Дьявол роется в деталях — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №7 (999) » Дьявол роется в деталях

Дьявол роется в деталях

Рубрика Тема номера
Законодательство предусматривает обязанность медийщиков ежегодно до 31 марта подавать в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания данные о реальной структуре собственности медиакомпаний

В октябре 2015 го­да вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения прозрачности собственности средств массовой информации и реализации принципов государственной политики в сфере телевидения и радиовещания» от 3 сентября 2015 года № 674-VIII (Закон № 674-VIII).

Изменения предусматривают обязанность субъектов информационной деятельности в области телевидения и радиовещания ежегодно до 31 марта подавать в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания (Национальный совет) данные о реальной структуре собственности субъектов информационной деятельности вплоть до конечного бенефициарного собственника (контролера), обнародовать их на собственных веб-ресурсах, а также раскрывать эту информацию при выдаче или продлении лицензии на телерадиовещание.

Закон № 674-VIII также наделил Национальный совет механизмами контроля достоверности раскрываемой информации и полномочиями по применению санкций за невыполнение данного требования.

Указанные изменения обеспечивают права граждан на информацию о том, кто владеет соответствующими медийными ресурсами и контролирует их и какое влияние тот или иной конечный бенефициарный собственник может оказать на программную политику средства массовой информации.

Согласно годовому отчету Национального совета за 2016 год, соответствующую информацию о структуре собственности и документы за 2015 год подали только 862 субъекта информационной деятельности из зарегистрированных 1557 субъектов. В 2016 году за невыполнение указанных требований Национальный совет применил штрафные санкции к 486 лицензиатам на общую сумму 464,1 тыс. грн.

По результатам первой годовщины действия положений о раскрытии структуры собственности можно констатировать, что действующее законодательство в части регулирования данного вопроса содержит некоторые несогласованности и нуждается в совершенствовании в части установления ответственности за несоблюдение указанного требования и детализации документов, предоставляемых в подтверждение конечных бенефициарных собственников субъектов информационной деятельности.

 

Документы для раскрытия

Закон не содержит четкого перечня документов, предоставляемых в качестве подтверждения конечных бенефициарных собственников субъектов информационной деятельности в области телевидения и радиовещания. Представляется целесообразным предусмотреть неисключительный перечень документов, которые Национальный совет вправе запрашивать у субъектов информационной деятельности для подтверждения достоверности информации об их конечных бенефициарных собственниках.

 

Ответственность

Согласно части 4 статьи 12 Закона Украины «О телевидении и радиовещании» (Закон), непредоставление, несвоевременное предоставление информации о структуре собственности или предоставление информации, не соответствующей действительности, служит основанием для применения Национальным советом штрафа в размере 5 % от общей суммы лицензионного сбора.

Часть 7 статьи 33 Закона содержит исчерпывающий перечень оснований, при наступлении которых Национальный совет может отказать в продлении срока действия лицензии на вещание.

В указанном перечне отсутствует такое основание, как непредоставление субъектами информационной деятельности информации о конечных бенефициарных собственниках, связанных лиц и структуры собственности или предоставление недостоверной информации по данному вопросу. На уровне Закона следует предусмотреть дополнительно также нераскрытие информации о структуре собственности как основание для отказа в продлении срока действия лицензии на вещание.

С учетом количества нарушений в сфере раскрытия информации о структуре собственности представляется, что такая штрафная санкция является недостаточной.

Можно также констатировать, что Закон не предусматривает эффективных механизмов побуждения субъектов информационной деятельности к раскрытию информации о своей структуре собственности.

Наиболее эффективной санкцией, которая могла бы мотивировать субъектов информационной деятельности к выполнению указанного требования Закона, является отказ в продлении срока действия лицензии на вещание или ее аннулирование.

Целесообразно также предоставить регуляторному органу правовую возможность обращаться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае установления факта предоставления лицензиатом недостоверной информации.

Для повышения ответственности за предоставление недостоверной информации о конечных бенефициарных собственниках следует ввести ответственность конечных бенефициарных собственников — контролеров за непредоставление указанной информации или предоставление недостоверной информации.

