Военнослужащие, имеющие статус внутренне перемещенного лица, должны выбирать между адресной помощью и денежной компенсацией для покрытия расходов на проживание — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (1025) » Военнослужащие, имеющие статус внутренне перемещенного лица, должны выбирать между адресной помощью и денежной компенсацией для покрытия расходов на проживание

Военнослужащие, имеющие статус внутренне перемещенного лица, должны выбирать между адресной помощью и денежной компенсацией для покрытия расходов на проживание

Военнослужащий, который также является внутренне перемещенным лицом, не имеет права получать одновременно денежную компенсацию, предусмотренную Порядком выплаты денежной компенсации военнослужащим за поднаем (наем) ими жилых помещений, и адресную помощь в соответствии с Порядком предоставления ежемесячной адресной помощи внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание. Вместе с тем такое лицо может выбрать наиболее подходящий для него вид указанных компенсационных выплат

 

11 июля 2017 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам и Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску гр-на Л. к Управлению труда и социальной защиты населения Деснянского районного в г. Чернигове совета (Управление соцзащиты) о признании действий противоправными и обязательстве совершить действия, установила следующее.

В марте 2015 года гр-н Л. обратился в суд с иском, в котором просил признать противоправными действия Управления соцзащиты по прекращению выплаты ему ежемесячной адресной помощи как лицу, перемещенному с временно оккупированной территории Украины, а также обязать ответчика возобновить выплату указанного пособия.

В обоснование иска ссылался на то, что он имеет право получать помощь, предусмотренную Порядком предоставления ежемесячной адресной помощи внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг (адресная помощь), утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 1 октября 2014 года № 505 (Порядок № 505).

Суды установили, что гр-н Л. является военнослужащим воинской части *, передислоцированной из пгт Приморский (г. Феодосия) в г. Чернигов.

25 ноября 2014 года гр-н Л. обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет как внутренне перемещенного лица, в котором указал, что не получает каких-либо видов социальных выплат.

На основании поданного заявления истцу назначена адресная помощь.

6 февраля 2015 года ответчик издал распоряжение о прекращении выплаты адресной помощи и возврате необоснованно выплаченных бюджетных средств за период с 25 ноября 2014 года по 31 января 2015 года включительно.

Такое решение мотивировано тем, что истец с 9 июля 2014 года получает ежемесячную компенсацию за поднаем жилья как военнослужащий, в связи с чем в силу положений части 10 статьи 14 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20 декабря 1991 года № 2011-XII он лишен права получать одновременно несколько одинаковых льгот, гарантий или компенсаций на разных основаниях, а потому права на соответствующую адресную помощь он не имеет.

Деснянский районный суд г. Чернигова постановлением от 6 мая 2015 года, оставленным без изменений определениями Киевского апелляционного административного суда от 11 июня 2015 года и Высшего административного суда Украины от 25 мая 2016 года, в удовлетворении исковых требований отказал.

Не соглашаясь с определением суда кассационной инстанции, гр-н Л. обратился с заявлением о его пересмотре Верховным Судом Украины на основании, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства Украины. Просит все принятые по делу судебные решения отменить и принять новое, которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование заявления прилагаются копии определений Высшего административного суда Украины от 1 октября 2015 года (дело № К/800/34022/15) и Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 1 июня 2016 года (дело № 6-38155св15), в которых, по мнению заявителя, по-другому, чем в обжалуемом постановлении, применены одни и те же нормы материального права, регулирующие вопросы выплаты адресной помощи.

Проверив изложенные в заявлении доводы, коллегия судей Судебной палаты по административным делам и Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины считает, что заявление гр-на Л. не подлежит удовлетворению на таких основаниях.

Так, в рассматриваемом деле суд кассационной инстанции пришел к выводу, что гр-н Л. незаконно получает адресную помощь для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Порядком № 505, поскольку он получает денежную компенсацию за поднаем (наем) жилья (денежная компенсация) в соответствии с Порядком выплаты денежной компенсации военнослужащим Вооруженных Сил, Национальной гвардии, Службы безопасности, Службы внешней разведки, Государственной службы специальной связи и защиты информации и Государственной специальной службы транспорта за поднаем (наем) ими жилых помещений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26 июня 2013 года № 450 (Порядок № 450). Суд исходил из того, что получение компенсации расходов на проживание на нескольких основаниях противоречит статье 14 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

Вместе с тем в предоставленных для сравнения решениях суды пришли к выводу о том, что адресная помощь и денежная компенсация имеют разную правовую природу, а значит, военнослужащий, который является внутренне перемещенным лицом, имеет право получать одновременно как одну, так и другую компенсационную выплату.

Решая вопрос об устранении расхождений в правоприменении судами кассационной инстанции, коллегия судей исходит из следующего.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» государство обеспечивает военнослужащих жилыми помещениями или по их желанию денежной компенсацией за предназначенное им для получения жилое помещение на основаниях, в порядке и в соответствии с требованиями, установленными Жилищным кодексом Украинской ССР и другими нормативно-правовыми актами.

Как следует из содержания абзаца 5 этой части указанной статьи Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», в случае отсутствия служебного жилого помещения для других военнослужащих (кроме военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава, которые проходят военную службу по контракту и не состоят в браке) воинская часть обязана арендовать жилье для обеспечения им военнослужащего и членов его семьи или по желанию военнослужащего выплатить ему денежную компенсацию.

