Сегодня украинский рынок переживает подъем электронной торговли и онлайн-ритейла: растет количество игроков, активно внедряются инновации, решения и подходы, увеличивается взаимодействие с зарубежными рынками. В силу своей перспективности и прибыльности трансграничная электронная коммерция уже стала глобальным трендом и продолжает усиливать свои позиции во всем мире. И даже если сегодня бизнес ориентирован только на локальный рынок или на определенную нишевую аудиторию, торговля в мировой паутине открывает массу возможностей продавать всему миру завтра.
В то же время это создает потенциальный риск возникновения споров с внушительным перечнем юрисдикций возможных контрагентов.
Что необходимо знать онлайн-продавцу при подготовке и размещении на веб-сайте условий и стандартных договоров, которые могут заключаться с покупателями-резидентами из совершенно разных юрисдикций?
Выбор юрисдикции
В международном бизнесе, согласно общему принципу, стороны вправе самостоятельно определять применимое к договору право и форум для разрешения споров.
Но во многих случаях, в частности в В2С-торговле, выбор юрисдикции будет предопределен правом клиента-потребителя.
Онлайн-ритейлерам стоит ознакомиться с национальным законодательством стран, в которых планируются продажи. Национальное законодательство устанавливает свое регулирование, например, защиты персональных данных, защиты прав потребителей, свободы слова, которое необходимо принимать во внимание во избежание судебных процессов с потребителями.
С целью минимизации рисков возникновения исков от потребителей из юрисдикций, в которых продавец не намерен вести деятельность, стоит придерживаться следующих принципов: 1) в случае отсутствия цели проводить активную торговлю онлайн с клиентами по всему миру компании нужно указать на веб-сайте конкретный перечень стран, в которые осуществляются продажи/предоставляются услуги, использовать языки стран из этого перечня, ограничить перечни валют для оплаты исключительно валютами стран, в которых продавец осуществляет деятельность; 2) структурировать веб-сайт таким образом, чтобы возможность осуществлять «активные операции» была у потребителей из стран, на которые ориентируется продавец; для пользователей из других стран веб-сайт целесообразно ограничить исключительно для информационных целей; 3) не стоит размещать сервера и офисы, таргетировать рекламу, а также создавать представительства в странах, на которые продавец не ориентируется; 4) следует обращать особое внимание в стандартных договорах и условиях на положения о применимом праве и юрисдикции для разрешения споров; 5) необходимо добавить на веб-сайт примечания, оговорки в отношении стран, на которые продавец не ориентируется.
Торговля онлайн всегда связана с рисками возникновения претензий от потребителей, но в то же время осведомленность о них и их учет при структурировании бизнес-модели, контента сайта и разработки стандартных условий может значительно снизить юридические риски, возникающие в онлайн-бизнесе.
Регламент ЕС
На уровне законодательства ЕС существуют нормы, обязательные для применения к договорам с потребителями (consumers), которые являются резидентами ЕС, несмотря на выбор сторонами юрисдикции. Регламент Европейского Союза (ЕС) № 1215/2012 Европейского парламента и Совета ЕС от 12 декабря 2012 года «О подсудности и признании и исполнении судебных решений по гражданским и уголовным делам» (действует с января 2015 года) (Регламент) ввел благоприятное регулирование для потребителей, поскольку традиционно потребители считаются слабой стороной в правоотношениях.
Согласно статье 18 Регламента, потребитель может предъявить иск к онлайн-продавцу в юрисдикции своего постоянного местонахождения или местонахождения продавца, но иск к потребителю может быть предъявлен только в юрисдикции постоянного местонахождения такого потребителя.
То есть, например, при продаже вашего товара польскому потребителю польский покупатель независимо от выбранного в стандартных условиях форума разрешения споров может подать на вас в удобный для себя польский суд.
Указанное правило касается договоров с физическими лицами, которые действуют вне своей торговой или профессиональной деятельности.
