Режим выжимания — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (1002) » Режим выжимания

Режим выжимания

Рубрика Тема номера

С 2014 года нормативно-правовое регулирование в сфере банковской деятельности неоднократно подвергалось кардинальным изменениям в связи со взятым Национальным банком Украины (НБУ) курсом на очистку банковской системы от неликвидных банков. Ужесточение требований НБУ как к самим банкам, так и к их непосредственной деятельности привело к серьезным изменениям ситуации на банковском рынке Украины, которые многие эксперты называют одним словом — банкопад. К вышеупомянутым требованиям НБУ, в частности, относятся исполнение банками обязательств по докапитализации, отображение прозрачной структуры собственности, неосуществление деятельности, имеющей признаки рисковой, и т.д.

В результате предпринятых со стороны НБУ мер неплатежеспособными были признаны около 90 банков, больше половины из них выведены с рынка по причинам неплатежеспособности и из-за потери ликвидности. При этом есть все основания полагать, что эта цифра не будет окончательной, поскольку пресс-центр регулятора сообщил: с 13 февраля с.г. НБУ проведет диагностическую проверку еще 37 банков с размером активов менее 2 % активов банковской системы, которые относятся к группе небольших банков. «Этот процесс будет проходить в два этапа: до 1 июня и до 1 августа 2017 года, еще некоторое время продлится согласование с банками результатов диагностирования и при необходимости — формирование на их основе программ докапитализации», — рассказала заместитель председателя НБУ Екатерина Рожкова.

Причиной вывода с финансового рынка большинства банков стал Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения негативного влияния на стабильность банковской системы» от 4 июля 2014 года № 1586-VII, согласно которому минимальный размер уставного капитала банков увеличили до 500 млн грн и обязали действующие банки привести размер их капитала до указанного значения не позже 11 июля 2024 года на основании разработанного НБУ поэтапного графика. Постановлением № 242 от 7 апреля 2016 года регулятор смягчил существовавшие ранее в графике требования на 2017 год путем продления сроков до июля 2017 года, а также снизил порог минимального размера уставного капитала с 300 до 200 млн грн. Тем не менее есть все основания предполагать, что большинство небольших банков не сможет выполнить требования по докапитализации в соответствии с утвержденным НБУ графиком наращивания капитала. В связи с этим Независимая ассоциация банков Украины неоднократно обращалась в НБУ с просьбами пересмотреть установленные графиком наращивания капитала требования.

 

Законопроектная работа

В свою очередь, НБУ, идя навстречу небольшим банкам, разработал и утвердил концепцию упрощенного слияния банков, что было анонсировано еще 15 марта 2016 года. Цель данной концепции — внедрение на законодательном уровне новаторской упрощенной процедуры слияния банков, что, по мнению НБУ, поможет остаться на рынке банкам, которые не могут самостоятельно выполнить требования по докапитализации. Эта концепция НБУ нашла поддержку в проекте Закона Украины № 6010 «Об упрощении процедур капитализации и реорганизации банков» (законопроект). Данный законопроект сегодня является знаковым для небольших банков, которые не готовы покидать финансовый рынок, но в силу разных причин не могут либо не успевают увеличить свой уставный капитал. По словам первого заместителя председателя НБУ Якова Смолия, регулятор всячески поддерживает законопроект. «Этот законопроект регулирует вопросы капитализации и реструктуризации банков и предлагает ввести упрощенные процедуры для проведения капитализации за счет внесения дополнительных взносов в уставный капитал и с помощью процедуры реорганизации банков путем присоединения. Кроме того, он позволит приостанавливать осуществление банковской деятельности без ликвидации юридического лица, что пока не урегулировано законодательством», — отметил он.

Законопроектом предлагается временно, до 1 августа 2020 года, предоставить банкам возможность провести реорганизацию путем присоединения по ускоренной и упрощенной процедуре. При этом ускоренная процедура подразумевает сокращение сроков для принятия решений банками-участниками, НБУ, Антимонопольным комитетом Украины и Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, а упрощенная — неприменение норм украинского законодательства относительно уведомления кредиторов о принятии решения о присоединении, обязательного выкупа акций по требованию участников, определения рыночной стоимости акций и завершения присоединения с даты регистрации изменений в Государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований. Стоит отметить, что вышеуказанная процедура реорганизации банков применима лишь при условии, что структура собственности всех банков-участников является прозрачной, банк-правопреемник соответствует требованиям относительно экономических нормативов деятельности банка, минимальный размер уставного капитала банка-правопреемника соответствует требованиям НБУ.

