Регистрационный спор — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (831) » Регистрационный спор

Регистрационный спор

Рубрика Тема номера

Как известно, процесс подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом (Соглашение) приостановлен, однако вопрос его влияния на ту или иную сферу остается актуальным. Сфера интеллектуальной собственности не является исключением в данном случае, ведь ассоциация требует от Украины жесткого соблюдения авторских прав и защиты интеллектуальной собственности. Что же несет с собой Соглашение в свете регистрации и защиты торговых марок?

Глава 9 раздела 4 Соглашения, которая очень детально регулирует вопросы интеллектуальной собственности, содержит положения относительно авторских и других прав: на кинематографические и аудиовизуальные произведения, компьютерные программы, базы данных, смежные с авторскими права, патенты, торговые знаки, фирменные наименования, дизайн, топографии интегральных микросхем, географические указания, сорта растений, указания происхождения, нераскрытую информацию и т.д. По сути основной целью этого раздела является усиление надлежащего и эффективного уровня охраны и реализации прав интеллектуальной собственности.

В свою очередь статьи 193—200 Соглашения непосредственно регулируют процедуру регистрации, использования, аннулирования торговых марок, их особенности, права, связанные с торговыми марками, и так далее.

Основные положения

Во-первых, статья 193 Соглашения четко предусматривает, что Украина и ЕС введут систему регистрации торговых марок, при которой отказ в регистрации должен быть надлежащим образом обоснован письменно. Также стороны должны создать и предоставить свободный доступ к электронной базе данных торговых марок и их регистраций. Это положение еще раз подчеркивает возможность регистрации торговой марки на территории ЕС гражданами и юридическими лицами Украины и наоборот. Такая ситуация стала возможной еще после 1993 года, когда была введена торговая марка ЕС, для регистрации которой нужно подать заявку в Офис по гармонизации на внутреннем рынке. Так, в данное время при подаче заявки на регистрацию торговой марки в ЕС онлайн официальный сбор (при регистрации до 3 классов) составляет 900 евро, а в письменной форме — 1050 евро. Однако, несмотря на то что Соглашение имеет положения о системе регистрации торговых марок, нужно понимать, что при регистрации торговой марки на территории ЕС нужно придерживаться в первую очередь регламентов и директив ЕС, ведь именно они регулируют все детали этой процедуры, а Соглашение лишь устанавливает ключевые моменты сотрудничества.

Во-вторых, Соглашение четко определяет, какие знаки не могут регистрироваться. Так, не могут регистрироваться как торговые марки объекты, которые:

— не имеют различительной способности;

— указывают на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров и услуг, а также место и время изготовления или сбыта товаров или оказания услуг;

— являются общеупотребительными для обозначения товаров и услуг определенного вида;

— отображают лишь форму, обусловленную естественным состоянием товара, форму товара, обусловленную необходимостью получения технического результата, форму, придающую товарам существенную ценность;

— торговые марки, которые противоречат публичному порядку или общепринятым принципам морали;

— являются ложными, то есть такими, которые могут ввести в заблуждение относительно услуги, товара или лица, производящего товар или предоставляющего услугу.

В регистрации торговой марки также может быть отказано, если она подобна другой торговой марке или если ее можно спутать с другой торговой маркой.

Кроме того, установлено, что обжаловать принятое решение по регистрации торговой марки сможет не только лицо, которое подавало заявку на регистрацию, но и любая другая сторона, заявившая возражения против регистрации такой торговой марки.

Проанализировав эти положения, можем заметить, что существующий на Украине Закон «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15 декабря 1993 года (Закон) содержит те же условия для отказа в регистрации торговых марок на Украине, как и Соглашение. В чем же преимущества этой главы Соглашения? Здесь стоит отметить, что главное преимущество заключается в том, что Соглашение предусматривает одинаковые условия для регистрации и защиты торговых марок как для ЕС, так и для Украины. Таким образом, стороны равны в своих правах и обязанностях.

В ожидании изменений

Вместе с тем Соглашение вносит и некоторые новации в практику Украины.

Во-первых, Соглашение четко предусматривает, что регистрация торговой марки не предоставляет владельцу право запрещать третьему лицу использовать собственное имя и адрес, характеристики товара или услуги, которые касаются вида, качества, количества, стоимости и так далее; использовать торговую марку в случае необходимости ее использования для указания цели продукта или услуги (запчасти, аксессуары и т.д.). Частично такие положения содержатся в нашем Законе, но в Соглашении они получили более конкретизирующую роль.

Во-вторых, Соглашение устанавливает, что если в течение пяти лет после регистрации торговая марка не использовалась, то действие регистрации могут прекратить. Также регистрация прекращается, если торговая марка за время, пока она не использовалась, стала общим названием или используется таким образом, что вводит в заблуждение покупателей относительно природы, качества или географического происхождения товара. Существующий же Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» предусматривает трехлетний период (статья 18 Закона).

В-третьих, еще один вопрос, который должен быть освещен, касается защищенных торговых марок, таких как шампанское, коньяк, пармезан и другие. Хотя с одной стороны, эти названия представляют собой географические указания, с другой стороны, статья 206 Соглашения предусматривает их взаимосвязь с торговыми марками. Так, в соответствии с Соглашением отказывается в регистрации торговой марки или же признается недействительной торговая марка, если она содержит географические указания, имеющиеся в Дополнениях XXII-C, XXII-D к Соглашению. Именно эти дополнения устанавливают, какие географические указания должны быть защищены. Кроме того, нужно отметить, что этот перечень достаточно велик и содержит такие торговые марки, как шампанское, коньяк, пармезан, фета и т.п.

