С 17 декабря 2012 года вступили в силу изменения в Закон Украины «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» (Закон об ограничении курения). Стоит проанализировать, как повлияет этот закон на ресторанный бизнес, кинотеатры и ритейл.
Закон об ограничении курения разделяет все объекты, где потенциально возможно курение, на две категории: 1) объекты, в которых устанавливается полный запрет курения; 2) объекты с ограничением курения. В объектах «первой группы» закон полностью запрещает курение табачных изделий, электронных сигарет и кальянов. К их числу прямо относятся заведения ресторанного хозяйства, а также объекты культурного назначения. Напомним, что такими считаются кинотеатры, театры, музеи и филармонии (статья 1 Закона Украины «О культуре»).
Согласно Правилам работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства (утверждены приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции № 219 от 24 июля 2002 года), заведением ресторанного хозяйства является организационно-структурная единица в сфере ресторанного хозяйства, осуществляющая производственно-торговую деятельность: производит и (или) доготавливает, продает и организовывает употребление продукции собственного производства и закупочных товаров, может организовывать досуг потребителей. Таким образом, практически все заведения, в которых подаются к употреблению готовые блюда и напитки, независимо от сложности их приготовления, и организовывается их употребление, относятся к ресторанному хозяйству.
Отдельно следует обратить внимание на деятельность специализированных заведений, где можно курить популярные на сегодняшний день кальяны — кальянные. Практически каждое подобное заведение, кроме предоставления посетителям кальянов для курения, готовит блюда, продает и организовывает потребление продукции (еды и напитков), соответственно, относится к категории заведений ресторанного хозяйства. На первый взгляд, выходом из этой ситуации может быть создание кальянных без функций заведения ресторанного хозяйства, однако такой путь может привести к оттоку посетителей.
К числу «острых» вопросов, которые могут возникнуть при применении норм Закона об ограничении курения, относится вопрос курения на летних площадках, террасах, балконах и других «открытых» местах. Дело в том, что в самом законе устанавливается полный запрет курения в помещениях ресторанного хозяйства, при этом ничего не говорится о летних площадках. Напомним, что, согласно действующему законодательству, помещением является часть внутреннего объема здания, ограниченного строительными элементами, с возможностью входа и выхода. Как известно, еще при прежней редакции закона рестораны и кафе отказывались создавать «свободные от курения зоны» на летних площадках, мотивируя это тем, что курение на улице не запрещено. Похоже, что с принятием Закона об ограничении курения ситуация кардинально не изменится (если, конечно, к лету в закон снова не внесут изменения).
Что касается кинотеатров, то они относятся к объектам культурного назначения, в связи с чем подпадают под действие полного запрета на курение. В то же время, если рассматривать кинотеатр, находящийся в самостоятельном здании и зарегистрированный на юридическое лицо, как «предприятие, учреждение, организацию», то Закон об ограничении курения возлагает на его собственников обязанность оборудовать место для курения площадью до 10 % от общей площади здания (помещения). Невыполнение этой обязанности влечет штраф в размере от 1 тысячи до 10 тысяч гривен.
Вторая категория объектов предполагает возможность употребления табачных изделий исключительно в специально отведенных для этого местах. К такой категории Закон об ограничении курения относит четыре вида объектов: 1) помещения предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности; 2) помещения отелей и аналогичных мест для размещения граждан; 3) помещения общежитий; 4) аэропорты и вокзалы. Проводя подобную классификацию, законодатель, с одной стороны, стремился установить полный запрет на курение в так называемых «местах общего пользования» (рестораны, больницы, фитнес-центры, детские площадки и другие), а с другой — не нарушить права курильщиков как работников предприятий. В этом контексте «предприятие» следует понимать как место производства товаров или услуг (фабрика, завод, лаборатория). Эта норма корреспондирует с Правилами пожарной безопасности Украины, где прямо предусмотрено, что на каждом предприятии с учетом его пожарной опасности должен быть установлен приказом (инструкцией) соответствующий противопожарный режим, в том числе места для курения. Но возникает встречный вопрос: если, к примеру, ресторан расположен в самостоятельном, отдельно стоящем здании, часть которого занимают залы для посетителей, кухня, места отдыха для персонала и т.д., обязан ли собственник выделить место для курения персонала и оборудовать его вытяжной вентиляцией? Если собственник это сделал, означает ли это, что в таком «месте для курения» (если оно расположено в общедоступном месте) может курить только персонал ресторана, а не его посетители?
