Нормативная денежная оценка земель может вводиться в действие в середине бюджетного года — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №20 (802) » Нормативная денежная оценка земель может вводиться в действие в середине бюджетного года

Нормативная денежная оценка земель может вводиться в действие в середине бюджетного года

Нормативная денежная оценка как экономическая и правовая категория является динамичной, зависит от ряда факторов субъективного и объективного характера и может изменяться в течение бюджетного периода. При этом налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы в течение бюджетного года меняться не могут.

Следовательно, позиция судов о том, что действующим законодательством Украины не предусмотрен запрет или ограничение вводить в действие новую нормативную денежную оценку земель не в начале бюджетного года, то есть не с 1 января планового года, правильная

9 апреля 2013 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску гр-на И. к Днепродзержинскому городскому совету (Горсовет), управлению земельных отношений Горсовета (управление Горсовета) — о признании решения противоправным и его отмене, установила следующее.

В январе 2011 года гр-н И. обратился в суд с иском к Горсовету, в котором с учетом уточнений просил признать противоправными и отменить пункты 1 и 2, подпункт 3.1 пункта 3, подпункт 5.1 пункта 5 решения Горсовета от 15 декабря 2010 года № 07-02/VI (Решение № 07-02/VI); обязать управление Государственного комитета по земельным ресурсам Украины в 2011 бюджетном году воздержаться от применения пунктов 1 и 2 Решения № 07-02/VI при предоставлении государственной налоговой инспекции в г. Днепродзержинске информации о нормативной денежной оценке земель г. Днепродзержинска; обязать управление Горсовета в 2011 бюджетном году воздержаться от применения пунктов 1 и 2 Решения № 07-02/VI при предоставлении землепользователям справок о нормативной денежной оценке земель г. Днепродзержинска.

В обоснование иска гр-н И. сослался на то, что на время рассмотрения дела по сути в г. Днепродзержинске действует нормативная денежная оценка 1 м2 земель города — 93,504 грн.

15 декабря 2010 года Горсовет Решением № 07-02/VI утвердил новую денежную оценку земель города на уровне 202,37 грн за 1 м2 (которая не была проиндексирована в соответствии с действующим законодательством) и предусмотрел ее введение в действие с 1 июля 2011 года. Вследствие этого с середины 2011 года вдвое повышался налог (плата за землю), чем были нарушены права и интересы землепользователей и собственников земельных участков, в том числе и истца как арендатора земли. Действующим законодательством не предусмотрено исчисление и начисление платы за землю с середины бюджетного года.

Заводской районный суд г. Днепродзержинска Днепропетровской области постановлением от 23 июня 2011 года, оставленным без изменений определением Днепропетровского апелляционного административного суда от 14 декабря 2011 года, в удовлетворении исковых требований отказал.

Высший административный суд Украины определением от 10 октября 2012 года решение судов предыдущих инстанций оставил без изменений.

Принимая решение, суд первой инстанции, с которым согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, исходил из того, что поскольку на момент принятия Решения № 07-02/VI нормы Налогового кодекса (НК) Украины, на которые ссылался истец, еще не действовали, ответчик руководствовался нормативно-правовыми актами, действующими на время принятия Решения № 07-02/VI, а именно: Земельным кодексом (ЗК) Украины, Законами Украины «Об аренде земли» от 6 октября 1998 года № 161-XIV, «О плате за землю» от 3 июля 1992 года № 2535-XII, «Об оценке земель» от 11 декабря 2003 года № 1378-IV, «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 года № 1251-XII, согласно которым нормативная денежная оценка земель — это техническая документация по землеустройству, используемая для определения размера земельного налога, государственной пошлины при обмене, наследовании и дарении земельных участков в соответствии с законом, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, проводимая не реже одного раза в 5—7 лет, и которые не содержат предписаний относительно обязательного применения нормативной денежной оценки земельного участка только с 1 января календарного (или определенного бюджетного) года.

Не соглашаясь с решением кассационного суда, гр-н И. обратился с заявлением о его пересмотре Верховным Судом Украины на основании неодинакового применения Высшим административным судом Украины одних и тех же норм права в подобных правоотношениях, а именно: части 1 статьи 2, статей 14, 17 и 20 Закона Украины «О плате за землю», части 3 статьи 201 ЗК Украины, статьи 4 и части 3 статьи 27 Бюджетного кодекса Украины от 21 июня 2001 года (Бюджетный кодекс от 21 июня 2001 года), части 5 статьи 59 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине» от 21 мая 1997 года № 280/97-ВР. Просит судебные решения отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования. В обоснование заявления гр-н И. приложил копию определения Высшего административного суда Украины от 22 декабря 2010 года (дело № К-35155/10).

