Апостилярный жанр — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №1 (784) » Апостилярный жанр

Апостилярный жанр

В условиях доэлектронной правовой среды удостоверение подлинности подписи, печати или штампа, которыми скреплен документ, а также качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, производилось и в подавляющем случае продолжает осуществляться на основании физических документов, которые приобретают юридическую силу в случае если они содержат подпись/удостоверение уполномоченных лиц или организаций. Гаагская конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года (Конвенция об апостиле) распространяется на официальные документы государств-участников, исходящие от органа или должностного лица (включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя); административные документы; нотариальные акты; официальные пометки (такие как отметки о регистрации); визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не удостоверенном нотариусом.

Цифровой документооборот

С целью единого толкования и наблюдения за практическим действием Гааг­ских конвенций, в том числе Конвен­ции об апостиле, была создана Специаль­ная комиссия Постоянного бюро Гааг­ской конференции по международному частному праву (Специальная комиссия). В Заключениях и рекомендациях специальных комиссий 2003 и 2009 годов отмечается, что Гаагские конвенции ХХ века применяются в условиях значительного технологического развития, которое невозможно было спрогнозировать во время их принятия. Кроме того, Специальная комиссия обратила внимание на то, что дух и буква конвенций не представляют препятствий для использования современных технологий и что применение и действие конвенций могут быть усовершенствованы, поскольку такие технологии являются неотъемлемой частью современного общества.

В настоящее время в международной практике нововведением является использование электронных апостилей на основании Программы по применению электронного апостиля (e-APP, the electronic Apostille Program) (Програм­ма), представленной Постоянным бюро Гаагской конференции по международному частному праву совместно с Национальной ассоциацией нотариусов США в 2006 году.

Программа состоит из двух компонентов:

1) выдача электронного апостиля с применением технологий Adobe® Acrobat®, PDF для создания документа, который может дополняться слоем XML-данных, используемых различными электронными системами документооборота (цифровые сертификаты для цифровой подписи);

2) функционирование защищенного электронного реестра, доступного для всех заинтересованных сторон, на основании лицензии GNU General Public License.

Названные компоненты Программы были разработаны с учетом Типовых законов ЮНСИТРАЛ (Комиссии ООН по праву международной торговли) об электронных подписях и электронной торговле. Главными преимуществами Програм­мы являются внедрение низкозатратных, безопасных и действенных технологий выдачи и использования электронных апостилей, а также создание и функционирование электронного реестра апостилей с использованием уже имеющихся и широко использующихся современных технологий, что способствует уменьшению уровня мошенничества в данной сфере.

Свое заседание 6—9 ноября 2012 года Специальная комиссия посвятила рассмотрению вопросов практического применения исключительно Конвенции об апостиле. В результате было отмечено успешное использование Программы государствами — участниками Конвенции об апостиле. Широкий интерес в применении Программы проявляют государства-участники и государства, не являющиеся участниками Конвенции об апостиле, а также международные организации (в частности, Всемирный Банк, Интерпол, Международ­ная торговая палата, Европейское патентное ведомство и др.).

На сегодня электронный апостиль внедрен в Андорре, Бельгии, Болга­рии, Грузии, Доминикан­ской Рес­пуб­ли­ке, Испании, Колум­бии, Коста-Рике, Новой Зелан­дии, Мек­сике, Респуб­лике Молдо­ва, Перу, Рос­сий­ской Феде­ра­ции, Слове­нии, США (штаты — Вашинг­тон, Запад­ная Виргиния, Кали­фор­ния, Колорадо, Кан­зас, Род-Айленд, Северная Кароли­на, Техас).

Национальное законодательство Укра­ины не предусматривает использования электронных апостилей и цифровых подписей, что создает проблемы относительно возможности принятия и юридической силы электронных апостилей. Кроме того, единая практика принятия электронного апостиля государственными органами и нотариусами на данный момент не наработана.

Бумажный VS. электронный

Положениями Конвенции об апостиле предусмотрено, что апостиль проставляется непосредственно на официальном документе или на отдельном листе, который крепится к документу (аллонж). Апостили могут ставить самыми разнообразными способами, включая штампы, самоклеющиеся стикеры, оттиски и т.д. Аллонж могут крепить к документам различными способами, включая клей, скобки, ленты, восковые печати и пр. Согласно Конвенции об апостиле, все эти методы являются приемлемыми, однако государственные органы и нотариусы государств — получателей апостиля просят использовать более безопасные методы для сохранения целостности документов. Стоит отметить, что расхождение в форме и размере апостилей, проставляемых компетентными органами различных государств, не должно быть основанием для отказа в их принятии, если они легко идентифицируются и проставлены в соответствии с положениями Конвенции об апостиле. И хотя апостиль должен как можно больше соответствовать образцу, на практике апостили, выданные компетентными органами государств-участников, отличаются между собой: дизайном, размером, цветом или дополнительными элементами, находящимися за пределами стандартного информационного блока из 10 пунктов.

Для примера обратимся к илл. 1.

илл. 1

Этот электронный апостиль был выдан в штате Нью-Джерси США и не содержит привычных для Украины реквизитов официального документа в виде «живой» подписи и «мокрой» печати. В указанном документе цифровая подпись является реквизитом электронного документа, который применяется как аналог или факсимиле собственноручной подписи и необходим для идентификации подписавшего документ лица.

