Сельское хозяйство в Украине, бесспорно, является одной из приоритетных отраслей, способствующей экономическому развитию страны и ее финансовой стабилизации в целом.
Новый инструмент
Сегодня аграрный сектор Украины крайне нуждается в новых финансовых инструментах и инновациях для его дальнейшего эффективного развития. Повышение экономической эффективности малых и средних аграрных предприятий во многом зависит от инноваций в механизации производственных процессов, модернизации устаревшего оборудования, создания надлежащей инфраструктуры по реализации продукции агропромышленного комплекса.
Такие экономические преобразования требуют привлечения значительного объема финансовых ресурсов, которых, как правило, не имеют малые и средние аграрные предприятия. При этом отсутствие прозрачного и понятного рынка, наличие бюрократической и коррупционной составляющей не всегда позволяют привлекать инвесторов, которые готовы финансировать в сельское хозяйство.
Именно поэтому с целью внедрения новых действенных механизмов, необходимых для экономической и инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса, 6 ноября 2012 года был принят Закон Украины «Об аграрных расписках» (Закон), предусматривающий введение в обращение нового финансового инструмента — аграрной расписки, которая позволила бы осуществлять прозрачное и эффективное кредитование малого и среднего бизнеса, а также была бы доступной и понятной как для украинских, так и для иностранных инвесторов.
Однако Закон с момента его принятия носил по сути декларативный характер и фактически не работал. Его имплементация требовала создания соответствующего реестра аграрных расписок, привлечения нотариусов, а также внесения ряда изменений в законодательные акты, в том числе относительно принудительного исполнения исполнительных надписей нотариусов на аграрных расписках.
Практическое внедрение аграрных расписок началось в 2014 году в рамках совместной работы Министерства аграрной политики и продовольствия Украины и Международной финансовой корпорации (IFС — группа Всемирного банка). Эффективность такого сотрудничества можно оценить, проанализировав деятельность за 2017 год, в течение которого в ходе реализации пилотного проекта в восьми областях Украины было выдано около 170 аграрных расписок на сумму более 1 млрд грн. При этом в 2018 году такие показатели и объемы финансирования могут значительно возрасти, поскольку механизм аграрных расписок начал действовать на всей территории Украины.
Практика показала, что аграрная расписка является доступной альтернативой обычному банковскому кредиту. Это объясняется тем, что в отличие от получения кредита банка, где, как правило, требуется ликвидное обеспечение (залог недвижимого имущества или земельных участков, поручительство от другого лица и т.п.), аграрная расписка позволяет проводить расчеты будущим урожаем. Такой механизм помогает аграриям избежать риска роста процентных ставок по кредиту, колебания курса иностранных валют и не обременяет дополнительными запретами собственное недвижимое имущество, используемое в производственном процессе.
Анализируя Закон Украины «Об аграрных расписках», а также вопросы, с которыми чаще всего сталкиваются аграрии, работающие с аграрными расписками, рассмотрим определенные детали, которые являются важными в вопросах практического обращения аграрных расписок в Украине.
Правовая природа
Во-первых, следует отметить, что Закон устанавливает четкую правовую природу аграрной расписки.
Так, Закон дает понятие аграрной расписки — это товарораспорядительный документ, фиксирующий безусловное обязательство должника, которое обеспечивается залогом, по поставке сельскохозяйственной продукции или уплате денежных средств на определенных в нем условиях.
Фактически аграрная расписка имеет признаки различных правовых конструкций — как ценной бумаги, так и договора залога или отдельного гражданско-правового договора.
Государственная фискальная служба Украины в письме от 6 октября 2016 года № 32818/7/99-99-15-03-02-15 «Об особенностях налогообложения НДС операций, связанных с оборотом аграрных расписок» включила аграрную расписку в категорию валютных ценностей и приравняла ее по правовому статусу к векселю, практически признав аграрную расписку долговым инструментом и разновидностью долговой расписки.
