Бизнес-клан — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №11 (1055) » Бизнес-клан

Бизнес-клан

Рубрика Тема номера

Неотъемлемым инструментом либерализации международной торговли являются преференциальные соглашения (в том числе соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) и о таможенных союзах). Сегодня, согласно официальной статистике, во Всемирной торговой организации (ВТО) нотифицированы 279 действующих соглашений. По мнению экспертов, количество преференциальных соглашений будет только увеличиваться из-за нарастающего кризиса в ВТО, толкающего государства к поиску альтернативных площадок для согласования новых правил международной торговли.

Украина не является исключением. За годы независимости в Украине накопился солидный арсенал — 16 соглашений о ЗСТ. Есть соглашения «первого поколения» со странами СНГ, а также с Грузией, Азербайджаном, Туркменистаном и Македонией, заключенные еще в 90-е. Такие соглашения заключались в основном с целью отмены импортных пошлин. После вступления в ВТО Украина стала подписывать соглашения о ЗСТ «второго поколения», которые охватывают вопросы не только отмены импортных пошлин, но и торговли услугами, конкуренции, защиты инвестиций, более подробно предусматривают графики либерализации тарифов, правила происхождения, процедуры разрешения споров и т.д. Примерами таких соглашений являются соглашения Украины с ЕС, Канадой, странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (Норвегией, Исландией, Швейцарией, Лихтенштейном), Черногорией и соглашение о ЗСТ в рамках СНГ (с Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Молдовой; соглашение не применяется к торговле с РФ с 1 января 2016 года). В настоящее время правительство активно ведет переговоры с Турцией и Израилем.

В рамках этой статьи мы постараемся разобраться, какие преференции предусмотрены соглашениями Украины о ЗСТ и насколько они выгодны украинскому бизнесу.

 

Товары под либерализацией

Проанализировав соглашения Украины о ЗСТ, мы пришли к выводу, что в основном все такие соглашения предусматривают практически полную отмену или существенное сокращение импортных пошлин на промышленные товары. Правда, это не означает, что украинские промышленные товары так легко могут попасть на иностранные рынки. Не стоит забывать, что существенным сдерживающим фактором были и остаются различия в техническом регулировании и требования к безопасности для таких товаров.

Не все так просто и с сельскохозяйственными товарами. Практически во всех соглашениях Украины о ЗСТ есть существенные ограничения в этой части. Как правило, тарифы не отменяются, а снижаются, да еще и не в один момент, а в соответствии с определенными графиками, например, в течение десяти лет; применяются индивидуальные или глобальные тарифные квоты, по исчерпании которых предполагается оплата импортных пошлин на общих основаниях. Отдельные сельскохозяйственные товары вообще исключены из либерализации. Учитывая вышеупомянутое, в этой статье мы сконцентрируемся именно на анализе преференций для сельскохозяйственных товаров.

 

Сельхозпошлины

Ждут ли украинские сельхозтовары на третьих рынках с распростертыми объятиями?

ЕС: для 84 % сельскохозяйственных товаров ЕС отменил пошлины полностью. 36 позиций сельхозпродукции, наиболее экспортно-ориентированной в Украине, могут импортироваться в ЕС без уплаты пошлин только в рамках тарифных квот, при исчерпании которых будет взыскиваться пошлина на общих основаниях. Под раздачу попали зерновые, мясо птицы, виноградный и яблочный соки, обработанные томаты, мед и ряд других товаров.

На бумаге все цифры выглядят очень красиво, а что же на практике? Например, объем тарифной квоты для импорта курятины в ЕС составляет 36,8 тыс. тонн (с увеличением до 40 тыс. тонн в 2021 году). Казалось бы, внушительно. Но только одна крупная агрофирма в год производит порядка 560 тыс. тонн курятины, из них 132 тыс. тонн идет на экспорт.

Аналогичная ситуация и с зерновыми. Тарифная квота для товара ­«пшеница мягкая, мука и гранулы» составляет всего 960 тыс. тонн в год (с увеличением до 1 млн тонн в 2021 году). Также в качестве подарка ЕС утвердил на три года дополнительную квоту для этой позиции в объеме 65 тыс. тонн. При этом Украина собирает в год более 60 млн тонн зерновых.

Страны ЕАСТ: поскольку с каждой из стран ЕАСТ заключено отдельное соглашение о сельском хозяйстве, в каждом случае применяются разные преференции. Например, в Швейцарию и Исландию отдельные виды зерновых могут экспортироваться без пошлин. В Норвегии применяется тарифная квота на твердую пшеницу в объеме 10 тыс. тонн в год, да еще предполагается, что она делится между Украиной и Канадой. Курятина вообще исключена из графиков либерализации Норвегии и Исландии, а в Швейцарию данная продукция может импортироваться в рамках глобальной тарифной квоты в размере 42,2 тыс. тонн в год, причем квота делится между всеми странами и предполагает уменьшенную пошлину, а не полную ее отмену.

Канада: достаточно много тарифов со стороны Канады отменены уже с начала действия соглашения о ЗСТ (например, в отношении зерновых). Не попадают под либерализацию 108 тарифных линий, в частности, отдельные виды курятины, молочные продукты, мясная продукция и сахар. Некоторые товары из данного списка могут импортироваться без пошлин в рамках глобальных квот. Но такие квоты делятся между всеми странами и достаточно небольшие по объему, например, по курятине всего 40 тыс. тонн, а ставка импортной пошлины вне квоты может достигать 249 %.

