На Украине коррупция является одной из проблем, требующих безотлагательного решения. Она подрывает демократические институты, моральные и этические ценности и справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку, национальной безопасности и становлению гражданского общества. Несмотря на многочисленные попытки Украины внедрить международные стандарты по противодействию коррупции в украинское законодательство, последнее только приобретает ряд существенных несоответствий международным требованиям и нормативно-правовым актам, которые противоречат друг другу и приводят к серьезным последствиям.
В 2011 году Украина получила от власти новое антикоррупционное законодательство — вступил в силу Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» (Закон). Вместе с Законом были внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), который был дополнен новой статьей 1724 «Нарушение ограничений относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности».
Именно нормы этой статьи детализируют ответственность за совершение коррупционных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона. Лицам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 4 Закона, наряду с прочим запрещается заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины (это соответствует диспозиции части 1 статьи 1724 КУоАП).
Данное ограничение относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности распространяется, в частности, на государственных инспекторов по авиационному надзору в Государственной авиационной службе (Госавиаслужба) Украины, которые хотя и не относятся к государственным служащим, однако, согласно статье 2 Закона Украины «О государственной службе» и части 1 статьи 4 Закона, являются служебными лицами органа государственной власти.
При этом стоит отметить, что в соответствии с требованиями нормативных документов Международной организации гражданской авиации — ИКАО, полномочным членом которой в 1992 году стала Украина, инспектор, наделенный полномочиями проверять летную пригодность пилота воздушного судна, должен иметь уровень квалификационной подготовки не ниже уровня пилота, которого он проверяет, что в свою очередь обязывает государственного инспектора по авиационному надзору в Государственной авиационной службе Украины, имеющего действующее свидетельство пилота, осуществлять выполнение требований JAR-OPS 1 с целью повышения своего квалификационного уровня.
Госавиаслужба Украины, одна из основных задач которой заключается в обеспечении государственного контроля и надзора за безопасностью полетов для поддержания эксплуатантами надлежащего уровня безопасности при осуществлении своей деятельности, в целях выполнения требований ИКАО и руководствуясь Положением о Государственной авиационной службе Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года № 398, направляет инспекторов, имеющих действующее свидетельство летного состава, для выполнения летных тренировок в авиакомпаниях и специализированных учебных заведениях, а также для прохождения тренировок на воздушных судах и комплексных тренажерах.
Согласно пункту 1 приложения № 1 «Порядок привлечения в состав экипажа специалистов летного состава, которые не являются штатными работниками авиакомпании (авиапредприятия)» (приказ Укравиатранса № 72 от 2 марта 2001 года), привлечение специалистов летного состава может быть осуществлено только на основании письменного трудового договора между специалистом и руководителем авиакомпании (авиапредприятия).
Кроме того, приказом Госавиаслужбы № 169 от 5 апреля 2005 года предусмотрено, что работники летного состава Госавиаслужбы (к которым отнесены и государственные инспекторы) имеют право выполнять летную работу, которая подлежит оплате (пункт 2). к такой работе относится работа в составе экипажа, инспектирование, тренировки, самостоятельный налет. Работники, выполнявшие летную работу, должны получить от руководителей предприятий справки о налете часов и размере оплаты (пункт 3). Оплату летней работы следует начислять в тех предприятиях, где оформлялись полетные задания (пункт 5).
То есть Госавиаслужба Украины с целью повышения и поддержания квалификационного уровня инспекторов, имеющих действующее свидетельство летного состава, направляет последних для выполнения летных тренировок в авиакомпаниях и специализированных учебных заведениях, а также для прохождения тренировок на воздушных судах и комплексных тренажерах, при этом специалисты летного состава допускаются к осуществлению авиаперелетов только при условии заключения с руководителями авиакомпаний (авиапредприятий) письменных трудовых соглашений (договоров).
В свою очередь, учитывая то, что государственные инспекторы по авиационному надзору основную работу выполняют в Госавиаслужбе Украины, авиакомпании, заключив с ними во исполнение требований Госавиаслужбы Украины письменные трудовые соглашения (договоры), принимают их по совместительству. Следовательно, выполнение полетов государственными инспекторами Госавиаслужбы Украины с целью поддержания личной натренированности подпадает под нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 1724 КУоАП.
Таким образом, ограничение относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности не позволяет государственным инспекторам по авиационному надзору в Госавиаслужбе Украины, имеющим действующее свидетельство пилота, осуществлять необходимое количество полетов на воздушных судах с целью повышения их квалификационного уровня и, как следствие, делает невозможным исполнение ими своих профессиональных обязанностей.
Чтобы избавить государственных инспекторов по авиационному надзору в Госавиаслужбе Украины, имеющих действующее свидетельство пилота, от ограничений относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, установленных Законом, Госавиаслужбой Украины еще в 2011 году был разработан законопроект «О внесении изменений в статью 7 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», однако властью он так и не был принят во внимание, в связи с чем проблема фактически остается неурегулированной.
Наличие вышеуказанного пробела в действующем законодательстве Украины приводит к тому, что в отношении государственных инспекторов по авиационному надзору в Госавиаслужбе Украины составляют протоколы о совершении ими административного коррупционного правонарушения, определенного частью 1 статьи 1724 КУоАП.
Вместе с этим следует отметить, что правонарушение, указанное в части 1 статьи 1724 КУоАП Украины, предусматривает исключительно умышленную форму вины. В абзаце 4 части 1 статьи 1 Закона говорится, что коррупционное правонарушение — это умышленное деяние, содержащее признаки коррупции, совершенное лицом, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, за которое законом установлена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
Итак, с субъективной стороны коррупционное правонарушение характеризуется умышленной формой вины — желанием получить прибыль или денежное вознаграждение за выполнение работы по совместительству.
В то же время изложенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у государственных инспекторов по авиационному надзору в Госавиаслужбе Украины умысла как на получение дополнительной оплачиваемой работы, так и на незаконное получение доходов от другой работы.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой государственные инспекторы по авиационному надзору в Госавиаслужбе Украины вместо того, чтобы выполнять нормативные требования по надлежащему исполнению профессиональных обязанностей в части периодических тренировок по программе подготовки пилота воздушного судна, вынуждены отстаивать свои интересы в судебном порядке и доказывать отсутствие противоправного умысла в своих действиях.
СИНЦОВ Антон — заместитель руководителя судебного департамента АО AVER LEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…