Уметь или не иметь — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №17 (1061) » Уметь или не иметь

Уметь или не иметь

Совсем недавно в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект «О валюте» (законопроект), в котором разрешено все, что не запрещено, и который меняет логику процессов. Поскольку законопроект зарегистрирован с пометкой «неотложный», он будет рассмотрен вне очереди и принят в кратчайшие сроки и с минимумом правок.

 

Валютное регулирование

Прежде всего стоит отметить, что сегодня основу валютного законодательства составляют Декрет Кабинета Министров Украины (КМУ) № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (Декрет КМУ) и Закон Украины № 185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» (Закон № 185/94-ВР). Согласно части 2 статьи 15 законопроекта, именно эти два нормативных акта утратят силу с момента вступ­ления в законную силу нового закона «О валюте». Действующий Декрет КМУ оговаривает общие положения валютного регулирования и контроля, определяет значение отдельных терминов, содержит перечень операций с валютными ценностями, определяет порядок и виды лицензирования деятельности по осуществлению валютных операций, устанавливает полномочия государственных органов и функции банковской системы в сфере валютного регулирования.

В свою очередь, Закон № 185/94-ВР устанавливает ограничения сроков расчетов по импортным и экспортным операциям в иностранной валюте (те самые 180 дней), порядок их продления, а также предусматривает полномочия Национального банка Украины (НБУ) относительно их изменения.

Итак, перейдем к тому, чем разработчики законопроекта аргументируют необходимость принятия нового закона и какие последствия в результате его принятия следует ожидать.

 

Упрощение

Новый закон упростит существующее валютное законодательство — вместо нескольких нормативных актов будет только один закон.

Разработчики законопроекта утверждают, что принятие нового закона упростит валютное законодательство путем уменьшения количества регулирующих нормативных актов и установления четкой иерархичной структуры действующих актов.

Но из указанного выше следует, что новый закон, исходя из своего содержания, заменит Декрет КМУ, в свою очередь Закон № 185/94-ВР фактически будет заменен актом НБУ соответствующего содержания.

В презентации НБУ очень интересно представлено действующее и будущее валютное законодательство.

Действующее законодательство изображено в виде паутины из множества актов с непонятной иерархией, а будущее законодательство — в виде четкой иерархической вертикали, во главе которой стоит Закон Украины «О валюте».

Если присмотреться внимательно, то станет понятно, что составляющие принципиально не меняются, иерархия нормативных актов есть и сейчас, а положения нового закона на нее никак не смогут повлиять, поскольку этот принцип закреплен Конституцией Украины.

Ни презентация, ни пояснительная записка, ни положения самого законопроекта не дают четкого ответа на вопрос, каким образом или за счет чего упрощается нормативное регулирование валютного законодательства, однако стремление этого достичь является позитивным сигналом, поскольку порой даже специалистам сложно разобраться в значительном количестве нормативных актов, которые регулируют правоотношения в этой сфере.

 

Нормы ЕС

«Новый закон соответствует нормам ЕС в сфере валютного регулирования.»

Декларируя подобное, разработчики законопроекта ссылаются на то, что новый закон полностью соответствует положениям статей 144–147 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Так, стороны обязуются обеспечивать свободное движение капитала, а также выплату или репатриацию инвестированных капиталов и полученной прибыли. Кроме того, стороны обязуются продолжать либерализацию законодательства с целью облегчения движения капитала.

На примере положений об ограничении сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям можно примерно понять логику разработчиков законопроекта: с одной стороны, в новом законе не содержатся императивные нормы относительно ограничения таких сроков, но в законопроекте фактически прямо указано, что такие ограничения могут быть установлены актом НБУ одновременно со вступлением в силу нового закона.

Подобная ситуация и с остальными мерами защиты, такими как обязательная продажа части валютной выручки, введение специальных разрешений на проведение отдельных операций и т. д.

Не запрещено — значит разрешено

Главный принцип нового закона — разрешено все, что прямо не запрещено. Согласно действующим нормативным актам, разрешено только то, что прямо предусмотрено в соответствующих актах.

