Свести расчеты — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №4 (996) » Свести расчеты

Свести расчеты

Рубрика Тема номера
Положения НК о списании безнадежного долга уже неоднократно успешно применялись в судах для списания задолженностей компаний в зоне АТО

В связи с проведением антитеррористической операции (АТО) в отдельных районах Донецкой и Луганской областей у некоторых компаний возникает необходимость списания задолженности по оплате налогов и сборов. Ниже приведен анализ основных случаев, связанных с освобождением от уплаты налогов и сборов в зоне проведения АТО.

 

Задолженность по оплате

В соответствии с подпунктом 101.2.4 пункта 101.2 статьи 101 Налогового кодекса (НК) Украины налоговый долг, возникший в силу обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), считается безнадежным и в соответствии с пунктом 101.1 статьи 101 НК Украины подлежит списанию. Причем списанию подлежит не только сам долг, но и начисленные штрафные санкции.

Указанные положения Кодекса уже неоднократно успешно применялись в судах для списания задолженности по налогам (решения Донецкого окружного административного суда № 805/4955/15-a от 25 декабря 2015 года, № 805/761/16-a от 5 апреля 2016 года и № 805/760/16-a от 12 апреля 2016 года). При этом судебная практика исходит из того, что обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) должны быть подтверждены сертификатом Торгово-промышленной палаты Украины (сертификат ТПУ).

 

Специальное правило

В соответствии с подпунктом 14.1.147 пункта 14.1 статьи 14 НК Украины арендная плата за пользование землями государственной/коммунальной собственности включена в понятие «плата за землю» и является квазиналогом, возникающим на договорной основе. Что касается арендной платы за пользование землями государственной/коммунальной собственности (аренда), то дополнительно к общему правилу налогового законодательства можно применять и специальное.

2 сентября 2014 года был принят Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» № 1669-VII (Закон об АТО). В соответствии со статьей 6 Закона об АТО (в системной связи с другими положениями этого же Закона) на период проведения АТО все субъекты хозяйственной деятельности освобождаются от уплаты аренды за пользование землями государственной/коммунальной собственности в зоне проведения АТО.

Однако, несмотря на прямую норму статьи 6 Закона об АТО, на практике налоговые органы нередко отказываются применять указанное исключение (письма ГФС Украины № 7887/6/99-99-15-03-02-15 от 2 декабря 2014 года и № 25565/6/99-99-15-03-02-15 от 30 ноября 2015 года). В частности, налоговые органы ссылаются на пункт 2.1 статьи 2 НК Украины, согласно которому изменение положений Налогового кодекса может осуществляться исключительно путем внесения изменений в него. А поскольку оплата аренды урегулирована положениями НК Украины, то, по мнению налоговых органов, освобождение от оплаты аренды должно быть предусмотрено этим Кодексом, а не Законом об АТО.

В то же время суды придерживаются иной точки зрения и считают статью 6 Закона об АТО самостоятельной специальной нормой, не требующей дублирования в Кодексе. При этом суды не едины в том, как применять указанную норму, и судебная практика свидетельствует о наличии двух разных подходов. При использовании первого подхода статья 6 Закона об АТО считается специальной нормой прямого действия, и это означает, что такая норма применяется без дополнительных доказательств (решение Высшего административного суда Украины (ВАСУ) по делу № 805/1374/15-a (К/800/36537/15) от 9 февраля 2016 года, решение Высшего хозяйственного суда Украины по делу № 913/978/15 от 30 марта 2016 года). При использовании второго — статья 6 Закона об АТО считается специальной условной нормой, применяемой при условии предоставления сертификата ТПУ (решение ВАСУ по делу № 826/18330/14 (К/800/19984/15) от 30 сентября 2015 года, решение Донецкого апелляционного административного суда по делу № 805/852/15-a от 1 марта 2016 года).

 

Применение исключений

Дополнительно к Закону АТО в отношении аренды можно использовать и общие исключения, применяемые к договорным обязательствам.

Так, в соответствии со статьей 617 Гражданского кодекса (ГК) Украины и статьей 218 Хозяйственного кодекса Украины сторона договора освобождается от ответственности за нарушение своих договорных обязательств, если такое нарушение произошло в силу обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора). Более того, согласно части 6 статьи 762 ГК Украины, наниматель имущества освобождается от платы за пользование имуществом на весь период, в течение которого он не мог пользоваться имуществом по причинам, за которые не отвечает.