Для устранения любых сомнений в отношении такого апостиля используется электронный реестр, который поможет удостоверить информацию, содержащуюся в апостиле. Получатель может связаться с компетентным органом по указанному на апостиле веб-адресу (URL), сделать онлайн-запрос, чтобы проверить происхождение апостиля в реестре компетентного органа. Таким образом, внедрение электронных реестров упрощает процесс подтверждения апостилей. Стоит отметить, что официальный документ, сопровождаемый электронным апостилем, также должен существовать в электронном формате.

Шаг вперед или новые проблемы?

Конвенция об апостиле была разработана до появления Интернета, и стандартные формы или процедуры, на которых она основывается, предполагают использование физической правовой инфраструктуры. Ввиду внедрения современных технологий на практике могут возникать вопросы, которые ранее не вызывали традиционные бумажные апостили. Однако не стоит забывать основополагающий принцип Конвенции об апостиле, на который неоднократно указывали специальные комиссии, согласно которому апостиль, проставленный в соответствии с требованиями Конвенции об апостиле в государстве, которое проставляет апостили, должен быть принят и действовать в любом другом Договаривающемся государстве, в котором он представляется. Действительность апостиля не может подвергаться сомнению в государстве, в котором представляется документ, на основании того, что он не соответствует национальным нормам и правилам в области выдачи документов, принятым в данном государстве.

Следует отметить, что начатая практика представления нотариусам на территории Украины электронного апостиля свидетельствует о том, что не все наши нотариусы готовы к новшествам, однако, чем больше государств начнут применять электронные апостили, тем быстрее Украина привыкнет к ним. Возможно, в недалеком будущем и наша страна окажется среди государств, использующих современные технологии при проставлении апостилей.

ДОВГОПОЛЮК Тамара — юрист АК «Коннов и Созановский», г. Киев


Мнение

Вопрос организации

Михаил СОРОКА,
адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»

Пилотные программы электронного апостилирования (e-APP), запущенные Гааг­ской конференцией, реально начали действовать в 2009 году, поэтому отставание Украины от мировых тенденций невелико. Переход на e-APP — организационно-технический вопрос. Уровень развития Интернета и электронного документооборота на Украине отвечает рекомендациям Постоянного бюро Гаагской конференции: QR-коды, EV SSL «зеленые» сертификаты, электронные ключи и т.д. Договорным государствам в рамках Конвенции об апостиле не надо принимать дополнительных обязательств для участия в e-APP. Достаточно уполномоченным органам проинформировать Постоянное бюро о намерениях присоединиться к e-APP, утвердить требования к программным комплексам, в выборе которых они свободны, определить процедуры и через депозитария (МИД Королевства Нидерланды) уведомить стороны Конвенции об апостиле о начале электронного апостилирования. При этом использующие e-APP стороны Конвенции об апостиле выказывают готовность помочь всем желающим.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Недоверительные ожидания

Актуальный документ

Документы и аналитика

Налоговый спор

Акцент

Влияние и поглощение

Государство и юристы

Проект не первой свежести

Государство и юристы

Новости законотворчества

В. Ярема предлагает сузить полномочия прокуратуры

За насилие в семье запретят штрафовать

Оффшорные операции будут облагаться налогом на пенсионное страхование

Государство и юристы

Суд внес решение

Английскому праву посвящается

Документы и аналитика

ЧП семейного масштаба

Инвестиционный контр-акт

Капитальное разорительство

СпецРежимный налог

На суд аквизиции

Книжная полка

Уголовные основы

Исковой алгоритм

Неделя права

Организация с трудом

Награждены лауреаты Государственных премий Украины в области науки и техники

ЮФ «Астерс» наградила победителей Стипендиального конкурса

Муки нормотворчества

Неделя права

Новости из-за рубежа

Патент компании Motorola признан недействительным

Неделя права

Кандидатов послали в школу

Неделя права

Новости из-за рубежа

Евросуд защитил свободу Интернета

Новости из зала суда

Судебная практика

«Киевспецтранс» неправильно выплатил налог

Суд не освободил Ю. Луценко

Дело об использовании элементов АЗС снова рассмотрит суд

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites расширяет центрально-азиатское направление

«Лавринович и Партнеры» — юрфирма года в сфере банковского и финансового права по версии Acquisition International

АФ «Династия» представила интересы банка в сделке по удовлетворению требований залогодержателя

Отрасли практики

Апостилярный жанр

Пищевое отправление

Туманит Альбион

Курс на усложнение

Властелин страниц

Рекламная кляуза

Рабочий график

С 1 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА ВСТУПАЮТ В СИЛУ

Решения недели

Судебная практика

Право на возмещение

Избрали правомерно

Спорный товар отсутствует?

Самое важное

Новогоднее построение

Разошлись по комитетам

Налог на понижении

Судебная практика

Помучить наследство

Судебная практика

Судебные решения

Наследник имеет право лишь на часть процентов по депозиту, начисленных до момента смерти вкладчика

О взыскании предмета ипотеки на основании исполнительной надписи нотариуса

Судебная практика

Застроенное внимание

Судебная практика

Судебные решения

Налоговые органы не могут определять денежные обязательства на основании результатов проверки, назначенной правоохранительным органом

Памятки архитектуры могут передаваться в ипотеку без согласования с органом охраны культурного наследия

Иски о признании договоров поручительства прекращенными должны рассматриваться судами

Судебная практика

Резервный кадр

Тема номера

Не минорный лад

Частная практика

Год локальных свершений

Внести гласность

Рыночная экономия

Інші новини

PRAVO.UA