Пролет нормальный — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (817) » Пролет нормальный

Пролет нормальный

На Украине коррупция является одной из проблем, требующих безотлагательного решения. Она подрывает демократические институты, моральные и этические ценности и справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку, национальной безопасности и становлению гражданского общества. Несмотря на многочисленные попытки Украины внедрить международные стандарты по противодействию коррупции в украинское законодательство, последнее только приобретает ряд существенных несоответствий международным требованиям и нормативно-правовым актам, которые противоречат друг другу и приводят к серьезным последствиям.

Детализированная ответственность

В 2011 году Украина получила от власти новое антикоррупционное законодательство — вступил в силу Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» (Закон). Вместе с Законом были внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), который был дополнен новой статьей 1724 «Нарушение ограничений относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности».

Именно нормы этой статьи детализируют ответственность за совершение коррупционных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона. Лицам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 4 Закона, наряду с прочим запрещается заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины (это соответствует диспозиции части 1 статьи 1724 КУоАП).

Данное ограничение относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности распространяется, в частности, на государственных инспекторов по авиационному надзору в Государственной авиационной службе (Госавиаслужба) Украины, которые хотя и не относятся к государственным служащим, однако, согласно статье 2 Закона Украины «О государственной службе» и части 1 статьи 4 Закона, являются служебными лицами органа государственной власти.

При этом стоит отметить, что в соответствии с требованиями нормативных документов Международной организации гражданской авиации — ИКАО, полномочным членом которой в 1992 году стала Украина, инспектор, наделенный полномочиями проверять летную пригодность пилота воздушного судна, должен иметь уровень квалификационной подготовки не ниже уровня пилота, которого он проверяет, что в свою очередь обязывает государственного инспектора по авиационному надзору в Государственной авиационной службе Украины, имеющего действующее свидетельство пилота, осуществлять выполнение требований JAR-OPS 1 с целью повышения своего квалификационного уровня.

Летная работа

Госавиаслужба Украины, одна из основных задач которой заключается в обеспечении государственного контроля и надзора за безопасностью полетов для поддержания эксплуатантами надлежащего уровня безопасности при осуществлении своей деятельности, в целях выполнения требований ИКАО и руководствуясь Положением о Государственной авиационной службе Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года № 398, направляет инспекторов, имеющих действующее свидетельство летного состава, для выполнения летных тренировок в авиакомпаниях и специализированных учебных заведениях, а также для прохождения тренировок на воздушных судах и комплексных тренажерах.

Согласно пункту 1 приложения № 1 «Порядок привлечения в состав экипажа специалистов летного состава, которые не являются штатными работниками авиакомпании (авиапредприятия)» (приказ Укравиатранса № 72 от 2 марта 2001 года), привлечение специалистов летного состава может быть осуществлено только на основании письменного трудового договора между специалистом и руководителем авиакомпании (авиапредприятия).

Кроме того, приказом Госавиаслужбы № 169 от 5 апреля 2005 года предусмотрено, что работники летного состава Госавиаслужбы (к которым отнесены и государственные инспекторы) имеют право выполнять летную работу, которая подлежит оплате (пункт 2). к такой работе относится работа в составе экипажа, инспектирование, тренировки, самостоятельный налет. Работники, выполнявшие летную работу, должны получить от руководителей предприятий справки о налете часов и размере оплаты (пункт 3). Оплату летней работы следует начислять в тех предприятиях, где оформлялись полетные задания (пункт 5).

То есть Госавиаслужба Украины с целью повышения и поддержания квалификационного уровня инспекторов, имеющих действующее свидетельство летного состава, направляет последних для выполнения летных тренировок в авиакомпаниях и специализированных учебных заведениях, а также для прохождения тренировок на воздушных судах и комплексных тренажерах, при этом специалисты летного состава допускаются к осуществлению авиаперелетов только при условии заключения с руководителями авиакомпаний (авиапредприятий) письменных трудовых соглашений (договоров).

В свою очередь, учитывая то, что государственные инспекторы по авиационному надзору основную работу выполняют в Госавиаслужбе Украины, авиакомпании, заключив с ними во исполнение требований Госавиаслужбы Украины письменные трудовые соглашения (договоры), принимают их по совместительству. Следовательно, выполнение полетов государственными инспекторами Госавиаслужбы Украины с целью поддержания личной натренированности подпадает под нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 1724 КУоАП.

Таким образом, ограничение относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности не позволяет государственным инспекторам по авиационному надзору в Госавиаслужбе Украины, имеющим действующее свидетельство пилота, осуществлять необходимое количество полетов на воздушных судах с целью повышения их квалификационного уровня и, как следствие, делает невозможным исполнение ими своих профессиональных обязанностей.