Единый взнос

В соответствии с абзацем 1 пункта 94 раздела VIII Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 8 июля 2010 года № 2464-VI плательщики единого взноса на общеобязательное социальное страхование (взнос), зарегистрированные в органах доходов и сборов, расположенных в зоне проведения АТО, освобождаются от исполнения своих обязательств по оплате взноса на период с 14 апреля 2014 года до окончания АТО.

При этом недоимка по уплате взноса считается безнадежной задолженностью и подлежит списанию в порядке, предусмотренном НК Украины для списания задолженности по налогам (абзац 4 пункта 94 раздела VIII Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 8 июля 2010 года № 2464-VI).

Особые случаи

Согласно пунктам «а» и «б» статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года № 1788-XII, сотрудники, занятые на подземных работах или работах с вредными и опасными условиями труда (списки № 1 и № 2), имеют право на льготный (досрочный) выход на пенсию по возрасту.

При льготном (досрочном) выходе на пенсию Пенсионный фонд Украины выплачивает пенсию в общем порядке, однако у него возникает право требовать возмещения расходов за выплату пенсий за период между временем фактического выхода на пенсию и временем, когда сотрудник вышел бы на пенсию по возрасту в общем порядке (возмещение). Такое возмещение должно осуществляться за счет профессиональных и корпоративных фондов, а при их отсутствии — за счет работодателя (абзацы 4, 6 и 7 подпункта 2.1 заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV).

При этом сумма возмещения не входит в сумму взноса и не считается налогом, а потому на нее не распространяются правила списания, применимые к взносам и налогам. Не применяются к возмещению и общие нормы договорного права, поскольку обязательства по оплате возмещения носят публичный, а не договорной характер.

Соответственно, действующее законодательство прямо не предусматривает освобождения от выплаты возмещения работодателем, расположенным в зоне АТО. Следует также отметить, что подобную позицию занимает и Пенсионный фонд Украины.

Таким образом, в большинстве случаев предприятия, расположенные в зоне АТО, могут рассчитывать на возможность списания части задолженности (а иногда и всей) по оплате налогов и сборов. При этом для успешной реализации своего права на списание таким предприятиям может потребоваться сертификат Торгово-промышленной палаты Украины, а в отдельных случаях — даже обращение в судебные органы.

 

РОСЧЕПИЙ Геннадий — старший юрист МЮФ Integrites, г. Киев


Комментарии

Специальный закон

Сергей БОГОЛЮБОВ, старший партнер МЮК «Боголюбов и Партнеры»

Как показывает практика, не все налоговые инспекции придерживаются требований статьи 6 Закона № 1669, ссылаясь на отсутствие изменений в НК Украины. Так, в судебной практике находится административное производство по иску ГНИ № 805/1101/15-а, согласно которому коллегия судей ВАСУ установила следующее.

Налоговая обратилась в суд с требованием уплаты субъектами хозяйствования задолженности по арендной плате, которая возникла в связи с неуплатой согласованного налогового обязательства, указанного в декларации. Статья 6 Закона № 1669 является нормой прямого действия и не требует дополнительного внесения изменений в НК Украины. Поскольку общество осуществляет свою хозяйственную деятельность на оккупированной территории, суд отклонил требования налоговой, так как данная территория отнесена к перечню населенных пунктов, которые освобождены от уплаты налога за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности.

 

Нивелирует гарантии

Дмитрий ТИЛИПСКИЙ, юрист ЮК FCLEX

С момента принятия Закона № 1669 сформировалась отдельная категория дел относительно начисления и уплаты налогов в зоне АТО, а также оснований для освобождения от уплаты таких налогов (наличие форс-мажорных обстоятельств).

Судебная практика в этой категории споров неоднозначна и противоречива. В частности, проблемным вопросом является определение основания освобождения от уплаты отдельных налогов в зоне АТО. Подавляющее количество решений судов кассационных инстанций отстаивают позицию необходимости получения заключения ТПП Украины. Однако, по нашему мнению, такой подход нивелирует гарантии и льготы, предусмотренные специальным Законом № 1669.

