Флаг в руки — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №49 (1041) » Флаг в руки

Флаг в руки

Основополагающим в морском праве является понятие судна. Принято считать, что юридическими признаками судна, в том числе и яхты, являются флаг и национальность, регистрация и идентификация. Именно регистрация в судовом реестре того или иного государства становится ключевым моментом, с которого начинается существование судна в правовом аспекте.

 

Общие положения

В Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) предусматривается, что каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выход к морю, распространяет свою юрисдикцию на суда, которые ходят под его флагом.

Регистрация яхты устанавливает ее национальность. Регистрация позволяет сделать яхту узнаваемой в открытом море, а также предоставляет все привилегии флага (например, право на консульскую помощь в зарубежных портах или право на защиту вооруженными силами страны, под флагом которой ходит яхта).

Тем не менее теоретически яхта может быть незарегистрированной ни в одном судовом реестре и не иметь государственной принадлежности. Такая яхта не может быть автоматически признана пиратской или виновной в нарушении международного правопорядка, однако ее экипаж не будет чувствовать себя спокойно даже в открытом море. Отсутствие государственного флага на мачте сигнализирует о том, что ни одно государство мирового сообщества не контролирует данную яхту. Эта яхта будет находиться фактически вне закона на основании статей 90–92 ЮНКЛОС. Поэтому яхту обязательно необходимо регистрировать.

Каждое государство должно предусмотреть условия предоставления «гражданства» судну и правила проведения регистрации, а также обеспечить судно документами, подтверждающими право плавания под его флагом.

В связи с этим в каждой стране создан свой судовой реестр, где фиксируется связь между государством флага и судном.

 

Закрытые и открытые судовые реестры, «удобные флаги»

Можно выделить два основных вида судовых реестров:

— закрытые, или первые реестры;

— открытые, или вторые реестры (их также называют офшорными или международными судовыми реестрами).

К закрытым реестрам относятся первые реестры стран, которые традиционно исторически владеют судами. Это Великобритания, Франция, Норвегия, Дания, Германия и т.д.

Закрытые реестры характеризуются самыми строгими правилами для судо­владельцев. В них могут быть зарегистрированы только суда, которые, как правило, принадлежат резиденту этой страны (гражданину или компании, зарегистрированной на территории этой страны).

В некоторых странах существуют открытые реестры, которые создаются в качестве второго реестра в «материнском» государстве (метрополии) или на офшорной территории с юридическими ссылками на «материнское» государство. Открытые реестры есть, к примеру, на островах Мэн и Джерси, которые связаны с Великобританией. На суда, зарегистрированные во втором реестре, распространяется юрисдикция «материнского» государства.

Такие реестры создаются как альтернатива «удобным флагам», о которых речь пойдет ниже, с целью возврата национального флота из офшорных зон под национальную юрисдикцию.

Основное отличие этих реестров от закрытых заключается в том, что в них могут быть зарегистрированы суда, принадлежащие резидентам любой страны.

Отдельную группу составляют судовые реестры, известные как «удобные флаги» (Flags of Convenience).

«Удобные флаги» признаны Международной федерацией транспортных рабочих (МФТ). Органом, который определяет перечень «удобных флагов», является Комитет по справедливой практике МФТ.

Комитет принимает решение о том, какие флаги являются «удобными», а какие нет, и ведет список стран, предлагающих возможности «удобного флага». Кроме того, время от времени Комитет может добавлять или исключать страны из списка.

Для определения «удобного флага» существует ряд критериев, а именно:

— судном могут владеть нерезиденты страны флага;

— данные о судне могут легко быть включены и исключены из реестра;

— налогов на прибыль от судоходства нет или они низкие;

— на судне может быть экипаж, состоящий из нерезидентов.

Сегодня «удобными» признаются флаги Белиза, Каймановых Островов, Кипра, Гибралтара, Панамы и другие.

Ниже детальнее рассмотрим процедуру регистрации яхт в отдельных судовых реестрах, с которыми мы регулярно сотрудничаем.

 

Судовой реестр Джерси

Джерси — один из наиболее популярных флагов для регистрации прогулочных яхт валовой вместимостью до 400 БРТ, который входит в группу британских флагов The Red Ensign Group. Джерси включен в белый список Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) как прозрачный и хорошо регулируемый офшорный центр.

В реестре Джерси не могут быть зарегистрированы яхты, тоннажность которых превышает 400 БРТ. Поэтому для регистрации яхты в Джерси обязательным является получение тоннажного сертификата (Tonnage Certificate), который должен быть издан классификационным обществом из списка, утвержденного реестром (например, Bureau Veritas, Rina, Det Norske Veritas, Germanisher Lloyd, American Bureau of Shipping).

Свидетельство о регистрации яхты в Джерси действительно на протяжении десяти лет, если право собственности не меняется в течение этого периода. Если происходит смена владельца и новый владелец решает сохранить флаг Джерси, выпускается новый сертификат о регистрации сроком действия на следующие десять лет.

Реестр Джерси допускает временную регистрацию. Временная регистрация часто используется владельцами яхт, когда еще не готовы документы, необходимые для постоянной регистрации (например, строительный сертификат, если регистрируется новая, только построенная яхта). Свидетельство о временной регистрации действует в течение трех месяцев (может быть возобновлено по запросу и при уплате дополнительной пошлины) и дает яхте такие же права, как и постоянная регистрация.