Умышленное деяние

Чтобы избавить государственных инспекторов по авиационному надзору в Госавиаслужбе Украины, имеющих действующее свидетельство пилота, от ограничений относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, установленных Законом, Госавиаслужбой Украины еще в 2011 году был разработан законопроект «О внесении изменений в статью 7 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», однако властью он так и не был принят во внимание, в связи с чем проблема фактически остается неурегулированной.

Наличие вышеуказанного пробела в действующем законодательстве Украины приводит к тому, что в отношении государственных инспекторов по авиационному надзору в Госавиаслужбе Украины составляют протоколы о совершении ими административного коррупционного правонарушения, определенного частью 1 статьи 1724 КУоАП.

Вместе с этим следует отметить, что правонарушение, указанное в части 1 статьи 1724 КУоАП Украины, предусматривает исключительно умышленную форму вины. В абзаце 4 части 1 статьи 1 Закона говорится, что коррупционное правонарушение — это умышленное деяние, содержащее признаки коррупции, совершенное лицом, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, за которое законом установлена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

Итак, с субъективной стороны коррупционное правонарушение характеризуется умышленной формой вины — желанием получить прибыль или денежное вознаграждение за выполнение работы по совместительству.

В то же время изложенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у государственных инспекторов по авиационному надзору в Госавиаслужбе Украины умысла как на получение дополнительной оплачиваемой работы, так и на незаконное получение доходов от другой работы.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой государственные инспекторы по авиационному надзору в Госавиаслужбе Украины вместо того, чтобы выполнять нормативные требования по надлежащему исполнению профессиональных обязанностей в части периодических тренировок по программе подготовки пилота воздушного судна, вынуждены отстаивать свои интересы в судебном порядке и доказывать отсутствие противоправного умысла в своих действиях.

 

СИНЦОВ Антон — заместитель руководителя судебного департамента АО AVER LEX, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Бесплатные критерии

Акцент

Цепная редакция

В фокусе: пиратство

Патент на завтрак

Проверка на фальшивость

Государство и юристы

В беспорядке и очереди

Государство и юристы

Новости законотворчества

Обнародован проект закона «О судебно-экспертной деятельности»

Разработан механизм создания Государственного бюро расследований

Допросы предлагают фиксировать с помощью технических средств

Документы и аналитика

Таможенная дружба

Туристическая фаза

Добровольно-принудительно

Зарубежная практика

Таинство с браком

Работа — спорится

Неделя права

Придержали дверь

Обучить учителя

Неделя права

Новости из-за рубежа

Конфиденциальность переписки под вопросом

Неконституционный досмотр

Неделя права

Судебный доступ

Снова в школу

Урок по арбитражу

Виртуальное — реально

Новости из зала суда

Судебная практика

АМКУ правомерно оштрафовал строительную компанию

Суд не разрешил обнародовать декларации о доходах депутатов

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko отстояла интересы украинского производителя изделий медицинского назначения в МКАС при ТПП Украины

ЮФ «АНК» консультировала «Транс Юкрейн» в процессе подписания меморандума о сотрудничестве

ЮК «Ващенко, Бугай и Партнеры» успешно обжаловала уменьшение суммы бюджетного возмещения НДС

DLA Piper выступает консультантом в связи с продажей БМ Банка на Украине

ЮК Jurimex открыла уголовную практику

АК IMG Partners подписала меморандум о сотрудничестве с Лигой студентов АЮУ

Юрист АО Arzinger удостоен стипендии IBA Boston Conference 2013

Отрасли практики

Пролет нормальный

Правила отличия

Исполнительная работа

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Электронизация суда

Решения недели

Судебная практика

Не вправе доначислять налог

Может ввести в заблуждение

Судья невиновен

Самое важное

Перед лицом Европы

Избирательные рекомендации

Налог для нерезидента

Призрачный собственник

Судебная практика

Судебные решения

Вызов бригады психиатрической помощи к лицу, не нуждающемуся в ней, не является распространением недостоверной информации

Судебная практика

Пеняй на себя

Арендная отставка

Без права надежды

Судебная практика

Судебные решения

На кого возлагаются расходы за правовую помощь

Запрет на осуществление игорного бизнеса распространяется на все без исключения компании, работающие на территории Украины

Тема номера

Под наличный контроль

Система обесценивания

Частная практика

Переводный процесс

Подногодная адвокатуры

Клубное движение

Переменный толк

Інші новини

PRAVO.UA