Частью 4 статьи 153 Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» продавец наделен правом получить у покупателя, который покупает пиво (кроме безалкогольного), алкогольные, слабоалкогольные напитки, вина столовые или табачные изделия, документы, подтверждающие возраст такого покупателя, а значит, это требование должно побудить субъекта хозяйствования придерживаться соответствующего уровня осмотрительности, не допускающего нарушение четко определенного запрета продавать несовершеннолетнему лицу указанную продукцию. Отсутствие у продавца сомнения относительно возраста покупателя и продажа в связи с этим запрещенного товара несовершеннолетнему лицу не может быть основанием освобождения субъекта хозяйствования от ответственности
26 марта 2013 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в порядке письменного производства дело по иску гр-ки Л. к Государственной налоговой инспекции в Бахчисарайском районе Автономной Республики Крым (ГНИ) — об отмене решения, установила следующее.
В сентябре 2010 года гр-ка Л. обратилась в суд с иском, в котором просила отменить решение ГНИ о применении финансовых санкций от 20 августа 2010 года № * (решение ГНИ), которое ответчик принял в связи с нарушением истицей статьи 153 Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19 декабря 1995 года № 481/95-ВР (Закон), в части продажи пива лицам, не достигшим 18 лет.
Окружной административный суд Автономной Республики Крым постановлением от 23 ноября 2010 года, оставленным без изменений определениями Севастопольского апелляционного административного суда от 25 мая 2011 года и Высшего административного суда Украины от 4 октября 2012 года, в удовлетворении исковых требований отказал.
При рассмотрении дела установлено, что истица продала пиво лицу, которому на время проверки не исполнилось 18 лет, чем нарушила предписания части 1 статьи 153 Закона. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что решение ГНИ является правомерным, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 1 первой статьи 153 этого Закона запрещается продажа пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет, а в случае нарушения этой нормы абзацем 8 части 2 статьи 17 указанного Закона предусмотрен штраф в сумме 6 800 грн.
В заявлении о пересмотре Верховным Судом Украины определения Высшего административного суда Украины от 4 октября 2012 года на основании, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства Украины, гр-ка Л. просит определение суда кассационной инстанции отменить и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование мотивов пересмотра судебного решения истица сослалась на неодинаковое применение судом кассационной инстанции части 4 статьи 153 Закона, а также приложила копию определения Высшего административного суда Украины от 2 февраля 2012 года (дело № К-38337/10), которое, по ее мнению, подтверждает неодинаковое применение кассационным судом одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях.
Коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины считает, что заявление гр-ки Л. о пересмотре оспариваемого решения Высшего административного суда Украины не подлежит удовлетворению на следующих основаниях.
Высший административный суд Украины, допуская дело к производству, исходил из того, что в определении суда кассационной инстанции, копия которого прилагается к заявлению, по-другому, чем в рассматриваемом деле, применена часть 4 статьи 153 Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий».
В судебном решении, направленном на подтверждение неодинакового применения одной и той же нормы материального права, Высший административный суд Украины исходил из того, что в данной норме Закона не содержится требования о том, чтобы продавец при продаже алкогольных напитков обязательно требовал у покупателя документы, удостоверяющие личность последнего для установления возраста. Это требование продавец должен выполнять только в случае возникновения сомнения относительно возраста покупателя.
Тем не менее по рассматриваемому делу суд кассационной инстанции пришел к другому выводу и отметил следующее: несмотря на то что Закон прямо не обязывает проверять возраст каждого лица, покупающего алкогольные напитки или табачные изделия, наличие в статье 153 этого Закона категорического запрета их продажи несовершеннолетнему лицу предопределяет соблюдение надлежащего уровня осмотрительности субъектов хозяйствования, не допускающего нарушение указанного запрета.
Анализ указанных судебных решений дает основания считать, что суд кассационной инстанции неодинаково применил указанные нормы права.
Решая вопрос об устранении разногласий в применении кассационным судом одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.
Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» определяет основные принципы государственной политики относительно регулирования производства, экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректификованным виноградным, спиртом этиловым ректификованным плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями, обеспечения их высокого качества и защиты здоровья граждан, а также усиления борьбы с незаконным производством и оборотом алкогольных напитков и табачных изделий на территории Украины.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 153 Закона запрещается продажа пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет.
Согласно части 4 статьи 153 указанного Закона, продавец пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых или табачных изделий обязан получить у покупателя, который покупает пиво (кроме безалкогольного), алкогольные напитки, слабоалкогольные напитки, вина столовые или табачные изделия, паспорт или другие документы, подтверждающие возраст такого покупателя, если у продавца возникли сомнения относительно достижения покупателем 18-летнего возраста.
В части 2 статьи 17 Закона за нарушение требований статьи 153 этого же Закона законодатель предусмотрел применение к субъекту хозяйствования финансовых санкций в виде штрафа в сумме 6 800 грн.
Системный анализ указанных выше правовых норм дает коллегии судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины основания для вывода о введении в императивной форме запрета на продажу пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет.
Частью 4 статьи 153 указанного Закона продавец наделен правом получить у покупателя, который покупает пиво (кроме безалкогольного), алкогольные, слабоалкогольные напитки, вина столовые или табачные изделия, документы, подтверждающие возраст такого покупателя, а значит, это требование должно побудить субъекта хозяйствования придерживаться соответствующего уровня осмотрительности, не допускающего нарушение четко определенного запрета продавать несовершеннолетнему лицу указанную продукцию. Отсутствие у продавца сомнения относительно возраста покупателя и продажа в связи с этим запрещенного товара несовершеннолетнему лицу не может быть основанием освобождения субъекта хозяйствования от ответственности.
Следовательно, вывод кассационного суда по рассматриваемому делу является законным и основан на правильном применении норм материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 241, 242, 244 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:
— в удовлетворении заявления гр-ки Л. отказать.
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случая, установленного пунктом 2 части 1 стать 237 Кодекса административного судопроизводства Украины.
(Постановление Верховного Суда Украины от 26 марта 2013 года. Дело № 21-48а13. Председательствующий — Кривенко В.В. Судьи — Гусак Н.Б., Коротких А.А., Кривенда О.В., Маринченко В.Л., Панталиенко П.В., Прокопенко А.Б., Терлецкий А.А., Титов Ю.Г.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…