28 августа с.г. Кабинет Министров Украины (КМУ) своим распоряжением № 641-р утвердил Концепцию Общегосударственной программы развития малого и среднего предпринимательства на 2014—2024 годы.
Данная Концепция разработана Государственной службой Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства с учетом практики реализации направлений и мер поддержки, определенных Национальной программой содействия развитию малого предпринимательства, а также в связи с необходимостью урегулирования и решения проблем, сдерживающих развитие такого бизнеса.
В Концепции содержатся положения о необходимости принятия и выполнения отдельной государственной программы, направленной на практическую реализацию положений Закона Украины «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства на Украине».
Важно, что именно малый и средний бизнес создает большую часть ВВП в странах с развитой рыночной экономикой — до 50—60 %. На Украине это количество, по оценкам экспертов, составляет лишь 10—15 %.
В связи с этим хотелось бы вспомнить о льготах, которые действуют сегодня на Украине для малого и среднего предпринимательства (МСП).
Так, Законом Украины «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства на Украине» определены общие положения и формы поддержки МСП. В частности, предусмотрена финансовая, информационная, консультационная поддержка, в том числе в сфере инноваций, науки и промышленного производства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность; поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров и кадров ведения бизнеса.
Также, согласно постановлению КМУ от 12 декабря 2011 года № 1396, на Украине создан Фонд поддержки малого инновационного бизнеса (Фонд), предметом деятельности которого является предоставление субъектам инновационной деятельности финансовой поддержки, а также полного или частичного беспроцентного кредитования за счет средств государственного бюджета, областных бюджетов и других льгот, предусмотренных пунктом 6 устава Фонда.
На Украине созданы государственный и региональные фонды поддержки предпринимательства в областях, задачами которых являются:
1) финансирование государственных, межрегиональных и имеющих государственное значение региональных и отраслевых программ развития предпринимательства;
2) создание инфраструктуры финансовой поддержки, в том числе региональных фондов поддержки предпринимательства и соответствующих хозяйственных структур;
3) финансовая поддержка отдельных предпринимательских проектов по направлениям, определенным Государственным комитетом Украины по вопросам развития предпринимательства;
4) сотрудничество с украинскими, международными и иностранными финансовыми структурами;
5) содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций для развития предпринимательства на Украине.
Как пример деятельности, можно отметить следующее: на данный момент Фонд проводит конкурс о предоставлении льготных микрокредитов субъектам малого предпринимательства.
Следующей группой являются налоговые льготы. Положения Налогового кодекса (НК) Украины, в частности статья 291, предусматривают упрощенную систему налогообложения, которая применяется к шести категориям субъектов, в зависимости от количества работников и дохода предприятия, так называемым «упрощенцам». А вот уже статья 297 НК Украины определяет особенности начисления и уплаты единого налога. Так, предусмотрено освобождение от ряда налогов и сборов для плательщиков единого налога, к которым относятся субъекты МСП, если они соответствуют требованиям пункта 4 статьи 291 НК Украины, устанавливающего ограничения по количеству наемных работников и объемов годового оборота.
В 2012 году общая численность представителей малого и среднего бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения, составила 1,26 миллиона человек. Большая часть предпринимателей (81 %) зарегистрировались в первой и второй группах (согласно статье 291 НК Украины) плательщиков единого налога, то есть подавляющее большинство «упрощенцев» заняты предоставлением услуг населению.
Еще одним налоговым стимулом для развития МСП является возмещение НДС. В частности, в статьях 14, 200 НК Украины предусмотрено, что для предпринимательства осуществляется возмещение НДС.
Наибольшая часть возмещенного НДС, как показывает практика, приходится на малый и средний бизнес. Сумму возмещения составляет отрицательное значение НДС из госбюджета по результатам проверки налогоплательщика, которая подтверждает правомерность сумм бюджетного возмещения налога, в том числе автоматического бюджетного возмещения. То есть субъект хозяйствования самостоятельно отмечает в декларации обоснованную сумму возмещения, а проверка устанавливает факт ее достоверности.
Также государством предусмотрены льготы в форме дотаций и компенсаций в случае трудоустройства социально незащищенных слоев населения. Так, в Законе Украины «О занятости населения» от 5 июля 2012 года, а именно: в части 2 статьи 27 Закона установлено, что субъектам малого предпринимательства, которые трудоустраивают безработных на срок не менее двух лет по направлениям территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции на новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующее лицо за месяц, в котором он уплачен.
Компенсация выплачивается за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и Фонда социальной защиты инвалидов (в случае трудоустройства инвалида, зарегистрированного в установленном порядке в качестве безработного, но которому в соответствии с законодательством пособие по безработице не назначается) в течение одного года со дня трудоустройства безработного.
Согласно Закону Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», Государственная служба занятости, создавая специальные рабочие места для инвалидов, зарегистрированных в службе занятости, может за счет Фонда социальной защиты инвалидов предоставлять работодателям специальную дотацию. Процедура предоставления такой поддержки определена Порядком предоставления дотации работодателю за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов на создание специальных рабочих мест для инвалидов, зарегистрированных в Государственной службе занятости, утвержденным постановлением КМУ от 27 декабря 2006 года № 1836.
Данные положения касаются малого, среднего и крупного предпринимательства и предусматривают, что государство предоставляет дотации работодателю на создание рабочих мест для инвалидов. То есть средства направляются для покрытия расходов работодателя на создание таких рабочих мест. Осуществляются же такие выплаты за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов.
Несмотря на значительное количество льгот, в сегодняшних реалиях малый и средний бизнес все же сталкивается с рядом проблем, препятствующих его развитию, в частности, это ограниченность финансовых ресурсов субъектов малого и среднего бизнеса в реализации инвестиционных и бизнес-проектов, направленных на рост производственных мощностей и рабочих мест, наличие административных барьеров, особенно касающихся прохождения разрешительных (согласовательных) процедур, сертификации и стандартизации товаров и услуг, осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, отсутствие должной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в части информационного, консультативного и методического обеспечения предпринимательской деятельности.
Вышеупомянутая Концепция предусматривает следующие пути решения данных проблем:
— дерегуляция хозяйственной деятельности;
— расширение возможностей доступа субъектов МСП к получению кредитных ресурсов;
— развитие инфраструктуры поддержки МСП и социальной ответственности бизнеса;
— привлечение субъектов МСП к реализации проектов государственно-частного партнерства;
— делегирование органами исполнительной власти и местного самоуправления функций по созданию системы сбора информации и баз данных для проведения аудита социальной ответственности бизнеса;
— формирование фонда нежилых помещений и земельных участков для предоставления в аренду субъектам МСП на льготных условиях.
Так, по нашему мнению, принятие Закона Украины «Об Общегосударственной программе развития малого и среднего предпринимательства на 2014—2024 годы» даст возможность развиваться малому и среднему предпринимательству более быстрыми темпами, поскольку такое предпринимательство является наиболее динамичным сегментом экономики.
СУРНИК Виктор — юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…