При этом право выбора юрисдикции возникает у потребителя не со всеми онлайн-продавцами, а лишь с теми, чья деятельность «направлена» в страну потребителя.
Но при отсутствии такого прямого обращения или выраженного намерения осуществлять продажи в той или иной стране ЕС ситуация меняется.
Критерии «направленности»
Риск оказаться в суде стран ЕС по искам потребителей из ЕС во многом зависит от определения «направленности действия» (выраженного намерения) вести такой бизнес в стране потребителя.
Критерии установления «направленности» уже были предметом рассмотрения Суда Европейского союза (Суд).
В деле «Pammer and Hotel Alpenhof» суд, проанализировав обычную деятельность и сайт онлайн-продавца, установил общие критерии для определения намерения продавать товары потребителям из стран ЕС.
Среди них следующие: 1) международный характер деятельности, например упоминание о возможности предоставления услуг перевозки на маршрутах из государств — членов ЕС в страну продавца; 2) использование языка или валюты, которые обычно не используются в стране продавца, но используются в странах ЕС; 3) указание телефонных номеров с международным кодом; 4) использование доменного имени высшего уровня, отличного от страны продавца (к примеру, .de, .com или .eu); 5) упоминание о клиентах, среди которых есть лица из разных государств — членов ЕС (объединенные дела C-585/08 и C-144/09 «Peter Pammer v. Reederei Karl Schluter GmbH & Co. KG» и «Hotel Alpenhof GesmbH v. Oliver Heller» (2010) ECR I-12527).
Также Суд обозначил, что перечень таких критериев не является исчерпывающим и вопрос наличия «направленности/намерения» ведения бизнеса в ЕС должен рассматриваться национальными судами применимо к каждой конкретной ситуации.
СЕЛЯКОВА Наталья — партнер МЮФ Dentons, г. Киев
Защита персональных данных
Вита ШКАРАПУТА, старший юрист ESQUIRES
Европейский рынок является основным направлением для развития е-коммерции, а такие страны, как Германия, Франция и Великобритания, считаются самыми зрелыми регионами электронной торговли в мире. С развитием рынка возникает необходимость в его регулировании и внедрении определенных международных и внутренних правил и положений.
Любой розничный торговец, занимающийся электронной торговлей и работающий в ЕС, должен соблюдать правила дистанционной торговли, включая онлайн-продажи. Такие требования касаются и защиты персональных данных, а также данных кредитной карты.
Например, любые сведения, собранные интернет-магазином, будут попадать под действие закона о защите данных и аналогичного законодательства в странах ЕС. Онлайн-ритейлеры должны обеспечить наличие политики конфиденциальности, объясняющей, каким образом они будут использовать данные о клиентах. Как правило, для розничного продавца использование персональных данных для выполнения заказа и раскрытие их третьим лицам требует согласия потребителя.
Определение юрисдикции
Вероника ЗБРИЗКАЯ, юрист Spenser & Kauffmann
Исходя из практики Суда ЕС по применению пункта 1 (с) статьи 15 постановления Совета ЕС № 44/2001, «направленность» на страну потребителя определяется среди прочего характером деятельности продавца, содержанием его веб-сайта и его готовностью к заключению договоров с покупателями из других стран — членов ЕС (объединенное дело «Peter Pammer v. Reederei Karl Schluter GmbH & Co.KG» и «Hotel Alpenhof GesmbH v. Oliver Heller»).
В последующих решениях Суд ЕС детализирует, что для определения «направленности» трансакция не обязательно должна быть совершена на расстоянии («Muhlleitner v. A. Yusufi and W. Yusufi»), а также не требуется заключения договора непосредственно на веб-сайте, но при установлении прямой связи между использованием веб-сайта и заключением договора это служит доказательством «направленности» продавца («Lokman Emrek v Vlado Sabranovic»).
Таким образом, при ведении деятельности в странах ЕС бизнесу следует обратить внимание на указанные критерии «направленности», чтобы быть готовым к определению юрисдикции в случае спора.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…