов, которых задержали при пересечении государственной границы Украины за пределами пунктов пропусков, — теперь им будет запрещен въезд в Украину сроком на пять лет. Аналогичная процедура применяется и в странах Шенгенской зоны: в странах — участниках действует система SIS, в которую вносятся данные лиц, нарушивших иммиграционные правила, с запретом на въезд от шести месяцев до пяти лет; жесткие правила применяют также и в США — запрет на въезд может составлять от трех до десяти лет.

В целом описанные изменения в иммиграционном режиме не привели к созданию новых механизмов привлечения к ответственности. Цель принятия Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения пограничной безопасности государства» № 2293-VIII от 27 февраля 2018 года скорее состояла в приведении размеров штрафов в соответствие с экономическими реалиями и в стимулировании правомерного поведения иностранцев. К сожалению, описанные изменения не получили широкого освещения в СМИ, и для многих иностранных граждан новые суммы штрафов вызывают удивление.

 

ЯЩЕНКО Татьяна — старший юрист ЮФ EXPATPRO, г. Киев


Комментарии

Успешная реформа

Виктор МАКОВИЙ, юрист ЮФ Hillmont Partners

В связи со вступившими в силу 29 апреля с.г. изменениями относительно обеспечения пограничной безопасности государства установлена принципиально новая ответственность за нарушения, связанные с пересечением границы Украины.

По данным Государственной миграционной службы Украины, чаще всего нарушителями выступали граждане Индии, Ирака, Туркменистана, Нигерии и Азербайджана.

Нужно быть реалистом и честно признаться, что штраф, а точнее его размер, не может быть эффективным противодействием нарушений пограничной безопасности государства.

Административная ответственность в виде штрафа действенна и эффективна в комплексе с другими административными воздействиями. Речь идет о запрете на въезд в Украину. То есть без уплаты штрафа нарушитель получит запрет на въезд в Украину сроком на три года, а если этот запрет игнорировать, то срок увеличится до десяти лет.

В целом проведенная реформа довольно успешна, полностью соответствует реалиям.

 

Обоснованно, но без индивидуализма

Владислав МАРТЫНЧУК, младший юрист ЮКК «Де-Юре»

Негативные последствия для правонарушителей должны соотноситься с характером правонарушения и значимостью охраняемых общественных интересов. В данном случае речь идет об осуществлении эффективного контроля за лицами, которые въезжают на территорию Украины, что является важной составляющей защиты национального суверенитета. Поэтому установление запрета дальнейшего въезда лицам, нарушившим запрет въезда на территорию Украины, вполне обоснованно и даже необходимо в современных реалиях.

Однако законодатель недостаточно гибко подошел к определению срока запрета въезда — у органа исполнительной власти отсутствуют дискреционные полномочия по определению конкретного срока, ведь норма закона, устанавливающая срок ограничения только в десять лет, имеет императивный характер. Санкция, предусмотренная частью 3 статьи 13 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», не соответствует принципу индивидуализации юридической ответственности.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Домашний подопечный

Акцент

Специально для ВАС

Государство и юристы

Капитальный ремонт

Бес цензуры

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

В ЕС анонсировали новые правила предоставления гражданства

Суд ЕС озвучил позицию насчет использования фотографий, найденных в интернете

Государство и юристы

Люди высокого остатка

Оценить участок

Документы и аналитика

С цепью защиты

Конспект

СМИрный договор

Новости законотворчества

Судебная практика

Предложен алгоритм решения проблемы задолженности по решениям судов

Инициирован проект закона об общественном контроле за деятельностью органов власти

В законодательстве может появиться новый термин — «политическая коррупция»

Новости из Евросуда

Отрасли практики

Отсутствие реального исполнения судебного решения о визитах к ребенку нарушает статью 8 Конвенции

Вызов в суд посредством общественного уведомления может быть недостаточным для обеспечения права на справедливый суд

Новости из зала суда

Судебная практика

Верховный Суд встал на сторону ВККС в споре с судьей, который не прошел квалификационное оценивание

Верховный Суд высказался по поводу назначения дополнительного срока для принятия наследства

Новости юридических фирм

Частная практика

Адвокат Елизавета Герасименко назначена на должность в Администрацию Президента Украины

CMS предоставила юридические консультации в связи с инвестированием в солнечные электростанции

Юрфирмы Asters и «ЕПАП Украина» анонсировали объединение

Interlegal сопроводил взыскание долга

ЮФ Aequo защитила интересы телевизионных производственных компаний группы «Пилот»

МЮФ DLA Piper консультирует Pegasus Aviation VI по вопросу лизинга самолета Boeing компании Azur Air Ukraine

Отрасли практики

Пересеченная уместность

Выходное пособие

Реформенный беспорядок

Переходные положения

Явный вред

Данные свыше

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

В высшей степени

Аргументы по факту

Судебные требования

Судебная практика

По секрету всему Совету

Портовые споры

Тема номера

Злоключения эксперта

Бесполезная модель

Исправить ОПИСку

Трибуна

Нивелирная работа

Частная практика

Творческое объединение

Інші новини

PRAVO.UA