По рассматриваемому делу кассационный суд согласился с выводами судов предыдущих инстанций, в том числе и о том, что действующим законодательством Украины не предусмотрен запрет или ограничение относительно введения в действие новой нормативной денежной оценки земель не в начале бюджетного года, то есть не с 1 января планового года. При этом указанный суд использовал нормы статей 13, 58 Конституции Украины, статьи 16, пункта 34 статьи 26, статьи 59 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине», части 1 статьи 23 Закона Украины «Об оценке земель», пункта 4 части 1 статьи 60 Бюджетного кодекса Украины от 8 июля 2010 года, пункта 1 Заключительных положений НК Украины.

В судебном решении, предоставленном для подтверждения неодинакового правоприменения, Высший административный суд Украины использовал нормы статьи 19 Конституции Украины, части 5 статьи 59 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине», статьи 4, части 3 статьи 27 Бюджетного кодекса от 21 июня 2001 года, части 1 статьи 2, статей 14, 17 и 20 Закона Украины «О плате за землю», части 3 статьи 201 ЗК Украины и пришел при этом к выводу, что поскольку денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, который вносится в государственный бюджет и формирует его доходную часть, то суд первой инстанции сделал правильный вывод о неправомерности решения Горсовета в части введения в действие новой денежной оценки в середине бюджетного года.

Решая вопрос об устранении разногласий в применении указанных норм материального права, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.

Согласно абзацу 8 статьи 3 Закона Украины «О системе налогообложения» (действующего на момент принятия Горсоветом Решения № 07-02/VI), одним из принципов системы налогообложения является стабильность — обеспечение неизменности налогов и сборов (обязательных платежей) и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года.

В соответствии с подпунктом 4.1.9 пункта 4.1 статьи 4 НК Украины, который действовал на 1 июля 2011 года — дату введения в действие новой нормативной денежной оценки земель г. Днепродзержинска, налоговое законодательство основывается на принципе стабильности, изменения каких-либо элементов налогов и сборов не могут быть внесены позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.

Поскольку обжалуемое решение принималось во время действия Закона Украины «О плате за землю», введение в действие нормативной денежной оценки земель г. Днепродзержинска состоялось 1 июля 2011 года — во время действия НК Украины. Соответственно, новая нормативная денежная оценка вступила в силу в период, когда отношения платы за землю регулировались именно указанным Кодексом.

Норма статьи 7 НК Украины к элементам налога относит, в частности, базу налогообложения.

В соответствии с пунктом 23.1 статьи 23 настоящего Кодекса базой налогообложения признаются конкретные стоимостные, физические или другие характеристики объекта налогообложения. База налогообложения — это физическое, стоимостное или другое характерное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка и которое используется для определения размера налогового обязательства.

Согласно статье 24 НК Украины, единицей измерения базы налогообложения признается конкретная стоимостная, физическая или другая характеристика базы налогообложения или ее части, в отношении которой применяется ставка налога. Единица измерения базы налогообложения является единой для расчета и учета налога. Одной базе налогообложения должна соответствовать одна единица измерения базы налогообложения.

Подпунктом 271.1.1 пункта 271.1 статьи 271 НК Украины установлено, что базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, установленного в соответствии с порядком, определенным в разделе XIII «Плата за землю» указанного Кодекса.

Согласно абзацу 13 статьи 1 Закона Украины «Об оценке земель», нормативная денежная оценка земельных участков — это капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный в соответствии с установленными и утвержденными нормативами.

Частью 5 статьи 5 указанного Закона предусмотрено, что нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при обмене, наследовании и дарении земельных участков в соответствии с законом, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

В соответствии с частью 3 статьи 201 ЗК Украины нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

Анализ изложенных норм законодательства дает основания считать, что база налогообложения является элементом налога, тесно связанным с объектом налогообложения, а нормативная денежная оценка — конкретная стоимостная характеристика базы. При этом процедура установления нормативной денежной оценки включает ряд стадий, предусмотренных действующим законодательством Украины. В частности, это принятие уполномоченным органом решения о проведении нормативной денежной оценки земель, разработка технической документации по нормативной денежной оценке специализированным учреждением, согласование технической документации органами власти, принятие соответствующим советом решения об утверждении технической документации.

Относительно правоотношений, которые были предметом судебных разбирательств в указанных делах, то они касаются именно процедурных аспектов установления нормативной денежной оценки земель населенных пунктов и не затрагивают изменений регулирования налогов, сборов и их элементов.