В свою очередь банки рассматривают аграрную расписку не как долговую ценную бумагу, а как документ, приравненный к договору залога имущества по основному кредитному договору.
Анализ статей 4 и 6 Закона позволяет сделать вывод, что авторы Закона рассматривают аграрную расписку (товарную и финансовую) как отдельный гражданско-правовой договор, в котором присутствуют все существенные условия, присущие договору поставки (предмет, срок поставки, условия и место поставки) или договору займа/кредита (срок уплаты средств, предмет, условия и место уплаты денежных средств).
В связи с такой неопределенностью было бы целесообразно определить единую правовую позицию и единые регуляторные механизмы относительно правовой природы аграрной расписки для дальнейшего успешного использования данного инструмента на практике.
Также, в отдельном анализе и регламентации нуждаются следующие вопросы:
— о правовом статусе кредитора по аграрной расписке: согласно статье 1 Закона, кредитором по аграрной расписке может быть физическое или юридическое лицо, предоставляющее денежные средства, услуги, поставляющее товары, выполняющее работы как встречное обязательство по договору, в котором должник по аграрной расписке выдает аграрную расписку, а также физическое или юридическое лицо, получившее права кредитора по аграрной расписке от другого кредитора по аграрной расписке способом, не запрещенным законом.
Вместе с тем остается неурегулированным правовой статус физического лица, а также физического лица — предпринимателя как кредитора по аграрной расписке. Стоит также дополнительно исследовать, не имеют ли действия кредитора по аграрной расписке признаки субъекта хозяйствования, который осуществляет исключительный вид деятельности в понимании финансового законодательства Украины;
— о правовом статусе третьих лиц в части исполнения аграрных расписок: открытыми остаются вопросы правого статуса «близких лиц», которые фактически могут представлять интересы агрария (должника), и лиц, которые могут быть привлечены кредитором к мониторингу будущего урожая, выступающего предметом залога по аграрной расписке.
Закон не дает четкой регламентации, какая категория лиц имеет статус «близкого лица» должника и какие документы подтверждают их статус, какой объем прав и обязанностей имеют третьи лица при осуществлении мониторинга будущего урожая и каким образом кредитор осуществляет привлечение таких лиц;
— об урегулировании порядка удовлетворения требований кредитора: статья 7 Закона Украины «Об аграрных расписках» предусматривает несколько возможных путей удовлетворения требований кредитора, в их числе — самостоятельное взращивание и сбор кредитором будущего урожая или замена предмета залога аналогичным (равноценным) имуществом в случае потери залогового урожая.
Вместе с тем отдельного исследования и урегулирования требуют вопросы практической реализации процесса взращивания (допуск кредитора к земельному участку с посевами, взыскание понесенных затрат на такое взращивание, возможность и порядок привлечения третьих лиц), а также определения понятий «аналогичное имущество» и «равноценное имущество».
Следует отметить, что количество выданных аграрных расписок, а также факт отсутствия неисполненных аграрных расписок свидетельствуют об актуальности использования данного кредитного механизма и об ответственном отношении аграриев среднего и малого бизнеса к кредитованию.
Но дальнейшая реализация данного механизма кредитования все же требует его усовершенствования, доработки регуляторных норм, установления единого понятийного аппарата для правильного и одинакового трактования данного инструмента как государственными органами и регуляторными службами, так и субъектами, участниками кредитных правоотношений.
Безусловно, важно при этом не потерять логику, заложенную в природу данного кредитного механизма на старте, дабы он оставался актуальным для использования и эффективным с точки зрения привлечения финансов, правового регулирования механизма в целом и налоговых последствий для всех участников, ведь аграрные расписки имеют все предпосылки стать действенным финансовым инструментом в сегменте агробизнеса, открыть новые возможности для развития отрасли и преодоления кризисной ситуации в агропромышленном комплексе.
ЛИННИК Елена — управляющий партнер Gryphon Group, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…