 

Ситуация изменится

Елена ТРЕГУБОВА, юрист ЮФ «Салком» (Международная ассоциация «Сквайр Паттон Боггс — Салком»)

Несмотря на кажущуюся очевидность права соответствующих налогоплательщиков воспользоваться указанным освобождением, налоговые органы пришли к иному выводу, решив, что поскольку такое право и порядок его осуществления не нашли отражения в НК Украины, одних норм Закона № 1669 для его реализации недостаточно. Такой взгляд налоговиков изложен в действующем на сегодня письме ГФС Украины от 2 декабря 2014 года № 7887/6/99-99-15-03-02-15.

Вполне логично, что налоговики придерживались такой же позиции и на практике, доначисляя обязательства по плате за землю, несмотря на действующее освобождение. Однако на уровне административных судов и ВАСУ сложилась позитивная практика разрешения таких споров в пользу плательщиков. Но и такие позитивные тенденции не всегда могли означать победу плательщика, поскольку возникали отдельные сложности с доказыванием статуса того или иного участка.

Однако с этого года есть основания полагать, что ситуация изменится — законодатель наконец-то обратил внимание на существование данной проблемы и дополнил подраздел 10 раздела ХХ НК Украины пунктом 38.7, содержащим недостающие нормы об освобождении от платы за землю за соответствующие участки. Такая норма внесена в НК Украины Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата на Украине» от 21 декабря 2016 года, вступившим в силу с 1 января 2017 года. Остается надеяться, что это нововведение снимет все сомнения по данному вопросу, возникающие у налоговиков.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Равный вывод

Акцент

Кадроцикл

Государство и юристы

Корпоративные соотношения

Гонка на выжидание

Неделя права

Оплата трудна

Процедурное разъяснение

Пенсионное ограничение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Запрет на усыновление незаконен

Новости законотворчества

Судебная практика

Оклад народных депутатов хотят существенно уменьшить

Предлагается ввести плату за пользование автомобильными дорогами

Деятельность больничных касс предлагают урегулировать

Решение об избрании С. Курченко меры пресечения устояло в апелляционном суде

ВХСУ не отменил решения АМКУ по делу ООО «Энергобезопасность-Комплекс» за согласованные действия

Новости юридических фирм

Частная практика

С. Корниенко и М. Корчагин назначены партнерами ЮФ «Антика»

ЮФ Dmitrieva & Partners — юридический советник UB Tower LTD

ЮФ Sayenko Kharenko сопровождала продажу страховой компании «Эйгон Лайф Украина»

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» защитила интересы ООО «Интертранс» в Верховном Суде Украины

Отрасли практики

Взыскательная публика

Соглашению не подлежит

Патрульная позиция

Ближайшие измерения

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

AntiBEPS regulations

Решения недели

Судебная практика

Обязательства остаются

Доминирование права

Сторона сама виновата

Самое важное

Мировой непорядок

Справедливый поход

Контрольные точки

Судебная практика

Судебные решения

Нахождение должника в процедуре банкротства не освобождает его от ответственности за ненадлежащее исполнение денежного обязательства

Ответственность за предоставление недостоверных пенсионных документов возложена и на предприятие (организацию), и на пенсионера

Судебная практика

Приоритетность в применении

Судебная практика

Судебные решения

Заработная плата работника-иностранца без справки, подтверждающей статус налогового резидента Украины, облагается по ставке в размере 30 %

Судебная практика

Опять в бой

Судебная практика

Судебные решения

Суд должен отказать в принятии заявления о возбуждении производства по делу, если в отношении должника уже возбуждено дело о банкротстве

Судебная практика

В указном порядке

Обеспечительные намерения

Необоснованный актив

Судебная практика

Судебные решения

Определение о признании исполнительного документа не подлежащим исполнению можно обжаловать в кассационном суде

Неполная фиксация оглашения приговора не всегда является нарушением

Установление комиссии за операционные действия банка является несправедливым

Судебная практика

Вручательное движение

Тема номера

Ограниченные возможности

В поисках вклада

Свести расчеты

Частная практика

Ответственное поведение

Сетевой эффект

Інші новини

PRAVO.UA