Вместе с тем в части 10 статьи 14 указанного Закона предусмотрено, что военнослужащие и члены их семей, имеющие право на льготы, гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Законом, пользуются льготами, гарантиями и компенсациями, установленными для граждан Украины законами и иными нормативно-правовыми актами, а также решениями органов местного самоуправления. Если такие лица одновременно имеют право на получение одной и той же льготы, гарантии или компенсации на нескольких основаниях, то им предоставляется по их выбору льгота, гарантия или компенсация только на одном основании, за исключением случаев, предусмотренных законами.

Порядок обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями, а также размер и порядок выплаты военнослужащим денежной компенсации определяются Кабинетом Министров Украины (абзац 7 части 1 статьи 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей»).

Согласно пункту 1 Порядка № 450, денежная компенсация выплачивается лицам офицерского состава Вооруженных Сил в случае, если они не обеспечены жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, не получили за счет государства денежной компенсации за предназначенное им для получения жилое помещение и находятся на квартирном учете, а также если воинская часть не арендует для них и членов их семей жилье.

В то же время Порядком № 505 Кабинет Министров Украины урегулировал механизм предоставления адресной помощи всем соответствующим (независимо от наличия определенного специального статуса, в том числе и статуса военнослужащего) лицам, которые перемещаются с временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции, для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг (пункт 1 настоящего Порядка).

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 505 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) денежная помощь предоставляется гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины и перемещены с временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции, а также состоят на учете в структурных подразделениях по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве госадминистраций, структурных подразделениях по вопросам социальной защиты населения исполнительных органов городских, районных в городах (в случае создания) советов, со дня обращения за ее назначением и выплачивается по месяц снятия с такого учета включительно, но не более шести месяцев. Размеры этой денежной помощи определены в пункте 3 настоящего Порядка.

Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод, что смысловые различия определенной Порядком № 505 адресной помощи и денежной компенсации, предусмотренной Порядком № 450, не меняют одного и того же целевого назначения этих выплат из государственного бюджета.

В аспекте установленных судами обстоятельств по рассматриваемому делу следует отметить, что военнослужащий, которые также является внутренне перемещенным лицом, не имеет права получать одновременно денежную компенсацию, предусмотренную Порядком № 450, и адресную помощь в соответствии с Порядком № 550. Вместе с тем такое лицо может выбрать наиболее подходящий для него вид указанных компенсационных выплат.

Поскольку суд кассационной инстанции в рассматриваемом деле правильно применил нормы материального права, о которых говорится в заявлении гр-на Л., и принял законное и обоснованное судебное решение, в удовлетворении заявления следует отказать.

Руководствуясь пунктом 6 заключительных и переходных положений Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2 июня 2016 года № 1402-VIII, статьями 241, 242, 244 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам и Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины постановила:

— в удовлетворении заявления гр-на Л. отказать.

Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит, за исключением случая, установленного пунктом 3 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства Украины.

 

(Постановление Верховного Суда Украины от 11 июля 2017 года. Дело № 21-2269а16. Председательствующий — Кривенда О.В. Судьи — Грыцив М.И., Гуменюк В.И., Лященко Н.П., Охримчук Л.И., Прокопенко А.Б., Симоненко В.Н.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Летний сбой

Акцент

Проходной в двор

Государство и юристы

Кануть в лето

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменен порядок признания ученых степеней

Предлагается снизить акциз на водочные изделия

Законопроект о защите детей дополняет УК

Государство и юристы

Трезвый подход

Партобстрел

От полугода до трех лет

Документы и аналитика

Публичное браво

Неделя права

Ход контролем

Балансировка системы

Торговая оборона

Неделя права

Новости из-за рубежа

Авиакомпания не несет ответственности за истечение срока действия паспорта пассажира

Неделя права

Киберпоступление

Новости из зала суда

Судебная практика

Истец не имеет права на возмещение средств по вкладам за счет ФГВФЛ

Госадминистрация железнодорожного транспорта должна госбюджету 100 млн грн

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo консультирует Агропросперис Банк по вопросам дополнительной эмиссии акций в процессе увеличения уставного капитала

Дарья Валявская — руководитель практики интеллектуальной собственности ЮФ Redcliffe Partners

Interlegal защитила интересы клиента в арбитраже LMAA

ЮФ Sayenko Kharenko представила интересы резидента ЕС в досудебном расследовании

Отрасли практики

Штатный инстинкт

Прилив энергии

Внимание: с вас снимают!

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Судебные показатели

Международное сомнение

В заявочном порядке

Вертикальный предел

Судебная практика

Достаточно и своевременно

Судебная практика

Судебные решения

Военнослужащие, имеющие статус внутренне перемещенного лица, должны выбирать между адресной помощью и денежной компенсацией для покрытия расходов на проживание

Защита права на возмещение причиненного органом государственной власти вреда осуществляется в общих судах

Суд должен мотивировать свое решение, если им было учтено мнение ребенка относительно того, с кем из родителей он хочет проживать

Судебная практика

Отчет GRECO

Отказаться не в том месте

Тема номера

Кодексы чести

В едином прорыве

Хороших выгодных

Пойти на е-право

В общей слаженности

Суд-продукты

Частная практика

Ассоциативный ряд

Этические чистки

Інші новини

PRAVO.UA