С 3 января 2017 года вступили в силу изменения в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (Закон о бухучете) в соответствии с Законом «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно устранения административных барьеров для экспорта услуг» от 3 ноября 2016 года № 1724-VІІ. Указанные изменения упрощают процесс документирования хозопераций, изменяют роль первичных документов и сокращают требования к ним. Хотя такие изменения были призваны в первую очередь облегчить жизнь экспортерам, они распространяют свое действие не только на них, но и на все остальные предприятия. Рассмотрим детальнее, какие последствия могут иметь указанные изменения на практике.
Что поменялось
Кратко остановимся на основных изменениях.
Во-первых, изменилось само определение понятия «первичный документ». Ранее под ним следовало понимать «документ, содержащий данные о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление». Теперь же из Закона о бухучете изъята вторая часть указанного определения о подтверждающем статусе первичного документа. Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствие первичного документа и тем более некорректное его оформление (указание не всех реквизитов и т.п.) не означает автоматически, что хозоперация не состоялась. В целом, когда дело доходило до суда, судебные инстанции, в том числе и Высший административный суд Украины, также придерживались позиции, согласно которой ошибки в первичке не критичны, если сама операция была реальной и тому есть другие доказательства. Хотелось бы надеяться, что контролеры примут во внимание произошедшие изменения и уже не станут придавать ключевое значение форме первичных документов.
Во-вторых, из Закона о бухучете убрали норму о том, что первичные документы следует составлять во время осуществления хозоперации либо, если это невозможно, по ее завершении. То есть теперь, на первый взгляд, время составления первичного документа не так критично.
В-третьих, сокращены требования к первичным документам, в частности, уменьшено количество необходимых реквизитов. Кроме того, разрешено использование в бухучете первичных документов, составленных в электронной форме при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте.
Чего следует ожидать
Во многих источниках можно увидеть крайне оптимистичную реакцию на произошедшие изменения. Безусловно, мы также признаем, что такое упрощение — позитивный шаг по многим причинам, поскольку им снимаются жесткие требования к моменту составления первички и ее реквизитам, что должно сделать ведение учета проще. Например, отмена нормы о времени составления первичного документа в момент осуществления либо сразу после хозоперации позволит отнести к первичным документам и выставленный до поставки товаров (работ/услуг) счет-фактуру. Наиболее позитивным из всех изменений представляется отмена нормы о том, что именно первичный документ является подтверждением хозоперации.
Однако переоценивать пользу произошедших изменений мы бы не стали, поскольку Закон о бухучете по-прежнему содержит положение относительно того, что именно первичные документы являются основанием для отображения хозопераций в бухучете. Следовательно, отображать какие-либо хозоперации в бухучете, делать соответствующие бухгалтерские проводки без наличия первичных документов, из содержания которых четко усматривается суть операции, безосновательно и идет вразрез с нормами Закона о бухучете.
Кроме того, поскольку хозоперации должны отображаться в учете своевременно, отложить составление первичного документа до лучших времен также не получится, так как это приведет к нарушению сроков ведения бухучета.
Для участников ВЭД
Не касаясь непосредственно сферы регулирования расчетов с нерезидентами, отметим изменения в части документирования хозотношений по внешнеэкономическим операциям. Закон № 1724-VІІ упростил этот процесс по таким позициям:
1) отныне в случае экспорта услуг (кроме транспортных) внешнеэкономический договор (контракт) может заключаться путем направления публичного предложения о сделке (оферты), либо путем обмена электронными сообщениями, либо иным способом, в частности, путем выставления счета (инвойса), в том числе в электронном виде, за предоставленные услуги;
2) если документы, предоставленные в обслуживающий банк, в том числе счет (инвойс), составлены на английском языке либо являются двуязычными (один из языков — украинский), банк не имеет права требовать их перевода.