СНГ: соглашением о ЗСТ отменены пошлины практически на все сельхозтовары за исключением некоторых. Например, Беларусь, Казахстан и Молдова зарезервировали право применять импортные пошлины к импорту сахара в размере 340 долл. США за тонну, а при импорте в Молдову ставка импортной пошлины на сахар составляет 75 %.

Даже поверхностный анализ позволяет понять всю суровость реалий, заключенную в новости, что годовые тарифные квоты на импорт меда, виноградного и яблочного соков в ЕС исчерпаны Украиной уже 3 января 2018 года.

 

Мораль сей басни такова

Небольшой перечень приведенных примеров заставляет задуматься, насколько в принципе нужны нам соглашения о ЗСТ.

Ответ однозначный — нужны, поскольку сегодня соглашения о ЗСТ и о таможенных союзах по сути являются одним из возможных вариантов согласования более выгодных условий сотрудничества между членами ВТО, прямо разрешенным в ВТО.

С другой стороны, возникает другой вопрос: что делать, чтобы соглашения о ЗСТ действительно стали преференциальными для Украины и украинского бизнеса?

По нашему мнению, прежде всего очень важно, чтобы на уровне государства было сформировано стратегическое видение основных наиболее перспективных торговых партнеров, с которыми необходимо вести переговоры по заключению новых соглашений о ЗСТ. Есть надежда, что этот вопрос уже снят — после того, как правительством была утверждена экспортная стратегия, определяющая в том числе стратегических торговых партнеров Украины. Кроме того, Украина присоединилась к Пан-Евро-Мед. Чтобы воспользоваться «прелестями» диагональной кумуляции, осталась самая малость — заключить соглашения о ЗСТ с наиболее интересными торговыми партнерами. Например, с Турцией, что очень помогло бы нашей легкой промышленности.

Также очень важно (must have) проводить комплексный экономический анализ с моделированием разных ситуаций, что позволит определить экономически обоснованные сферы для взаимной либерализации, а также ее пороги во избежание ситуации, когда мы получаем преференции для объема товара, который в десятки раз меньше объема производства и экспорта.

Ну и самое главное — реальная либерализация в рамках соглашений о ЗСТ возможна только при активном участии бизнеса, который будет говорить, какие рынки ему нужны, какая либерализация и в каком объеме необходима, от чего нужно защищать украинский рынок. Для этого следует разработать прозрачные правила игры, предусматривающие взаимодействие бизнеса и власти на всех этапах согласования соглашения о ЗСТ: от подачи бизнесом статистики для обоснования своей позиции до отчета правительства о том, в каком объеме были учтены интересы такого бизнеса. В свою очередь бизнесу нужно активно включаться во все такие процессы и создавать реально действующие, а не марионеточные ассоциации, которые будут выступать рупорами целых индустрий и смогут отстаивать их позицию на всех уровнях. Эти ассоциации должны быть готовыми к предоставлению качественной консолидированной статистики по индустрии, обоснованию возможных негативных последствий, как это происходит в цивилизованных странах.

Только при соблюдении таких условий торговля действительно станет свободной.

 

МАХИНОВА Анжела — партнер Sayenko Kharenko, г. Киев,

МЫКУЛЯК Виктория — юрист Sayenko Kharenko, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

С места в барьер

В фокусе: Госпомощь

Цент поддержки

Государство и юристы

Альтернативный запрос

Новости законотворчества

Судебная практика

Для пенитенциарной системы разработан новый дисциплинарный устав

Предложено реформировать сектор нацбезопасности и обороны Украины

Для украинских производителей предусмотрят целый ряд защитных механизмов

Невозможность обжалования взыскания за неуважение к суду нарушает право на справедливый суд

Снос палаток и последующий запрет пикетов не соразмерны c ограничением права на мирные собрания

Суд передал на новое рассмотрение вопрос увольнения столичного судьи

ВС высказался по поводу обязательства обеспечения проведения аудита

Новости юридических фирм

Частная практика

AVELLUM консультировала Минфин в связи с привлечением НАЭК «Энергоатом» кредита под гарантии государства

Определены победители стипендиального конкурса ЮФ «АНК»

Юристы Interlegal сопровождали покупку коммерческой недвижимости в Италии

Людмила Волкова присоединилась к МЮФ Kinstellar в качестве управляющего юриста

В ЮФ Asters назначены новые советники

ЮФ Sayenko Kharenko расширила партнерский состав

Отрасли практики

Язык заплетается

Страховочный трюк

Шире КРУ

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

Сброс и предложение

Судебная практика

Повести под статью

В пределах нормы

Судебная практика

Судебные решения

О пенсионном обеспечении внутренне перемещенных лиц

О нюансах оформления налоговой отчетности

Решение следственного судьи о проведении внеплановой документальной проверки не подлежит апелляционному обжалованию

Тема номера

Бизнес-клан

Контрольная акция

Смартовский код

Каждому по услугам

Частная практика

Комбинация цифр

Киберактивность

Crime-тайм

Інші новини

PRAVO.UA