Российский бизнес, бесспорно, имеет значительное влияние на фармацевтический рынок Украины. Многие украинские граждане прекрасно знают и используют целый спектр лекарств российского производства, которые из года в год ввозятся импортерами из России. Известны также некоторые отечественные фармкомпании, владельцами которых являются резиденты Российской Федерации (РФ). Однако сегодня уже ни для кого не секрет, что с 2014 года российский бизнес на Украине, включая фармацевтическую сферу, находится в зоне так называемого санкционного риска. Впрочем, далеко не всем известно, кто же на самом деле попадает в зону риска, а также не совсем понятны основания для применения санкций, последствия их введения и меры, которые стоит предпринять, чтобы максимально обезопасить свой бизнес от санкций. В этой статье мы вкратце рассмотрим указанную проблематику на примере фармацевтического бизнеса.
«Анамнез санкционной болезни»
Оккупация Крыма, конфликт на востоке страны и самопровозглашение так называемых Донецкой и Луганской народных республик («ДНР» и «ЛНР») послужили основанием для принятия в 2014 году Закона Украины «О санкциях» (Закон). Закон предоставил возможность определенным органам Украины (например, Совету национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) применять специальные экономические и другие ограничительные меры, то есть секторальные и персональные санкции. В конечном итоге с момента вступления в силу Закона было принято несколько санкционных списков о применении персональных санкций в отношении ряда юридических и физических лиц. Санкции особо не затронули фармацевтический рынок, но в будущем ситуация может измениться.
В зоне риска — потенциальные пациенты. Закон установил широкий круг лиц, к которым могут быть применены санкции, и среди оснований для их применения указал на действия лиц, создающие реальные или потенциальные угрозы для территориальной целостности Украины, содействующие террористической деятельности или приводящие к оккупации территории. Также санкции могут быть применены и в отношении украинской компании, если она находится под контролем иностранного лица, осуществляющего указанные действия. Как известно, Украина признала РФ государством-агрессором и государством-оккупантом, которое поддерживает терроризм. Поэтому можно прийти к выводу о том, что в зоне санкционного риска могут находиться:
— украинские фармкомпании, которые принадлежат резидентам РФ или находятся под их контролем;
— собственники украинских фармкомпаний — юридические или физические лица (резиденты РФ);
— российские фармкомпании, которые производят лекарства в РФ и поставляют их на Украину;
— иностранные фармкомпании не из РФ, которые принадлежат резидентам РФ или находятся под их контролем.
Все под контролем
В целом под понятием «контроль» в законодательстве Украины понимается возможность прямо или опосредованно оказывать решающее влияние на деятельность компании, например, путем владения (прямо или опосредованно) более 50 % ее доли (акций). Однако Закон не детализирует понятие «контроль» и не ссылается на законодательство, которое его раскрывает, а ряд законодательных актов определяют его по-разному. На практике государственные органы Украины могут применять разные субъективные подходы к трактовке понятия «контроль» в процессе принятия решений о применении санкций и толковать его достаточно широко.
В частности, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях государственные органы устанавливают факт наличия контроля в широком его понимании и применяют санкции также к компаниям-резидентам, у которых конечным бенефициаром выступает резидент РФ. Для определения конечного бенефициара при отсутствии формального владения может использоваться информация о любой аффилированной связи реального собственника с формальными владельцами компании и/или менеджментом так называемых компаний-прослоек (при их наличии). По этому вопросу показательным является дело с участием украинской лотерейной компании, в отношении которой был инициирован вопрос о применении санкций, поскольку было установлено, что она является частью российской группы, так как, к примеру, член совета директоров материнской компании занимал руководящую должность в одной из компаний этой российской группы.
Судебная практика указывает на то, что санкции применяются персонально (адресно) к тем лицам, которые внесены в санкционные списки. Таким образом, введение персональных санкций в отношении материнской компании (или бенефициара) не влечет за собой автоматического применения санкций в отношении дочерней компании (как и наоборот), но может послужить поводом для такого применения, тем более что Закон не ограничивает возможность одновременного применения санкций к украинской «дочке» и материнской компании (бенефициару).
«Запретная зона»
Следует отметить, что Закон устанавливает обширный перечень оснований для применения санкций и размытые законодательные формулировки не позволяют в полной мере понять, какие конкретные действия способны стать причиной применения санкций. Однако, исходя из всестороннего анализа законодательства по данному вопросу, можно предположить, что даже прямое или опосредованное ведение бизнеса в Крыму или на территориях, подконтрольных «ДНР» и «ЛНР», послужит основанием для применения санкций и в зоне риска также окажутся украинские и иностранные фармкомпании, которые имеют бизнес-связи с Крымом и территориями, подконтрольными «ДНР» и «ЛНР».
Болезненный вопрос лицензий
Как известно, фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию, и аннулирование лицензий является одним из болезненных видов санкций для фармкомпаний.
В частности, новый Закон о лицензировании ограничил осуществление лицензируемых видов деятельности лицами, которые находятся под контролем лиц (резидентов) из государства-агрессора, и позволил украинским органам лицензирования аннулировать лицензии у таких лиц. Похожие нормы содержатся также в новых лицензионных условиях, регулирующих производство, импорт, оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами. Следовательно, Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (Гослекслужба) имеет право, к примеру, аннулировать лицензию у фармкомпании, более 50 % доли (акций) которой прямо или опосредованно принадлежит резиденту РФ. На этом основании Гослекслужба уже аннулировала лицензии у нескольких украинских фармкомпаний (например, у ООО «Клиникал Трайл Лоджистик Украина», ООО «ИМП-Логистика Украина», ДП «Нижфарм-Украина», ЧП «Дао-Фарм»).
Есть ли лекарство от санкций?
Согласно публично доступной информации, фармкомпании не оспаривали в судах решения Гослекслужбы об аннулировании лицензий. Однако такая правоприменительная практика существует в других сферах бизнеса и свидетельствует о том, что оспаривание решений об аннулировании лицензий на основании наличия «российского контроля» бесперспективно. Вполне возможно, что в нашем государстве также существует практика оспаривания включения субъектов в санкционные списки, однако такие решения не находятся в публичном доступе. Впрочем, учитывая политическую составляющую процесса, а также недостаточное урегулирование на законодательном уровне механизмов практической реализации санкций, можно предположить, что успех оспаривания включения лиц в санкционный список в судебном порядке на данный момент представляется малоэффективным инструментом защиты. Таким образом, изменение структуры собственности, устранение деловых связей с Крымом и с территориями, подконтрольными «ДНР» и «ЛНР», сегодня являются наиболее действенными методами для снижения санкционного риска.
ЧЕПУРНАЯ Светлана — партнер ЮФ Asters, г. Киев,
ГОЛОВКО Марина — старший юрист ЮФ Asters, г. Киев,
ПОДЗИЗЕЙ Роман — помощник юриста ЮФ Asters, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…