Из содержания пояснительной записки к законопроекту об ограничении курения вытекает, что логика законодательных изменений была направлена на внедрение полного запрета на курение в заведениях ресторанного хозяйства. Следовательно, трактовка положения статьи 13 рассматриваемого закона относительно возможности выделения специального места для курения в таких заведениях (10 % от общей площади) является ошибочной.
Закон об ограничении курения дополнил внушительный перечень ранее существовавших санкций двумя новыми. Так, за размещение пепельниц или курение в помещении кафе и ресторанов штраф составит от одной до двух тысяч гривен за каждый факт (случай) нарушения. Эту санкцию не стоит путать с санкцией статьи 1751 Кодекса Украины об административных правонарушениях («Курение в запрещенных местах»), где за курение в «запрещенном» месте могут оштрафовать до 170 гривен. В первом случае штрафуют сам ресторан, а во втором — курильщика. Кроме того, Закон об ограничении курения предусматривает ответственность за неотведение специальных мест для курения, необорудование их вытяжной вентиляцией или иными средствами для удаления табачного дыма. Также отныне смогут штрафовать за отсутствие маркировки в местах для курения (специальный графический знак и надпись «Место для курения. Курение вредит Вашему здоровью!»).
Применение финансовых санкций за нарушение Закона об ограничении курения вряд ли существенно пополнит государственную казну. Скорее всего, рестораторы будут стараться формально выполнить требование закона, оборудовав «курительные зоны» на улицах или террасах. Нельзя исключить, что найдутся рестораны, которые, следуя модному ныне тренду о здоровом образе жизни, объявят себя зонами, свободными от курения, и попробуют на этом заработать, привлекая исключительно «некурящих» клиентов.
ВОЛКОВ Артем — старший юрист, адвокат ЮФ «АНК», г. Одесса,
НЕДЕЛЬКО Сергей — юрист ЮФ «АНК», г. Одесса
Галина ГУЛА,
юрист АФ «Династия»
Запрет курения в общественных местах нанесет существенный удар по малому и среднему бизнесу в сфере общественного питания.
Дабы избежать потери «курящих клиентов» или уплаты штрафов за нарушение закона, собственникам кафе и ресторанов необходимо учитывать, что запрет на курение в заведениях ресторанного хозяйства распространяется именно на их помещения.
Законодательная база Украины предусматривает, что помещение — это часть именно внутреннего объема здания. Поэтому помещения, выходящие за границы фасадных стен, то есть снаружи, можно сделать зоной для курения. Для этого необходима справка из БТИ, подтверждающая, что помещение не является основным.
Александр ОНИЩЕНКО,
управляющий партнер АК «Правочин»
Новый Закон об ограничении курения содержит немного лазеек для ресторанов. Одна из них — неоднозначная формулировка статьи 20. Из ее норм следует, что ответственность за курение в помещении ресторана его посетителями несет ресторан (как субъект хозяйствования). При этом посетитель-курильщик тоже несет ответственность. Таким образом, ответственность возлагается на двух разных субъектов за совершение одного и того же правонарушения, что само по себе является нонсенсом.
Второй нюанс — это доказывание в суде отсутствия вины субъекта хозяйствования в совершении проступков его посетителями. Закон не отвечает на вопрос, каким образом владелец ресторана может воспрепятствовать посетителю закурить (вызвать милицию, выдворить такого посетителя силами собственной охраны и т.д.), и не разделяет этапы курения и закуривания сигареты. Таким образом, повод для наложения штрафа будет уже на этапе закуривания. Но будет ли в этом вина владельца ресторана?
Александр КОВАЛЬ,
руководитель департамента, адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»
Чем развитее государственно-правовая система, тем более к косвенным мерам юридического воздействия на курильщиков она тяготеет, стараясь обходить прямые и жесткие запреты и наказания. Так, в США для курящих значительно повышен размер медицинской страховки. Тем не менее прямой запрет на курение в общественных местах после вступления в силу 27 февраля 2005 года Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака является общепринятой мировой практикой.
Самые сложные правовые коллизии замешаны на вопросе о балансе, в данном случае — балансе прав курящих и некурящих, а также балансе интересов табачного бизнеса и общественных интересов. Нельзя сказать, что Закон об ограничении курения необоснованно нарушает этот баланс и попирает права курильщиков и рестораторов, о чем много говорится с момента его принятия. Другое дело — правоприменительная практика, сложившаяся в нашей стране: рестораторы должны бояться не столько закона, сколько возможных провокаций со стороны правоохранительных и контролирующих органов. Но будем откровенны: к подобным «фоновым» для нашей страны коррупционным рискам бизнесу не привыкать. Иначе с такой мотивацией можно вообще не принимать законов: все равно ведь все извратят!
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…