20 марта 2018 года было принято постановление Верховной Рады Украины «О принятии за основу проекта Кодекса Украины по процедурам банкротства» (проект № 8060), которым предусматривается введение такой неоднозначной и дискуссионной процедуры, как банкротство физических лиц.
Зарубежный опыт
Стоит отметить, что институт банкротства физических лиц не является изобретением национального законодателя и уже давно функционирует в разных странах.
Так, например, в США процедура банкротства физических лиц регулируется Федеральным кодексом о банкротстве. Согласно статистике, в период с 2005-го по 2011 год указанную процедуру прошли около 8 миллионов человек, что составляет приблизительно 2 % населения страны.
Процедура банкротства физических лиц также применяется в Германии, Великобритании, Франции, Канаде и других странах. Причем в Германии в кризисный 2009 год по собственной инициативе заявление о признании их банкротами подали более 3 миллионов граждан.
Что же готовит нам проект
Проект № 8060 предусматривает, что после открытия производства в деле о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, на протяжении которого приостанавливается исполнение должником денежных обязательств, прекращается взыскание с физического лица по всем исполнительным документам (за исключением исполнительных документов по взысканию алиментов и по требованиям о взыскании вреда, причиненного здоровью и жизни граждан), а также не насчитывается неустойка и другие финансовые санкции.
Указанные выше положения проекта № 8060, на мой взгляд, являются несомненным плюсом для добросовестного должника, делая для него процедуру банкротства более привлекательной по сравнению с принудительным исполнением судебного решения органами исполнительной службы.
Следует отметить, что в рамках производства в деле о банкротстве физического лица могут применяться следующие процедуры: реструктуризация долгов должника; признание должника банкротом и введение процедуры погашения долгов; мировое соглашение, которое может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.
Цель процедуры реструктуризации долгов состоит в решении проблем задолженности должника путем изменения способа и порядка исполнения его обязательств. В рамках указанной процедуры разрабатывается соответствующий план реструктуризации, который подписывается должником, после чего требует одобрения собранием кредиторов и утверждения хозяйственным судом.
Со дня утверждения указанного выше плана требования кредиторов, включенные в план реструктуризации, могут быть удовлетворены только в порядке и способом, которые предусмотрены таким планом.
При этом не подлежат реструктуризации долги относительно оплаты страховых платежей на общеобязательное государственное пенсионное и иное страхование и долги по кредитам, полученным на отдых, развлечения, приобретение предметов роскоши, а также долги, возникшие в связи с участием должника в азартных играх.
По сути процедура реструктуризации долгов является своего рода аналогом ныне действующей процедуры санации должника.
Если должник не способен удовлетворить требования кредиторов, то хозяйственный суд на основании заявления кредитора или самого должника признает такое физическое лицо банкротом и начинает процедуру погашения долгов.
В процессе процедуры погашения долгов формируется ликвидационная масса, за счет которой и погашаются требования кредиторов.
По моему мнению, позитивным моментом проекта № 8060 относительно защиты прав должника — физического лица и членов его семьи является то, что в состав ликвидационной массы не включается единственное социальное жилье (квартира, общая площадь которой не превышает 60 м2, или жилая площадь, площадь которой не превышает 13,65 м2 на каждого члена семьи, место проживания которых зарегистрировано в такой квартире; жилой дом, площадью не более 120 м2). К тому же из ликвидационной массы может быть исключено иное имущество должника стоимостью до 15 минимальных заработных плат, если оно необходимо для удовлетворения его насущных проблем.
После завершения процедуры погашения долгов должника хозяйственный суд закрывает производство в деле о банкротстве и принимает решение об освобождении должника — физического лица от долгов, которые не были погашены в указанной процедуре (кроме требований по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью и жизни человека и иных требований, неразрывно связанных с физическим лицом).
Вполне естественно, что проект № 8060 предусматривает случаи, когда хозяйственный суд может отказать должнику в освобождении от долгов (например, если должник искусственно создал долг для введения в процедуру банкротства, совершил действия относительно сокрытия или уничтожения имущества и т.д.). Указанное положение, как мне кажется, должно стать определенным превентивным механизмом, который не позволит недобросовестным должникам с помощью процедуры банкротства избегать исполнения взятых на себя обязательств перед кредиторами.
Один из спорных моментов проекта № 8060 связан с установлением определенных ограничений относительно физических лиц, которые были признаны банкротами. Так, например, на протяжении пяти лет указанные выше лица не могут заниматься независимой профессиональной деятельностью в качестве адвокатов, частных нотариусов, арбитражных управляющих, частных исполнителей, не могут возлагать на себя обязанности по договорам займа и кредитным договорам, а также не могут заключать договоры поручительства, передавать имущество в залог без указания данного факта и т.д. К тому же на протяжении пяти лет по заявлению указанных выше лиц не может быть открыто производство в деле о банкротстве, а если такое производство будет открыто по заявлению кредитора, то к указанному выше физическому лицу не применяются положения относительно освобождения от долгов.
С одной стороны, описанные положения могут выступить превентивным механизмом, сдерживающим недобросовестных должников от использования процедуры банкротства с целью неисполнения своих обязательств перед кредиторами.
В то же время запрет на пять лет добросовестному должнику, который по определенным причинам оказался в состоянии банкротства, заниматься независимой профессиональной деятельностью может фактически лишить его и его семью основного источника дохода, что в свою очередь увеличивает риски его неплатежеспособности в будущем.
Резюмируя выше изложенное, отметим, что инициатива введения в украинское законодательство института банкротства физических лиц в целом является прогрессивной идеей, которая призвана улучшить эффективность урегулирования проблемной задолженности физических лиц. Но для обеспечения баланса между интересами должника и его кредиторов проект № 8060, несомненно, нужно доработать при рассмотрении во втором чтении.
ГОНЧАРЕНКО Евгений — юрист ЮФ Aequo, г. Киев
С чистого листа
Елена ФОМИНА, партнер ЮК NOBILI, адвокат, арбитражный управляющий
Впервые физические лица получили наряду с юридическими лицами и предпринимателями возможность избавиться от долговых обязательств, многие из которых возникли еще со времен кризиса 2008 года. Новый кодекс может стать спасательным кругом для семей, которые в течение последних лет тщетно стараются урегулировать кредитные задолженности, даже несмотря на заинтересованность банков в уменьшении размера проблемных кредитных портфелей.
Однако следует учитывать низкий уровень правовой культуры и правосознания украинского общества. Во время обсуждения законопроекта представители банков высказывали обоснованные опасения относительно вероятности использования института банкротства как способа невозврата кредитов и злоупотребления правами. Такая ситуация может положить конец ипотечному кредитованию, которое только возрождается, и нанести серьезный удар по банковской системе Украины и рынку недвижимости.
Несмотря на неоднозначность оценки новой процедуры в профессиональных кругах, считаю, что банкротство физических лиц позволит начать жизнь с чистого листа многим украинцам.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…