Каждая компания при выводе на рынок новых продуктов задумывается о защите прав интеллектуальной собственности, но, как правило, уделяет должное внимание только торговым маркам — обозначениям, которые отличают товары или услуги одного производителя от других. А вот о защите внешнего вида продукции, например, упаковки, бутылки, одежды, гаджета, кузова автомобиля, довольно часто забывают.
В большинстве стран мира для приобретения прав на промышленный образец требуется государственная регистрация. Так, согласно части 1 статьи 465 Гражданского кодекса Украины, имущественные права интеллектуальной собственности на промышленный образец являются действительными с даты, следующей за датой их государственной регистрации. Но патентование промышленного образца не во всех случаях является целесообразным или финансово доступным, в частности:
— при необходимости защиты большого модельного ряда со множеством модификаций — например, у производителя мебели может быть более 100 вариантов одного и того же дивана;
— при необходимости защиты промышленного образца во многих странах, ведь патент на промышленный образец имеет территориальный характер — действует только на территории той страны, патентным ведомством которой выдан;
— при защите продукта с коротким жизненным сроком (моделей одежды, гаджетов) — компания только успевает зарегистрировать внешний вид, а он уже становится неактуальным.
Более того, большинство компаний сознательно забрасывают рынок многими модификациями продукции, смотрят, на какие продукты лучше отреагируют потребители, и потом продолжают производить только наиболее востребованные из них. В связи с этим довольно актуальной становится защита промышленных образцов без их регистрации. Такую альтернативу регистрации промышленных образцов предоставляет законодательство Европейского Союза (ЕС). В соответствии с частью 1 статьи 11 Регламента № 6/2002 Совета ЕС о промышленных образцах Европейского сообщества от 12 декабря 2001 года (Регламент) внешний вид продукции может получить защиту на период трех лет с даты, когда он впервые стал доступен на территории ЕС без регистрации. В таком случае владелец незарегистрированного промышленного образца имеет право зпрещать копирование изделий с данным внешним видом без его согласия.
В отличие от Украины, где злоупотребление правами на промышленные образцы достигло своего пика, в ЕС, согласно Регламенту, для того чтобы запретить третьим лицам копирование незарегистрированного промышленного образца, его владелец должен доказать, что промышленный образец является новым, то есть до даты его доступности публике не был известен ни один идентичный промышленный образец, имеет индивидуальный характер, иными словами, впечатление, которое он в целом производит, отличается от доступного публике.
Если же лицо, обвиняемое в нарушении прав на незарегистрированный промышленный образец, считает, что внешний вид продукции не соответствует вышеуказанным критериям, оно может в судебном порядке признать его недействительным.
Интерес представляют условия доступности его публике. Так, промышленный образец должен быть доступен публике только на территории ЕС. К примеру, если вы вывели новую бутылку на рынок СНГ, где она и стала доступна публике, а копировать ее начали в одной из стран ЕС, то в данном случае попытки защиты незарегистрированного промышленного образца не увенчаются успехом. Кстати, промышленный образец считается доступным публике на территории ЕС, если он был опубликован, выставлен, использован в торговле или другим способом раскрыт. Но если чертеж с бутылкой вы передали потенциальному заказчику в ЕС на условиях конфиденциальности, то требование доступности не будет удовлетворено и, соответственно, промышленный образец не подлежит защите. Таким образом, для защиты промышленного образца без регистрации компании необходимо сделать его доступным на территории одной из стран ЕС и позаботиться о доказательствах раскрытия информации.
К преимуществам такой защиты следует отнести следующее:
— несмотря на требование раскрытия информации в ЕС, владельцем незарегистрированного промышленного образца может быть как резидент, так и нерезидент ЕС. Поэтому данная защита может быть особенно актуальна для украинских компаний, которые в свете возможного подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС планируют открыть «окно в Европу» и наводнить европейский рынок украинскими продуктами;
— такая защита не требует больших финансовых вложений;
— как и в случае с промышленным образцом ЕС (так называемый community design), права на защиту незарегистрированного промышленного образца распространяются на территории всех стран ЕС;
— объектом промышленного образца в ЕС может быть как целое изделие, так и часть изделия. Для сравнения: на Украине объектом промышленного образца может быть только целое изделие, что приводит к определенным сложностям при необходимости защиты части внешнего вида, например, когда автопроизводителю необходимо защитить не весь кузов автомобиля, а только его часть — какие-то оригинальные элементы.
Несмотря на положительные моменты такой альтернативной защиты, она имеет и свои недостатки, к которым относится сложность доказывания доступности публике изделия. Знаковым в данном случае можно считать дело по иску производителя болеро о незаконном использовании его промышленного образца. Так, сотрудники истца создали болеро, ответчик предлагал к продаже схожее болеро. В качестве доказательств истец предоставил чертеж болеро, созданный его сотрудниками. Но суд отказал истцу в удовлетворении исковых требований, так как посчитал недостаточным доказательством создание чертежа его сотрудниками, поскольку внешний вид болеро, который он пытался защитить, по мнению суда, не является продуктом, изготовленным в соответствии с рисунком.
Учитывая вышеуказанные аспекты защиты, компаниям, работающим на рынке ЕС, целесообразно комбинировать защиту внешнего вида изделий как зарегистрированными промышленными образцами, так и незарегистрированными — в зависимости от продукции, предполагаемого ее жизненного цикла, а также возможности изменений дизайна. Также следует помнить, что в течение 12 месяцев с момента раскрытия дизайна его владелец может подать заявку на регистрацию промышленного образца и получить защиту, срок которой будет составлять не три года, а пять лет с возможностью продления каждые пять лет (но не более 25 лет).
ОРТИНСКАЯ Мария — патентный поверенный Украины, директор патентно-юридической компании IPStyle, г. Киев
Наталья МЕЩЕРЯКОВА,
партнер МЮГ AstapovLawyers, глава департамента интеллектуальной собственности
В основе принципа защиты незарегистрированных промышленных образцов в Европе лежит простая логика — зачем тратить время и деньги на формальности, связанные с процедурой регистрации, если промышленный образец представляет собой изделие, которое очень быстро устареет морально? Поэтому незарегистрированным промышленным образцам, которые стали впервые общедоступными на территории ЕС, предоставляется правовая охрана сроком на три года без выполнения каких-либо формальностей, а также без уплаты пошлин одновременно на территории всех стран Евросоюза.
Если промышленный образец впервые стал доступен общественности (выставка, продажа, предложение к продаже и пр.) за пределами ЕС, то у заявителя есть по крайней мере 12 месяцев для подачи заявки на регистрацию промышленного образца.
Что же касается целесообразности, то она может быть продиктована исключительно характером изделия. Если производитель считает, что изделие будет пользоваться спросом дольше трех лет, если желает ограничить конкурентов в возможности копировать такое изделие без его разрешения, если видит коммерческую жизнь изделия долгой, то, безусловно, временные и финансовые затраты на патентование могут быть оправданы.
Следует понимать, что критерии охраноспособности как для зарегистрированного, так и незарегистрированного промышленного образца идентичны — новизна и индивидуальность (на Украине фактически только новизна). Поэтому в случае, если совокупность признаков промышленного образца стала общедоступной до даты, на которой настаивает (и которую должными сведениями может доказать) владелец, такой промышленный образец не считается охраноспособным.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…