В большинстве стран мира законодательство в сфере суррогатного материнства достаточно консервативно. Преимущественно такая процедура либо полностью запрещена по морально-этическим и/или религиозным причинам (в Австрии, Норвегии, Швеции, Франции, некоторых штатах Америки, Италии, Швейцарии и Германии), либо существует вакуум в правовом регулировании (в Бельгии, Ирландии, Финляндии). Также область применения процедуры суррогатного материнства может быть ограничена перечнем обязательных условий. Например, в Австралии, Великобритании, Дании, Италии, Израиле, Испании, Канаде и Нидерландах она носит некоммерческий характер. В Израиле существует сложная процедура согласования на государственном уровне каждого контракта, а в Венгрии и Бразилии необходима родственная связь суррогатной матери с потенциальными родителями.
На территории Украины, напротив, узаконено использование большинства репродуктивных технологий (включая и суррогатное материнство), в том числе на коммерческой основе. Законодательство носит достаточно либеральный характер, устанавливая, по сути, лишь минимальные ограничения для участия в программах суррогатного материнства, при этом максимально защищая права генетических родителей (их данные вносятся в свидетельство о рождении ребенка, суррогатная мать лишена права оставить ребенка себе). Более того, относительно невысокая стоимость медицинского и юридического сопровождения, по сравнению с аналогичными услугами в других странах, способствует стремительному росту привлекательности Украины для иностранных граждан, которые по медицинским показаниям не могут иметь ребенка.
Однако разные подходы к регулированию суррогатного материнства на Украине и в стране резидентства потенциальных родителей создают целый ряд проблем. Это привело к тому, что наше государство в последнее время фигурировало в нескольких скандальных делах, связанных с нарушением прав детей. Поскольку зачастую детей, рожденных суррогатной матерью на Украине для иностранцев, не признают в странах, где репродуктивные технологии запрещены законом, родители прибегают к незаконным способам, в частности используя путь контрабанды для вывоза детей (например, нашумевшее дело о попытке вывоза в мебельном ящике автодомика двух девочек гражданами Франции). Более того, дальнейшую судьбу такого ребенка проследить практически невозможно.
С целью обеспечения защиты прав детей от всех форм дискриминации, в том числе и на основании статуса или происхождения ребенка, для предотвращения его незаконного перемещения и, не в последнюю очередь, для борьбы с негативным имиджем Украины как фабрики по рождению детей для иностранцев 16 октября с.г. парламентом был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно ограничений в использовании вспомогательных репродуктивных технологий)». Одним из важнейших нововведений закона являлось, в частности, ограничение круга лиц, в отношении которых могут применяться вспомогательные репродуктивные технологии методом суррогатного материнства, а именно: только в отношении граждан Украины и иностранцев — граждан стран, в которых такой метод вспомогательных репродуктивных технологий не запрещен законом, а в случаях, когда иностранцы проживают не в стране гражданской принадлежности, — и законом страны проживания.
Однако Президент Украины 2 ноября с.г. не поддержал парламентариев и ветировал этот закон, вернув его со своими предложениями. Примечательно, что только ограничения на участие в программах суррогатного материнства иностранных граждан не вызвали у главы государства возражений.
А пока иностранцы и клиники репродуктивной медицины могут вздохнуть спокойно и продолжать работать в уже привычных условиях, с соблюдением некоторых гласных и негласных ограничений.
Так, принимать участие в программе могут только лица с медицинскими показаниями к такой процедуре — те, которые не могут иметь собственных детей, что является абсолютно оправданным, поскольку иначе заказчики — потенциальные родители могут злоупотреблять своим правом, фактически «аутсорсить» свою репродуктивную функцию. Также обязательным условием является наличие генетической связи ребенка с родителями (родителем) и отсутствие таковой с суррогатной матерью.
