В связи со вступлением в силу 18 января 2013 года новой редакции Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон) юридическому сообществу приходится постепенно привыкать к новым правилам, регламентирующим производство по делам о банкротстве. Отдельное место в списке новаций Закона занимает урегулирование вопроса продажи имущества должника на аукционе, чему посвящен раздел ІІІ Закона (в отличие от предыдущей редакции, статья 30 которой просто-напросто отсылала к неоднозначному, с позиций участников банкротства, в особенности кредиторов, Закону Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)»).
Особой актуальности этой теме придает тот факт, что, согласно переходным положениям Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 22 декабря 2011 года № 4212-VI, новый порядок продажи имущества применяется хозяйственными судами, в том числе и при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым было возбуждено до 18 января 2013 года. То есть теперь отчуждение имущества должника происходит исключительно согласно новой редакции Закона.
В то же время стоит обратить внимание на неполную по состоянию на сегодня техническую готовность всех вовлеченных в процедуру продажи имущества должника на аукционе субъектов, а также законодательные противоречия и неточности, что, к сожалению, зачастую присуще любым нововведениям.
В соответствии со статьями 58, 69 Закона объявление о проведении аукциона и уведомление о предложенной его победителем цене или об окончании аукциона без определения победителя подлежат обнародованию на веб-сайте государственного органа по вопросам банкротства и Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ). На веб-сайте Министерства юстиции Украины уже создана соответствующая подрубрика («Информация об отчуждении имущества в процедурах банкротства») и определен порядок обращения для размещения такой информации. Первой ласточкой — первым и на начало марта 2013 года единственным объявлением о проведении аукциона — стало объявление об аукционе по продаже имущества банкрота частного акционерного общества, запланированном на 29 марта 2013 года. В то же время на веб-сайте ВХСУ отсутствует техническая возможность обнародовать объявления, предусмотренные Законом, что, безусловно, является существенной проблемой, поскольку неразмещение такой информации может в будущем служить основанием для обжалования результатов аукциона. В связи с этим организатору аукциона (или его заказчику) стоит заблаговременно обратиться в ВХСУ с целью получения подтверждения о невозможности размещения объявления на его веб-сайте. Такое подтверждение в случае обжалования результатов аукциона, вероятно, может рассматриваться судом в качестве надлежащего доказательства выполнения организатором аукциона (или его заказчиком) всех предусмотренных законодательством требований по его подготовке и проведению.
В статье 49 Закона одним из основных критериев выбора заказчиком организатора аукциона является наличие у последнего лицензии. При этом Законом Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» лицензирование такого вида хозяйственной деятельности, как «проведение торгов», не предусматривается. На урегулирование этого противоречия направлен ряд законопроектов (№ 10707, № 0883), предлагающих заменить «лицензию» на «право». Хотя вопрос о том, кто должен предоставлять такое «право» и чем оно подтверждается, остается без ответа. В связи с этим до внесения изменений в действующее законодательство проведение аукциона по продаже имущества банкрота третьими лицами — организаторами аукционов будет не в полной мере законным. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации видится проведение ликвидаторами аукционов самостоятельно в соответствии с частью 2 статьи 44 Закона. В этом случае вся ответственность за организацию и проведение аукциона ляжет исключительно на ликвидатора, которому, кроме всего прочего, необходимо обладать определенными навыками и уровнем профессионализма при проведении торгов.
В случае проведения торгов организатором аукциона, которым может быть, согласно части 6 статьи 49 Закона, физическое или юридическое лицо, а в соответствии с частью 2 статьи 44 Закона — лишь юридическое лицо (явная несогласованность норм в самом Законе), заказчиком выступает ликвидатор (часть 5 статьи 49 Закона). При этом некоторые права, обязанности и ответственность организатора торгов, предусмотренные Законом, являются несколько спорными.
Например, согласно части 5 статьи 71 Закона, организатор аукциона вправе дать согласие на продление срока оплаты, что видится необоснованным. Такое право более рационально предоставить заказчику как лицу, обеспечивающему защиту интересов должника и кредиторов и отвечающему за скорейшее погашение денежных требований последних.
С другой стороны, частью 3 статьи 75 Закона устанавливается ответственность организатора аукциона за несвоевременную передачу нотариусу акта о передаче права собственности на недвижимое имущество, который подписывается заказчиком и покупателем. При этом организатор аукциона вообще не принимает участия в составлении такого акта и его подписании. Ответственность же заказчика и покупателя за непредоставление акта организатору торгов Законом не предусмотрена. Таким образом, организатор фактически несет ответственность за неисполнение обязательств третьими лицами: заказчиком и покупателем.
Также, согласно части 4 статьи 75 Закона, организатор торгов обязан оплатить услуги нотариуса за выдачу покупателю свидетельства о приобретении недвижимого имущества на аукционе на основании акта о передаче права собственности на недвижимое имущество. Вероятно, такую обязанность стоит возложить на покупателя имущества, поскольку именно он заинтересован в получении свидетельства как правоустанавливающего документа на приобретенную недвижимость.
Отдельного внимания заслуживает вопрос оформления продажи имущества по результатам торгов. В части 1 статьи 50 Закона предусмотрено заключение договора купли-продажи имущества, который в случае отчуждения недвижимого имущества подлежит нотариальному удостоверению (часть 4 статьи 50 Закона). При этом, согласно статье 75 Закона, передача недвижимого имущества заказчиком покупателю производится по акту передачи права собственности, который является основанием для выдачи нотариусом уже упомянутого свидетельства о приобретении недвижимого имущества на аукционе.
Оба документа (и договор, и акт) по своей правовой природе являются правоустанавливающими документами на недвижимость. Иными словами, у заказчика и покупателя имеются альтернативные варианты оформления продажи недвижимых активов: либо заключение договора купли-продажи, либо получение покупателем свидетельства у нотариуса. Одновременное выполнение обоих действий технически невозможно, поскольку это приведет к тому, что на один объект недвижимости будет существовать два правоустанавливающих документа.
Стоит также обратить внимание на то, что Порядком совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины № 296/5 от 22 февраля 2012 года, выдача нотариусами свидетельства, предусмотренного статьей 75 Закона, не предполагается. В связи с этим на практике могут возникнуть трудности с оформлением такого свидетельства.
Кроме того, согласно части 2 статьи 59 Закона, в объявлении о проведении аукциона, которое размещается на соответствующих веб-сайтах, приводится текст договора, а не акта о передаче права собственности на недвижимое имущество.
Таким образом, оформление продажи имущества на аукционе путем подписания акта о передаче права собственности на недвижимое имущество с последующим оформлением свидетельства о его приобретении на аукционе не является целесообразным и в полной мере нормативно урегулированным. Не исключено, что положения статьи 75 Закона вообще не будут подлежать практическому применению.
Это лишь часть противоречий и неточностей, имеющихся в Законе. Возможности их исправления — в руках у законодателей. В ином случае ответы на большинство вопросов, по всей видимости, сможет дать только время и практическое апробирование нововведений.
САВЧЕНКО Богдан — юрист ЮФ «Селепей, Волковецкий и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…