В октябре 2015 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения прозрачности собственности средств массовой информации и реализации принципов государственной политики в сфере телевидения и радиовещания» от 3 сентября 2015 года № 674-VIII (Закон № 674-VIII).
Изменения предусматривают обязанность субъектов информационной деятельности в области телевидения и радиовещания ежегодно до 31 марта подавать в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания (Национальный совет) данные о реальной структуре собственности субъектов информационной деятельности вплоть до конечного бенефициарного собственника (контролера), обнародовать их на собственных веб-ресурсах, а также раскрывать эту информацию при выдаче или продлении лицензии на телерадиовещание.
Закон № 674-VIII также наделил Национальный совет механизмами контроля достоверности раскрываемой информации и полномочиями по применению санкций за невыполнение данного требования.
Указанные изменения обеспечивают права граждан на информацию о том, кто владеет соответствующими медийными ресурсами и контролирует их и какое влияние тот или иной конечный бенефициарный собственник может оказать на программную политику средства массовой информации.
Согласно годовому отчету Национального совета за 2016 год, соответствующую информацию о структуре собственности и документы за 2015 год подали только 862 субъекта информационной деятельности из зарегистрированных 1557 субъектов. В 2016 году за невыполнение указанных требований Национальный совет применил штрафные санкции к 486 лицензиатам на общую сумму 464,1 тыс. грн.
По результатам первой годовщины действия положений о раскрытии структуры собственности можно констатировать, что действующее законодательство в части регулирования данного вопроса содержит некоторые несогласованности и нуждается в совершенствовании в части установления ответственности за несоблюдение указанного требования и детализации документов, предоставляемых в подтверждение конечных бенефициарных собственников субъектов информационной деятельности.
Документы для раскрытия
Закон не содержит четкого перечня документов, предоставляемых в качестве подтверждения конечных бенефициарных собственников субъектов информационной деятельности в области телевидения и радиовещания. Представляется целесообразным предусмотреть неисключительный перечень документов, которые Национальный совет вправе запрашивать у субъектов информационной деятельности для подтверждения достоверности информации об их конечных бенефициарных собственниках.
Ответственность
Согласно части 4 статьи 12 Закона Украины «О телевидении и радиовещании» (Закон), непредоставление, несвоевременное предоставление информации о структуре собственности или предоставление информации, не соответствующей действительности, служит основанием для применения Национальным советом штрафа в размере 5 % от общей суммы лицензионного сбора.
Часть 7 статьи 33 Закона содержит исчерпывающий перечень оснований, при наступлении которых Национальный совет может отказать в продлении срока действия лицензии на вещание.
В указанном перечне отсутствует такое основание, как непредоставление субъектами информационной деятельности информации о конечных бенефициарных собственниках, связанных лиц и структуры собственности или предоставление недостоверной информации по данному вопросу. На уровне Закона следует предусмотреть дополнительно также нераскрытие информации о структуре собственности как основание для отказа в продлении срока действия лицензии на вещание.
С учетом количества нарушений в сфере раскрытия информации о структуре собственности представляется, что такая штрафная санкция является недостаточной.
Можно также констатировать, что Закон не предусматривает эффективных механизмов побуждения субъектов информационной деятельности к раскрытию информации о своей структуре собственности.
Наиболее эффективной санкцией, которая могла бы мотивировать субъектов информационной деятельности к выполнению указанного требования Закона, является отказ в продлении срока действия лицензии на вещание или ее аннулирование.
Целесообразно также предоставить регуляторному органу правовую возможность обращаться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае установления факта предоставления лицензиатом недостоверной информации.
Для повышения ответственности за предоставление недостоверной информации о конечных бенефициарных собственниках следует ввести ответственность конечных бенефициарных собственников — контролеров за непредоставление указанной информации или предоставление недостоверной информации.
Непрозрачная структура
Согласно части 2 статьи 30 Закона, при рассмотрении заявления на выдачу лицензии на внеконкурсной основе Национальный совет может отказать в ее выдаче, в частности, в связи с тем, что структура собственности телерадиоорганизации и/или ее учредителя (учредителей), имеющего (имеющих) существенное участие, не является прозрачной. Закон стоит дополнить положением о том, что при наличии оснований Национальный совет имеет право в любое время признать структуру собственности непрозрачной с возможностью в дальнейшем аннулировать лицензию на вещание. Также следует установить неисключительный перечень оснований, когда структура собственности может быть признана непрозрачной.
Сроки раскрытия информации
В соответствии с действующим законодательством лицензиаты ежегодно обязаны подавать информацию о структуре собственности независимо от того, происходили в ней какие-либо изменения или нет.
Согласно позиции Национального совета, изложенной в годовом отчете за 2016 год, ежегодное предоставление такого объема информации при значительном количестве зарегистрированных лицензиатов не является оправданным. Более того, существуют риски, что в случае возникновения изменений в структуре собственности в текущем году указанные данные перестанут быть актуальными, поскольку действующее законодательство предусматривает обязанность предоставления такой информации за предыдущий год.
По мнению Национального совета, целесообразно предусмотреть необходимость повторного предоставления лицензиатами информации о структуре собственности только в случае изменений собственников, связанных лиц, конечных бенефициаров.
КРАСНОКУТСКАЯ Оксана — внештатный советник ЮФ Aequo, г. Киев
Системный подход
Алла СМОРОДИНА, юрист международной ассоциации «Сквайр Паттон Боггс — Салком»
Серьезные санкции серьезно мотивируют — это бесспорно. Не будет преувеличением сказать, что лицензия на вещание — это ценный актив компании. Однако будут ли такие санкции эффективны? Неподача информации о структуре собственности по форме и в сроки или подача неполной, неточной, недостоверной информации? Сознательная неподача или потому что один из сособственников отказывается ее предоставить?
И еще вопрос: как это повлияет на рынок, если Нацсовет получит «нужные» полномочия, когда ему не придется идти в суд, как сейчас? Проблема раскрытия конечных бенефициаров и прозрачности структуры собственности касается не только субъектов информационной деятельности. Эта проблема намного шире и требует системного подхода, но сначала нужно ответить на вопросы: как украинское юридическое лицо может и должно собрать такую информацию и где границы его ответственности, если по ряду причин оно не может этого сделать.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…