Несомненно, указанные нормы — шаг навстречу предприятиям — субъектам ВЭД. В то же время и здесь видятся некоторые подводные камни. В частности, по первому пункту отметим, что одного обмена простыми электронными сообщениями соответствующего содержания между контрагентами все равно будет недостаточно ввиду необходимости соблюдения требований Закона о бухучете. А Закон, как мы уже говорили, признает в качестве первичных документов составленные в электронной форме документы лишь тогда, когда соблюдены требования законодательства об электронных документах и электронном документообороте (имеет место электронная цифровая подпись и т.д.). И хотя, как мы выяснили, отныне первичные документы формально потеряли статус подтверждающих хозоперации, они все же необходимы для фиксации таких операций в бухучете. Кроме того, даже если договор и будет подписан в электронной форме с учетом всех требований, вызывает некоторые сомнения то, как будет происходить процесс проверки этого факта налоговыми органами.
Подведем итоги
Оценивая произошедшие изменения, следует признать, что они являются прогрессивным шагом навстречу бизнесу. После принятия таких изменений у юристов появится еще больше оснований для аргументирования позиции в пользу налогоплательщиков при спорах с налоговиками, согласно которой главное — не форма и даже не наличие того или иного первичного документа, а суть/наличие хозоперации, что, как известно, подтверждается совокупностью фактов и обстоятельств, свидетельствующих о ее реальности (к слову, ее отсутствие вообще-то должны доказывать налоговики).
Вместе с тем говорить о «бухгалтерской революции» в свете произошедших изменений, наверное, не стоит, поскольку надлежащее ведение бухучета все еще требует наличия первичных документов с необходимым перечнем реквизитов для каждой хозоперации.
ТРЕГУБОВА Елена — юрист юридической фирмы «Салком» (Международная ассоциация «Сквайр Паттон Боггс — Салком»), г. Киев
Новый вызов
Инна ШЕРШУН, старший консультант отдела юридического и налогового консультирования «КПМГ-Украина»
Пока еще рано говорить об облегчении, но что точно понятно — Закон № 1724 принес новый вызов для бизнеса. Ведь теперь считается, что первичные документы (акты выполненных работ, предоставленных услуг или расходные накладные) исключительно содержат данные о хозяйственной операции, то есть они уже не подтверждают факт ее осуществления, как это было раньше. В этом вопросе важно, какую позицию займут налоговые органы и что еще, кроме первички, будут запрашивать для подтверждения факта осуществления операций. Очень не хотелось бы, чтобы компании оказались заложниками сложившейся ситуации и вынуждены были сопровождать каждую трансакцию дополнительными доказательствами ее проведения в виде отчетов ответственных лиц, фотоотчетов и т.д.
Что касается отмены норм Закона о бухучете, устанавливающих сроки составления первичных документов, то изменения, вступившие в силу, сняли жесткие временные ограничения. Вместе с тем основные принципы в отношении оприходования активов, признания обязательств, отображения доходов и расходов не изменились и должны соответствовать применяемым стандартам бухгалтерского учета. К тому же все еще действуют подзаконные акты Минфина, которые содержат требование соблюдать уже отмененные сроки, но пока не были приведены в соответствие с измененным Законом о бухучете (пункт 2.2 Положения о документальном обеспечении записей бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина от 24 мая 1995 года № 88).
Превалирование сущности
Ольга РЕШЕТНИК, советник практики налогового права АО Ario
Так сложилось исторически, что бухгалтеры и налоговые инспекторы не задумывались над сущностью хозяйственных операций, данные в учете отображались на основании «должным образом» оформленного первичного документа. Учет велся в формате «красивых документов», дабы обезопасить предприятие от налоговых бед. Но с 3 января 2017 года вступили в силу изменения в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», внесенные Законом «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно устранения административных барьеров для экспорта услуг» от 3 ноября 2016 года № 1724-VІІ, которые кардинально изменили подход к оформлению первичных документов и документированию хозяйственных операций. Теперь первичный документ должен всего лишь содержать информацию о хозяйственной операции и не является документом, подтверждающим ее осуществление. В глобальном смысле сделан семимильный шаг к основополагающему принципу бухгалтерского учета — принципу превалирования сущности над формой.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…