Еще одно законодательное ограничение связано с пребыванием потенциальных родителей в официально зарегистрированном браке на момент имплантации эмбриона. 20 сентября 2011 года в часть 2 статьи 123 Семейного кодекса Украины внесено уточнение, в соответствии с которым супругами являются мужчина и женщина. Это ограничило участие в программах суррогатного материнства лиц, которые пребывают в однополом браке, даже и официально зарегистрированном по законодательству страны, где такие браки узаконены. Хотя ранее такие прецеденты были: более двух лет тянулась эпопея с легализацией мальчика, рожденного суррогатной матерью на территории Украины для бельгийской однополой пары. Заметим, тем не менее, что ответственность за несоблюдение брачного ценза не установлена, и на практике есть случаи регистрации таких детей в органах ЗАГСа.
Конечно же, наиболее серьезным неофициальным ограничением является наличие трудностей, вплоть до полной невозможности, при вывозе с Украины и легализации ребенка в стране резидентства родителей. Но лазейки все-таки есть: например, для граждан Канады узаконить ребенка можно, имея на руках решение украинского суда о подтверждении факта отцовства и материнства и разрешение на выезд за пределы Украины. Для немецких граждан уже закрепилась практика узаконивания через процедуру усыновления, хотя сложности периодически возникают. Для минимизации рисков, связанных с получением визы для выезда с Украины, практикуется и территориальное разделение этапов процедуры — оплодотворение на территории Украины, а рождение ребенка — в стране Европейского Союза или США.
Однозначно, в существующем правовом поле проблема защиты прав ребенка остается неурегулированной. Однако очевидно, что и жесткие ограничения кардинально не изменят ситуацию, поскольку, с одной стороны, рост уровня бесплодия, с другой — желание продолжить род стимулируют людей искать пути решения проблемы. Законопроектная работа в этом направлении ведется: есть идеи установить обязательные предварительные консультации потенциальных родителей с юристами и психологами до момента принятия решения об участии в программе, с целью информирования о статусе будущего ребенка и прочих юридических аспектах. Уже сейчас некоторые клиники объясняют родителям, что возможны риски при вывозе и легализации ребенка в стране их проживания и советуют предварительно проконсультироваться с юристами и посольствами их стран на Украине. Хотя в целом, учитывая смену созыва парламента, в который не вошли сторонники введения дополнительных ограничений в сфере суррогатного материнства и в котором сильное лобби заинтересованных лиц в благоприятных условиях для иностранцев, есть все основания предполагать, что ужесточение законодательного регулирования суррогатного материнства в ближайшее время не последует.
ЛЕПИХИНА Ольга — юрист ЮФ «Астерс», г. Киев
Ирина МОРОЗ,
старший юрист ЮФ AGA Partners
Для эффективной защиты прав детей, рожденных с помощью суррогатного материнства, кроме изменений, предложенных последней редакцией законопроекта № 8282 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно ограничений в использовании вспомогательных репродуктивных технологий)», требует правового определения ряд других вопросов. Пока не находят правового закрепления: правовое регулирование договора о суррогатном материнстве; обязанность и субъект правового информирования всех участников программы суррогатного материнства относительно правового статуса рожденного ребенка, прав и обязанностей участников программы в отношении ребенка; обязанность родителей-иностранцев получать правовую консультацию в дипломатическом представительстве относительно правового статуса суррогатного ребенка и порядка признания родительских прав в стране их гражданства и/или резиденции; обязанность получения согласия мужа суррогатной матери на участие в программе суррогатного материнства.
Очерченный круг вопросов является далеко не исчерпывающим, поскольку сфера применения суррогатного материнства включает множество нюансов, которые требуют усовершенствования. Пробелы в сфере защиты прав детей, рожденных с помощью суррогатного материнства, необходимо заполнять не точечно, а путем разработки комплексного правового механизма эффективного применения программы суррогатного материнства, исходя, в первую очередь, из приоритетов защиты прав ребенка.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…