Довольно странно видеть подобное утверждение в контексте аргументации принятия какого-либо нормативного акта в Украине, поскольку главный принцип нашей правовой системы как раз и заключается в том, что разрешено все, что прямо не запрещено, а обратный принцип, когда разрешено только то, что прямо предусмотрено законом, распространяется исключительно на деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, о чем гласит статья 19 Конституции Украины.

Очевидно, что позицию разработчиков можно аргументировать положениями статьи 4 законопроекта, предусматривающей, что валютные операции осуществляются без ограничений, кроме случаев принятия НБУ в соответствии с этим законом мер защиты.

Однако аналогичная норма содержится и в статье 2 действующего Декрета КМУ, где сказано, что резиденты и нерезиденты имеют право осуществлять валютные операции с учетом ограничений, установленных законодательством Украины.

 

Срок не ограничен

Итак, НБУ декларирует, что с момента принятия нового закона исчезнут ограничения срока расчетов по импортным и экспортным операциям.

Действительно, статьями 1, 2 Закона № 185/94-ВР прямо устанавливаются ограниченные сроки расчетов по экспортным и импортным операциям — 180 дней, а новым законом такое ограничение не предусмотрено.

Но, согласно статье 12 законопроекта, НБУ предоставляются полномочия по применению мер защиты в виде:

1) обязательной продажи части поступлений в иностранной валюте;

2) установления граничных сроков расчетов по операциям экспорта и импорта продукции и транспортных услуг;

3) установления особенностей проведения операций, связанных с движением капитала;

4) введения специальных разрешений на проведение отдельных валютных операций;

5) резервирования средств по валютным операциям;

6) других мер, определенных статьей 71 Закона Украины «О Национальном банке Украины».

Тут же смотрим на часть 6 статьи 15 законопроекта, которая гласит, что нормативно-правовые акты Национального банка, которыми вводятся меры защиты, предусмотренные статьей 12 закона и которые вступают в законную силу одновременно с введением в действие закона, действуют до признания их НБУ утратившими силу.

Проще говоря, меры по ограничению сроков расчетов по импортным и экспортным операциям, которые сейчас предусмотрены статьями 1, 2 Закона № 185/94-ВР, могут быть установлены нормативно-правовыми актами НБУ, и только он сможет их отменить.

Кроме того, у НБУ остаются и полномочия относительно временного введения перечисленных мер защиты на срок, не превышающий шести месяцев.

Следует отметить, что у субъектов внешнеэкономической деятельности, как предусмотрено и действующим законодательством, остается возможность продлить такие сроки путем получения соответствующего заключения от Министерства экономического развития и торговли Украины, но получить его можно только относительно ограниченного круга операций, поэтому большинству субъектов внешнеэкономической деятельности такая опция недоступна.

Вопрос ограничения сроков расчетов по экспортным и импортным операциям является одним из самых болезненных для субъектов внешнеэкономической деятельности, и отмена таких ограничений, безусловно, «развязала бы руки» бизнесу.

В результате детального анализа положений законопроекта, несмотря на декларации его разработчиков, приходится констатировать, что, во-первых, такие ограничения фактически никто не отменит, просто после принятия нового закона они будут установлены актом НБУ, а не законом, как сейчас, во-вторых, у НБУ по-прежнему остается право дополнительно сокращать такие сроки в ручном режиме путем принятия временных актов.

 

Исключить наказания

Положениями статьи 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 года № 959-XII за нарушение этого или связанного с ним закона предусмотрено применение специальной санкции в виде приостановления внешнеэкономической деятельности.

Согласно переходным положениям законопроекта, эту статью предложено исключить полностью из Закона № 959-XII, кроме того, законопроектом не предусмотрен другой механизм определения и применения подобной санкции в отличие, например, от мер защиты в виде ограничения сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, которые могут быть введены актом НБУ.

Таким образом, можно утверждать, что новый закон действительно облегчает «груз ответственности» субъектов внешнеэкономической деятельности, что должно порадовать целевую аудиторию, а продиктовано такое решение, очевидно, тем самым задекларированным стремлением к либерализации, чего требует от нас Европейское сообщество.

 

Можно без регистрации

Законопроект действительно не содержит положений об обязательной регистрации кредитов, полученных из-за границы, или о декларировании валютных ценностей за границей в отличие от действующего Декрета КМУ.