В течение переговоров Украина рассчитывала сохранить за собой право использовать географические названия при производстве продукции хотя бы для внутреннего рынка и экспорта в страны, не входящие в Евросоюз. Но в результате максимум, которого удалось достичь, это установление переходного периода сроком на десять лет (а для некоторых позиций — семь лет). Таким образом, производители ряда торговых марок, в том числе Champagne, Cognac, Madera, Porto, Calvadoz, Grappa и другие, должны позаботиться о ребрендинге и продвижении на рынок продукции под другими наименованиями. На все это они имеют переходной период — десять лет. Главный недостаток — Соглашение не устанавливает роли ЕС в данном аспекте, и, соответственно, это ложится исключительно на плечи украинских производителей.

Таким образом, несмотря на то что большинство положений Соглашения об ассоциации соответствует существующему украинскому законодательству, все же предусматривается, что изменения коснутся и сферы защиты и регистрации торговых марок, особенно при использовании географических названий. Такая ситуация неудивительна, ведь Европейский Союз очень строго относится к вопросам использования и защиты интеллектуальной собственности. Именно это требуется и от Украины.

 

ОСИПЧУК Ольга — ассистент управляющего партнера по международным отношениям АК IMG Partners, г. Киев


Комментарии

Переходный период

Ярослав ОГНЕВЬЮК,
партнер ПЮА «Дубинский и Ошарова»

Собственники украинских торговых марок, содержащих географические указания, будут понимать, что вложенные инвестиции в продвижение маркированных ими товаров не ограничены установленным переходным периодом, как это кажется на первый взгляд. Большинство собственников будут использовать торговые марки до конца периода, поскольку спрос на них будет больше, чем на торговую марку без привычного для потребителя географического указания.

Предполагаемые действия бизнеса связаны с тем, что географическое указание почти никогда не занимает доминирующего положения в зарегистрированной торговой марке, а наоборот, содержит другой, более различимый элемент — основную торговую марку. Прогнозирую, что таким образом с приближением окончания переходного периода отказ от использования торговых марок, содержащих географические указания, будет достаточно резким. Несмотря на некоторые неудобства, потребители со временем привыкнут к изменениям.

Следует уточнить, что соглашение говорит о трех разных переходных периодах для разных географических указаний. В случае подписания соглашения и вступления его в силу собственники торговых марок, содержащих географические указания, не смогут получить права на аналогичные торговые марки по новым заявкам. После окончания переходного периода будет нецелесообразно поддерживать в силе указанные торговые марки, что приведет к отказу от продления срока их действия.

Freedom to operate

Мария ОРТИНСКАЯ,
патентный поверенный, директор патентно-юридической компании IPStyle

В случае подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом (ЕС) многим отраслям придется пересмотреть свой подход к защите прав интеллектуальной собственности, ведь как на Украине, так и в странах ЕС конкуренция во многих сферах еще более ужесточится. Более того, компаниям следует позаботиться не только о регистрации торговых марок, промышленных образцов, но и о том, чтобы не нарушать права третьих лиц. В данном случае перед выходом компании на рынки ЕС необходимо провести так называемые freedom to operate поиски, по результатам которых компания будет понимать все возможные риски нарушения прав третьих лиц и сможет своевременно на них отреагировать. Также особенно нелегко придется компаниям алкогольной и пищевой индустрии, ведь в ЕС многие французские, итальянские компании рьяно защищают свои географические указания.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Международный поход

VOX POPULI

Государство и юристы

О взносе замолвили слово

Акцент

Год за двадцать

Государство и юристы

Трудности перевоза

Форменное однообразие

Деловая практика

Больной спорт

Документы и аналитика

Судебное невмешательство

Книжная полка

Фиксированное обжалование

Неделя права

Новости из-за рубежа

Принудительное лечение наркоманов

Чиновникам ЕС можно не повышать зарплату

Неделя права

Судебный совет

Во избежание конфликта интересов

Гарантии не нарушены

Новости из зала суда

Судебная практика

Налоговый орган пропустил сроки обжалования

АМКУ истребовал информацию, не являющуюся банковской тайной

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «АНК» провела мастер-класс для студентов-юристов

Кофе с юристом

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует UMH group в сделке по продаже 99,9 % акций медиа-холдинга

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» номинирована на The Lawyer European Awards

Отрасли практики

Эффективность трудна

Манера пресечения

ЮФ Pragnum провела бизнес-завтрак «Бестоварные операции и ничтожные сделки: презумпция виновности»

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Международный вектор

Репортаж

Уроки испанского

Решения недели

Судебная практика

Правомерно распределенный НДС

Самое важное

Урок годности

О ректорате

Предельная стоимость

«… а имей ТТН»

Судебная практика

Судебные решения

Последствия передачи земли без изменения ее целевого назначения

Индексация размера алиментов

Судебная практика

Отголоски «матча смерти»

Налоговое браво

Аргументы по факту

Тема номера

Регистрационный спор

Эффект присутствует

Знаковая культура

Плохое проведение

Режимный объект

Частная практика

Нагрудное дело

Інші новини

PRAVO.UA