Одна из задач при реформировании корпоративного законодательства Украины состоит в разрешении проблемы так называемых квазипубличных акционерных обществ — компаний, зарегистрированных в организационно-правовой форме публичного акционерного общества (ПАО), но реально не использующих возможностей своего статуса и не исполняющих возложенных на них обязанностей, которые, отметим, существенно строже, чем это предусмотрено для частных акционерных обществ (ЧАО). Это касается, к примеру, включения акций в биржевой реестр, требований относительно минимальной доли акций в свободном обращении и минимального количества акционеров. Напомним, что с 1 января 2018 года вступают в силу требования Закона Украины «Об акционерных обществах», обязывающие ПАО пройти процедуру включения акций в биржевой реестр (листинг) и оставаться в нем хотя бы на одной фондовой бирже. Назначение независимых директоров в наблюдательные советы, как показывает практика, тоже достаточно злободневный вопрос для многих украинских ПАО, хотя в мировой практике это стандартное требование для публичных компаний.
Барьеры публичности
Идеология реформистских предложений сводится к тому, что акционерные общества, которые не в состоянии выполнять требования, предъявляемые к публичным (листинговым) компаниям, должны иметь возможность безболезненного выхода из режима публичности. Для этого законодатель последовательно снял барьеры в виде количества участников частных акционерных обществ, урегулировал процедуры принудительного выкупа акций у миноритарных акционеров (squeeze-out и sell-out), усовершенствовал институты корпоративного управления. Все это должно стимулировать перерегистрацию публичных акционерных обществ в частные. Очередная и, как представляется, наиболее радикальная мера предусмотрена в недавно принятом законе «Об упрощении ведения бизнеса и привлечении инвестиций эмитентами ценных бумаг» (законопроект № 5592-д, принят 16 ноября 2017 года и готовится на подпись) — на все акционерные общества будет распространен правовой режим частных АО, если сами эмитенты не заявят в установленном порядке о том, что они осуществляли публичное предложение ценных бумаг.
Таким образом, украинский законодатель применил европейский подход к разграничению частных и публичных компаний, основанный на факте наличия публичного предложения ценных бумаг. Приоритет отдан превалированию сути над формой (организационно-правовой формой АО, согласно украинскому законодательству). Тем самым решается проблема большого количества ПАО (а также нескольких тысяч АО, которые так и не привели свою деятельность соответствие с Законом Украины «Об акционерных обществах»), не исполнивших требования, предусмотренные в законодательстве для публичных акционерных обществ — прежде всего относительно включения их акций в биржевой реестр любой биржи и формирования набсовета минимум из пяти лиц, два из которых — независимые директора, и не воспользовавшихся возможностью перерегистрации в ЧАО (как уже упоминалось, барьер в виде максимального количества акционеров (100) был снят в 2015 году). Речь, как правило, идет о компаниях, получивших публичный статус в ходе приватизации, но де-факто таковыми не являющихся. Логика законодателя достаточно проста — в результате реформы требования публичности не должны быть обременительными для де-факто непубличного бизнеса.
Крен в «частность»
Согласно переходным положениям законопроекта № 5592-д, все эмитенты (кроме институтов совместного инвестирования), которые осуществляли публичное размещение ценных бумаг до дня вступления в силу этого закона, будут считаться не совершавшими публичного предложения ценных бумаг, кроме эмитентов, обнародовавших сообщение об обратном в порядке, установленном Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Далее уточняется, что эмитенты, ценные бумаги которых находятся в листинге на день вступления в силу этого закона, считаются совершившими публичное предложение ценных бумаг. И главное — к акционерным обществам, которые считаются не совершавшими публичного предложения акций, будут применяться требования Закона Украины «Об акционерных обществах» в части регулирования деятельности частных акционерных обществ.
Речь идет не об автоматическом изменении организационно-правовой формы — компании лишь получат определенное послабление в вопросах эмиссии ценных бумаг, раскрытия информации и корпоративного управления. И для этого им не нужно будет проводить собрание акционеров и принимать решение об изменении типа общества. Как известно, именно из-за невозможности собрать общее собрание акционеров некоторые компании до сих пор остаются ОАО.
Но если компания хочет действительно стать частным АО, то есть изменить свою организационно-правовую форму, решение об этом должно быть принято на общем собрании акционеров с применением механизмов предложения выкупа акций у акционеров — с принятием необходимых подзаконных актов механизмы squeeze-out становятся реально работающими инструментами.
Одно из важных последствий нового закона, которое акционерные общества смогут ощутить чуть ли не в первую очередь, связано с раскрытием информации — для большинства акционерных обществ объемы обнародования сократятся. Раскрытие ежегодной и квартальной отчетности, а также особой информации о существенных событиях в компании будет обязательным для ПАО. Частные акционерные общества будут обнародовать только годовую отчетность и особую информацию (в меньшем объеме, чем ПАО), причем полностью отменяется публикация в печатных изданиях, остается только электронная форма раскрытия информации.
Что касается реальных ПАО, акционеры которых сделают выбор в пользу публичности, а также обществ, рассматривающих возможность выхода на IPO, то они обязаны соблюдать более высокие стандарты корпоративной отчетности и корпоративного управления. Среди ключевых требований — раскрытие регулярной информации, наличие независимых директоров в наблюдательном совете, создание комитетов набсовета.
В заключение отметим, что законопроект № 5592-д не ограничивается проблемами квазипубличных акционерных обществ. Предусматривается внесение изменений в достаточно обширный перечень нормативных актов относительно комплексного урегулирования вопросов эмиссии ценных бумаг, требований к оформлению проспекта при публичном предложении ценных бумаг и допуску их к торгам на регулируемом фондовом рынке; введение механизма возможности принятия общим собранием акционерного общества решения о неиспользовании преимущественного права акционеров на приобретение акций дополнительной эмиссии, усовершенствование функционирования органов публичного акционерного общества, в том числе наблюдательного совета и его комитетов; уточнение требований относительно раскрытия информации на фондовом рынке и внедрения дифференцированного подхода к объему и периодичности раскрытия эмитентом информации на фондовом рынке; упорядочивание деятельности по предоставлению информационных услуг на фондовом рынке. Отдельно урегулированы особенности корпоративного управления в банках.
ТАТИК Юлия — управляющий партнер АО «Всеукраинская ассоциация адвокатов», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…