Из указанного следует, что Решением № 07-02/VI изменена не база налогообложения платы за землю, а денежное выражение, стоимостный показатель базы налогообложения. Как было указано выше, НК Украины, действующий на момент введения в действие нормативной денежной оценки земли г. Днепродзержинска, предусматривал, что базой налогообложения как элементом платы за землю является, в частности, нормативная денежная оценка земельных участков. При этом в результате принятия Горсоветом Решения № 07-02/VI база налогообложения оставалась той же (это нормативная денежная оценка земель населенного пункта), а изменилось лишь денежное значение такой базы налогообложения платы за землю в соответствующем населенном пункте.

Таким образом, нормативная денежная оценка как экономическая и правовая категория является динамичной, зависит от ряда факторов субъективного и объективного характера и может изменяться в течение бюджетного периода. При этом налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы в течение бюджетного года меняться не могут.

Следовательно, утверждение судов первой и апелляционной инстанций, с которыми согласился кассационный суд, о том, что действующим законодательством Украины не предусмотрен запрет или ограничение вводить в действие новую нормативную денежную оценку земель не в начале бюджетного года, то есть не с 1 января планового года, основан на правильном применении норм материального права, поэтому в удовлетворении заявления истца следует отказать.

Руководствуясь статьями 241, 242, 244 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:

— в удовлетворении заявления гр-на И. отказать.

Постановление является окончательным и не может быть обжаловано, кроме случая, установленного пунктом 2 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства Украины.

(Постановление Верховного Суда Украины от 9 апреля 2013 года. Дело № 21-423а12. Председательствующий — Кривенко В.В. Судьи — Кривенда О.В., Маринченко В.Л., Панталиенко П.В., Прокопенко А.Б., Терлецкий А.А., Титов Ю.Г.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Показательные лишения

Акцент

С глав — долой!

В фокусе: УПК

Необдуманный проступок

Государство и юристы

Штат и мат

Подвести под УПК

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предложен порядок формирования допинвестиций для жилых домов

Уточнят предельный размер возмещения средств по вкладам

Систему применения «зеленого» тарифа могут усовершенствовать

Государство и юристы

Предложения следуют

Документы и аналитика

Персональное замечание

Тема майского номера The UJBL — «Мошенничество и коррупция»

Все исключено

Иск и требование

Зарубежная практика

Долговые обстоятельства

Книжная полка

Психология решений

Неделя права

Давление в норме

Региональное структурирование

Милости запросим

Ипотечный фальстарт

Неделя права

Новости из-за рубежа

Алкогольная преступность

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд не открыл производство по делу о референдуме

ВХСУ защитил производителей Raffaello

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Астерс» консультирует по вопросу выпуска еврооблигаций агрохолдингом «Мрия»

ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» переезжает в новый офис

Партнер ЮК ARBITRADE Юлия Черных удостоена статуса Королевского арбитра

Юристы МПЦ EUCON отстояли в ВАСУ интересы агрофирмы «Рубанский»

МЮФ Integrites содействует профессиональному развитию молодежи на Украине

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник в связи с новым выпуском еврооблигаций ДТЭК

ППФ «Пахаренко и Партнеры» — в числе ведущих юрфирм Украины в сфере интеллектуальной собственности по версии Chambers Europe-2013

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» сопровождала сделку по покупке АО «Эрсте Банк»

Отрасли практики

О Нью-Йорке в Киеве

Поверхностные признания

Льготные сословия

За сторону обидно

Доказательный пример

Моральный кодекс

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

На западный фронт

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Обязали передать жилье

Отказ на предположении

Нет права выбора

Самое важное

Удвоенные стандарты

Морские споры

Шире круг

Поток признания

Судебная практика

Бизнес против пиратства

Судебная практика

Судебные решения

После проведения расчетных операций с применением РРО наличные денежные средства подлежат обязательному отображению в книге учета расчетных операций

Судебная практика

Админназначения

Заковали в цепи

В зоне иска

Судебная практика

Судебные решения

Право комитента на бюджетное возмещение НДС

Нормативная денежная оценка земель может вводиться в действие в середине бюджетного года

Госакт на право собственности на землю, выданный без определенного законом основания, является недействительным

Судебная практика

Залог платежом красен

Судебная практика

Судебные решения

Ответственность за продажу пива несовершеннолетнему

Тема номера

Вытеснение отношений

Ирония доли

Корпоративная патетика

С частями на выход

Частная практика

Клинический случай

Виртуальная лояльность

Інші новини

PRAVO.UA