Еще одним нововведением законопроекта является введение упрощенной процедуры капитализации банков путем увеличения их уставного капитала. Данное нововведение предлагает значительно ускорить и упростить порядок увеличения уставного капитала банков при условии, что поданный пакет необходимых документов является полным и вся информация в нем достоверна, а также предоставлено подтверждение источников происхождения средств, направленных на увеличение уставного капитала.

Также законопроектом предусматривается новаторская процедура добровольного принятия банком решения о прекращении банковской деятельности без ликвидации юридического лица, что позволит банкам уйти с рынка, не создавая дополнительной нагрузки на Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

 

Перспективы

Среди негативных сторон законопроекта стоит отметить, во-первых, ограниченный срок его действия до 1 августа 2020 года, поскольку, согласно утвержденному графику наращивания капитала, банки обязаны провести докапитализацию до 11 июля 2024 года. Во-вторых, остро стоит вопрос о самой возможности принятия законопроекта парламентом, поскольку Главное научно-экспертное управление высказало замечания о необходимости доработать отдельные положения документа.

Целесообразно отметить, что в странах Европы и в США малые и средние банки занимают существенную часть рынка. Так, в Германии около 65 % финансового рынка занято малыми и средними банками, которые обслуживают в основном малый и средний бизнес. Как известно, локомотивом немецкой экономики являются не крупные корпорации, а малые и средние предприятия, ведь, согласно небезызвестной аксиоме, чем сильнее конкуренция, тем здоровее экономика страны.

Подводя итоги, стоит отметить, что намерения НБУ упростить процедуру присоединения банков позитивны в первую очередь для небольших банков, поскольку для них эта процедура станет потенциально единственным способом выжить. При этом нормы законопроекта, предусматривающие внедрение новых упрощенных процедур, в случае вступления их в силу в перспективе будут активно применяться и банками с крупным уставным капиталом, особенно в части упрощенной докапитализации и реструктуризации. Тем не менее для небольших банков открытым остается самый важный вопрос: сможет ли многообещающий законопроект стать действующим законом раньше срока, отведенного банкам на увеличение минимального уставного капитала?

 

ТРОКОЗ Татьяна — старший юрист ЮФ Phenomena, г. Киев,

БУРЛАКА Богдан — юрист ЮФ Phenomena, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Суд и праздник

Акцент

Отключить от аппарата

Анонс

Торговый ряд

Государство и юристы

Барьерный гриф

КСУ: итоги года

Постижение цели

Три года в ожидании

Проблема состязательности

Legalный доступ

Особые сомнения

Толк здесь неуместен

Книжная полка

Образцово-предсказательный

Неделя права

Совет Европы

Неделя права

Новости из-за рубежа

Таксистов Uber обязали сдавать языковые тесты

Неделя права

Судейские досье

Вернуть налог

Новости законотворчества

Тема номера

Факт существования основания для отзыва депутата необходимо подтверждать

Торговлю алкоголем в ночное время запретят

Полномочия территориальных общин предлагают обеспечить финансово

ВХСУ постановил взыскать более 58 млн руб. с завода в пользу акционерного общества из Нижнего Тагила

ВАСУ отменил решение ВСЮ о временном отстранении А. Емельянова от осуществления правосудия

Новости юридических фирм

Частная практика

В. Касько присоединился к ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

ЮФ Trusted Advisors выиграла арбитраж GAFTA

ЮФ Asters — консультант ЕБРР в связи с предоставлением кредита «Экософт»

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник «Порше Украина» по вопросам интеллектуальной собственности

АО PwC Legal усиливает практику фармацевтики и здравоохранения

МЮФ Baker McKenzie избрана юридическим партнером Комитета здравоохранения EBA

Юристы Aequo приняли участие в подготовке доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса-2017»

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» — юридический советник «Эпицентра» в пересмотре защитной пошлины

Илья Свердлов назначен на должность руководителя налоговой практики киевского офиса DLA Piper

Interlegal консультирует по вопросам торгового финансирования, залога товара и оплаты против FCR

Отрасли практики

В параллельном изменении

Публичное вместо

Путь лучшим

Трактование снова

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Восточноукраинский форум АЮУ

Самое важное

Пресс-конкуренция

Финансовое настояние

Судебная практика

Факторный элемент

Приоритет аграриев

Тема номера

Заграница не поможет

Режим выжимания

Отмена караула

Детальное оружие

Задать чистку

Отзыв на риск

Частная практика

Маркетинговое следование

Інші новини

PRAVO.UA