 

Судовой реестр Мальты

В реестре Мальты могут быть зарегистрированы все типы яхт при условии, что они полностью принадлежат так называемым квалифицированным владельцам, то есть юридическим лицам вне зависимости от резидентства и физическим лицам — резидентам Европейского Союза.

Мальтийская яхта может также находиться в бербоут-чартере и быть зарегистрированной под другим флагом.

В реестре Мальты яхта сначала должна пройти обязательную временную регистрацию, свидетельство о которой действует шесть месяцев (продлевается на дополнительный период или периоды, не превышающие шести месяцев). В период временной регистрации должно быть завершено оформление всех требуемых документов, в частности, оформление купчей, подтверждающей переход права собственности на яхту от продавца к покупателю, и свидетельство об аннулировании прежней регистрации, если регистрируется не новая яхта.

По требованиям к документам, которые необходимы для регистрации, реестр Мальты можно сравнить с реестром Джерси. Так, помимо общей информации в отношении яхты, а также установленного на ней радиооборудования, реестры обоих островов требуют предоставить тоннажный сертификат. Отличие лишь в том, что в Джерси тоннажный сертификат необходимо предоставить только при постоянной регистрации, тогда как мальтийские органы требуют копию сертификата уже при временной регистрации яхты длиной более 24 метров.

 

Выводы

Как видим, у собственника яхты есть много вариантов для ее регистрации. Правильно выбрать флаг можно после определения цели, способа ее использования, сбора и детальной оценки всей необходимой информации о стране, где планируется регистрация яхты.

 

ВОЕВОДИНА Ирина — партнер Международной юридической службы Interlegal,  г. Одесса,

РЯШЕНЦЕВА Кирина — старший юрист Международной юридической службы Interlegal, г. Одесса


Согласно законодательству

Украинская регистрация яхты

Вопросы регистрации судов регламентируются Кодексом торгового мореплавания Украины, Порядком ведения Государственного реестра Украины и Судовой книги Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26 сентября 1997 года № 1069, и другими нормативно-правовыми актами.

Каждое судно должно быть зарегистрировано, кроме военных кораблей и судов; катеров, шлюпок и других плавучих средств, которые принадлежат любому судну; спортивных судов; весельных судов, которые используются без двигателя, длиной до 2,5 метров.

Регистрационные знаки наносятся на носовую часть малого судна с двух бортов четкими цифрами или украинскими буквами высотой не менее 10 см, которые невозможно стереть.

При этом малым судном считается любое судно, кроме рыболовного, длина корпуса которого меньше 20 м, кроме судов, построенных или оборудованных для буксировки, толкания или ведения в цепи судов, которые не являются малыми судами, а также судов, на которых разрешено перевозить более 12 пассажиров, и паромов.

Ответственность за нарушение правил охраны порядка и безопасности движения на речном транспорте и маломерных судах, правил выпуска судна в плавание или за допуск к управлению судном лиц, которые не имеют соответствующего документа, за нарушение правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации судов на внутренних водных путях, а также за нарушение правил регистрации торговых судов предусмотрена в статьях 116, 1161, 1162, 1163 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Уклонение от обязательной регистрации судна влечет за собой наложение штрафа от 25 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 425 до 850 грн).

Таким образом, в случае эксплуатации яхты физическим лицом — гражданином Украины на территории Украины яхту необходимо зарегистрировать в Государственном судовом реестре Украины. Если яхта зарегистрирована в иностранном судовом реестре, при наличии подтверждающих документов регистрация в реестре Украины не требуется.

Стоит отметить, что Государственный судовой реестр Украины является закрытым реестром, то есть в случае если собственником яхты выступает нерезидент (физическое или юридическое лицо), возможность зарегистрировать яхту в нашей стране прямо исключается.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Качественное измерение

В фокусе: Образование

Hi! School

Государство и юристы

Дорожные знаки

Государство и юристы

Новости законотворчества

НБУ уточнил условия применения мер воздействия к банкам

Порядок назначения выплат пострадавшим служащим ГСЧС изменят

Понятие устава территориальной общины определят законом

Государство и юристы

Подать риск

Ликвидатор всемогущий?

Выйти блоком

Благородный проступок

Документы и аналитика

Держать формат

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ признал незаконным постановление парламента об увольнении И. Бараненко

Суд отказал ОКУ в признании недействительным договора о выплате роялти за концерт

Новости юридических фирм

Частная практика

Sayenko Kharenko — юридический советник ЕБРР в связи с предоставлением первого финансирования с привязкой к гривне при поддержке ЕС

Грузинский офис Interlegal защитил интересы судовладельца в связи с выводом судна, находящегося в режиме временного ввоза, из Грузии

АМКУ удовлетворил жалобу клиента Pavlenko Legal Group к НАК «Нафтогаз Украины» на нарушения в сфере публичных закупок

CMS и Mergermarket представили отчет об M&A-тенденциях в Европе

Отрасли практики

Флаг в руки

Поучить разницу

Продвижение

В силе модерн

Бизнес завтра

С легким пиаром

Прийти на бум

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

Неестественный отбор

Топ-кадр

Цифровые рамки

Новые правила

Судебная практика

Очередное «достижение»?

Довести до кондикции

Выиграть сбор

Прекратить нельзя судиться

Тема номера

Наблюдать дистанцию

Профильное преобразование

Действия в лицах

Бить настоящим

Код доступа

Утрата

Памяти адвоката

Частная практика

Мастер спора

Хорошие Ассоциации

Інші новини

PRAVO.UA