Но тут необходимо отметить следующее: хотя законопроект и не содержит таких требований, но НБУ предоставляются полномочия устанавливать их своими нормативными актами, то есть, с одной стороны, из закона исключается императивная норма, с другой — очевидно, что после принятия закона НБУ восполнит этот пробел своими нормативными актами.

 

Не слишком ли широко?

В результате детального рассмотрения положений законопроекта и сравнения его норм с действующим законодательством можно прийти к выводу, что субъектам внешнеэкономической деятельности не стоит ожидать каких-то кардинальных изменений в этой сфере. Скорее всего, пробелы регулирования отдельных правоотношений, присутствующие в новом законе, будут ликвидированы соответствующими нормативными актами Национального банка.

Это скорее первый шаг к либерализации валютного законодательства в соответствии с европейскими стандартами, а не решение наболевших проблем в данной сфере, чего, собственно, не отрицают и разработчики законопроекта.

Анализируя правильность предоставления НБУ таких широких полномочий, следует исходить из того, что в идеале Национальный банк должен быть независимым от политики органом и иметь возможность самостоятельно принимать решения, гарантирующие возможность выполнения его главной функции — обеспечения стабильности национальной денежной единицы.

Конечно, в реалиях нашей страны, исходя из возрастающего уровня недоверия к любым государственным структурам и сомнений в компетентности их должностных лиц, невозможно безоговорочно приветствовать расширение полномочий таких структур. Поэтому некоторые специалисты с опасением относятся к предоставлению НБУ широких полномочий и открыто критикуют такое решение.

Тут важно отметить, что даже в развитых странах до сих пор возникают дискуссии относительно степени независимости центральных банков, тем не менее, возлагая на орган какую-то функцию, государство обязано предоставить ему максимальный арсенал инструментов для ее надлежащего выполнения, и в этом отношении новый закон — максимально смелое решение.

 

ПУГАЙКО Игорь — юрист ЮФ Hillmont Partners, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Lеgal High School

Учение — в свет!

Акцент

Доказательное дело

Государство и юристы

Экспертно-импортные операции

Пора и шесть знать

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правительство инициирует усиление ответственности за нарушение избирательного законодательства

Установлен минимальный возраст полового совершеннолетия — 16 лет

Копии электронных доказательств предлагается удостоверять нотариально

Государство и юристы

Принять за честную монету

Доходная участь

Документы и аналитика

Семейные ценности

Конспект

Защита и практика

Новости из Евросуда

Судебная практика

Отказ в опекунстве родственника нарушает принцип уважения к семейной жизни

Отсутствие обоснования отклонения судом жалобы на нарушение принципа состязательности нарушает право на справедливый суд

Суд отказал судье в удовлетворении иска к ВСП

По истечении трех лет налоговые органы утрачивают право принимать меры по взысканию долга — ВС

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Asters консультирует Anadolu Efes относительно слияния пивоваренных бизнесов с AB InBev стоимостью 2 млрд долл. США

Interlegal представила интересы клиента в споре с налоговыми органами Испании

Олег Матюша возглавил практику недвижимости в киевском офисе Kinstellar

ЮК Hillmont Partners выиграла тендер ГП «Энергорынок» по закупке юруслуг

Виктория Клымюк стала партнером ЮФ «Салком»

CMS предоставила юридические консультации ING в связи с возобновляемыми кредитными линиями для группы компаний «Астарта»

Aequo консультирует DebtX по вопросам ее квалификации ФГВФЛ

Отрасли практики

Только через мой труд

Уметь или не иметь

Встречная полоса

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Re:структурные перемены

Самое важное

Крипторывок

Десятая часть

Сообразить за двоих

Новые комитеты АНПУ

Судебная практика

Внесудебное урегулирование

Ложное дело

Судебная практика

Судебные решения

Приговор суда имеет обязательное значение для административного суда только в части установленных фактических обстоятельств

Судебная практика

Сущная формальность

Тема номера

Отличное место

Суд решения

Составить на потом

Сила толка

Частная практика

Изучать уверенность

Інші новини

PRAVO.UA