 

Непрозрачная структура

Согласно части 2 статьи 30 Закона, при рассмотрении заявления на выдачу лицензии на внеконкурсной основе Национальный совет может отказать в ее выдаче, в частности, в связи с тем, что структура собственности телерадиоорганизации и/или ее учредителя (учредителей), имеющего (имеющих) существенное участие, не является прозрачной. Закон стоит дополнить положением о том, что при наличии оснований Национальный совет имеет право в любое время признать структуру собственности непрозрачной с возможностью в дальнейшем аннулировать лицензию на вещание. Также следует установить неисключительный перечень оснований, когда структура собственности может быть признана непрозрачной.

 

Сроки раскрытия информации

В соответствии с действующим законодательством лицензиаты ежегодно обязаны подавать информацию о структуре собственности независимо от того, происходили в ней какие-либо изменения или нет.

Согласно позиции Национального совета, изложенной в годовом отчете за 2016 год, ежегодное предоставление такого объема информации при значительном количестве зарегистрированных лицензиатов не является оправданным. Более того, существуют риски, что в случае возникновения изменений в структуре собственности в текущем году указанные данные перестанут быть актуальными, поскольку действующее законодательство предусматривает обязанность предоставления такой информации за предыдущий год.

По мнению Национального совета, целесообразно предусмотреть необходимость повторного предоставления лицензиатами информации о структуре собственности только в случае изменений собственников, связанных лиц, конечных бенефициаров.

 

КРАСНОКУТСКАЯ Оксана — внештатный советник ЮФ Aequo, г. Киев


Мнение

Системный подход

Алла СМОРОДИНА, юрист международной ассоциации «Сквайр Паттон Боггс — Салком»

Серьезные санк­ции серьезно мотивируют — это бесспорно. Не будет преувеличением сказать, что лицензия на вещание — это ценный актив компании. Однако будут ли такие санкции эффективны? Неподача информации о структуре собственности по форме и в сроки или подача неполной, неточной, недостоверной информации? Сознательная неподача или потому что один из сособственников отказывается ее предоставить?

И еще вопрос: как это повлияет на рынок, если Нацсовет получит «нужные» полномочия, когда ему не придется идти в суд, как сейчас? Проблема раскрытия конечных бенефициаров и прозрачности структуры собственности касается не только субъектов информационной деятельности. Эта проблема намного шире и требует системного подхода, но сначала нужно ответить на вопросы: как украинское юридическое лицо может и должно собрать такую информацию и где границы его ответственности, если по ряду причин оно не может этого сделать.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Тролли розданы

Акцент

Порок в своем отечестве

Государство и юристы

Возмещению нет предела

Изменения для присяжных

Добро обжаловать

Капитальные инвестиции

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается заключать договоры в виде электронного документа

Регламентирован порядок добровольного присоединения территориальных общин

Доверие между банками и клиентами предлагают повысить

Государство и юристы

Форменный порядок

Джентльмены отдачи

В пределах банкротства

Неделя права

Ренейминг заседателей

Неделя права

Новости из-за рубежа

Английских судей попросили быть лаконичнее

Неделя права

Зеленый свет

Рентное возмещение

Из адвокатов в судьи

Новости из зала суда

Судебная практика

ВСУ отказал в пересмотре постановления ВАСУ по делу члена ВСЮ

ВАСУ не удовлетворил иск к ВККС адвоката, которому было отказано в допуске к конкурсу

Новости юридических фирм

Частная практика

LEMAN International Law Group расширяет международные связи

Ярослав Петров избран сопредседателем Комитета по топливу и энергетике ЕВА

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» защитила интересы «Львовской политехники» в ВСУ

«ЕПАП» Украина защитила интересы лизинговой компании

Aequo консультирует Сбербанк по вопросам реструктуризации кредитной линии

Sayenko Kharenko и AVELLUM — юрсоветники в связи с дебютным выпуском еврооблигаций Kernel

Отрасли практики

По линии Фонда

Необходимая миру

Прогноз на смарт

Конечная установка

Рабочий график

Анонимное тестирование

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Обучены на успех

Долговое ожидание

Открытый запрос

Трудный путь

Судебная практика

Судебные решения

Применение налоговой социальной льготы при оплате труда осужденных правомерно

Судебная практика

Трудовая повинность

Ничто не вещно

Судебная практика

Судебные решения

Налоговая консультация не является обязательной для исполнения

Тема номера

Равняйсь, СМИрно

Дьявол роется в деталях

Марш-медиа

Форма управления

Ремонтные заботы

Частная практика

Рисковое производство

Сила предупреждения

Інші новини

PRAVO.UA