Ввернуть долг — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №51 (782) » Ввернуть долг

Ввернуть долг

Практическая деятельность юриста, который занимается судебным процессом, чрезвычайно многогранна, интересна и довольно непредсказуема. В последнее время довольно часто приходится делать для себя некоторые «открытия» в правоприменении и толковании определенных правоотношений. И, конечно, главным вдохновителем в этом процессе «самосовершенствования» выступает суд.

Остановимся не на фактах активного применения судебной практики как источника права или отсутствия в мотивировочной части судебного решения четкой, полной и логической аргументации вывода суда, указанного в резолютивной его части, а, собственно, на особенностях правоприменения в судебном решении.

Не в обязательствах требование

Киевский апелляционный хозяйственный суд, рассматривая апелляционную жалобу кредитора на постановление местного хозяйственного суда о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры, отменил его, прекратив при этом производство по делу о банкротстве.

Особого внимания в этом судебном решении заслуживает правовая позиция суда, которая легла в основу принятого постановления.

Апелляционный хозяйственный суд пришел к выводу, что кредиторские требования, положенные в основу промежуточного ликвидационного баланса должника и соответствующего заявления об открытии производства по делу о банкротстве по упрощенной процедуре, предусмотренной статьей 51 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон о банкротстве), не охватываются понятием «денежные обязательства», которые могут быть основой кредиторских требований в деле о банкротстве.

Согласно абзацу 7 статьи 1 Закона о банкротстве, в состав денежных обязательств должника не засчитываются, в частности, обязательства перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, возникшие из такого участия.

Во время процедуры самоликвидации должника по решению собственника были обнаружены обязательства перед кредиторами, основанные на обязанности должника выплатить стоимость части имущества общества, что соответствует размеру доли участника, вышедшего из его состава. Право на получение стоимости части имущества при выходе из состава юридического лица гарантировано каждому участнику положением статьи 54 Закона Украины «О хозяйственных обществах».

В рассматриваемой ситуации право на получение стоимости части имущества в связи с выходом участника из общества подтверждено также решениями судов, которыми удовлетворены требования участников к обществу о взыскании средств. По мнению апелляционного хозяйственного суда, такие требования возникли из участия в обществе и, как следствие, не считаются денежными обязательствами должника в понимании законодательства о банкротстве.

Конечно же, принимая такое решение, суд не прибегал к использованию сложных юридических конструкций и логических связей, хотя примененная норма определенно не является однозначной, а потому нуждается в толковании, которое и должно осуществляться судом при ее применении к спорным правоотношениям.

Из-за отсутствия правовой аргументации и толкования нормы абзаца 7 статьи 1 Закона о банкротстве относительно понятия денежного обязательства довольно не просто понять, что именно легло в основу «внутреннего убеждения», которым руководствовались судьи при принятии этого решения. Однако существует достаточно причин с ним не согласиться.

Согласно содержанию указанной статьи, которая раскрывает дефиницию «денежное обязательство», требования участников к обществу, вытекающие из их участия в нем, не могут определяться как основание для обращения в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве.

Ключевым при толковании этой нормы является ответ на вопрос: что следует понимать под требованиями участников общества, вытекающими из их участия в нем?

Прямые связи

В Законе Украины «О хозяйственных обществах» отмечается, что хозяйственным обществом является юридическое лицо, уставный капитал которого разделен на доли между участниками.

Прямые нормы законодательства предоставляют участнику общества, помимо прочего, право принимать участие в распределении прибыли общества и получать его долю (дивиденды). Указан­ное право тесно связано с участием в уставном капитале любого юридического лица и, по сути, является одним из главных экономических стимулов для осуществления прямого инвестирования.

Статья 111 Гражданского кодекса Укра­ины предоставляет участникам общества также право на получение имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами в процедуре ликвидации.

Обладая долей в уставном капитале хозяйственного общества, участник имеет предусмотренные законом права, среди которых есть и право требования, которые носят денежный (имущественный) характер.

Поэтому вполне приемлемым, понятным и оправданным является стремление законодателя ограничить право существующих на момент ликвидации общества участников становиться в одну очередь с другими кредиторами, которые имеют соответствующие денежные требования. Именно такой подход и лег в основу исключений абзаца 7 статьи 1 Закона о банкротстве.

Участник, который вышел из состава общества, лишается любых из вышеперечисленных прав с момента его выхода. Он перестает быть субъектом корпоративных правоотношений и теряет контроль над таким обществом — прекращаются его представительские полномочия и утрачивается право принимать участие в управлении обществом.

Вывод суда о прямой связи имущественных требований лица к обществу, основанных на гарантиях статьи 54 Закона Украины «О хозяйственных обществах», с участием такого лица в составе общества, мягко говоря, ошибочный, поскольку не содержит никаких правовых оснований.

Инициативный суд

Стоит также заметить, что и пресловутая судебная практика исходит из понимания того, что требования лица к обществу, связанные с его выходом, не считаются требованиями, связанными с участием в составе общества.

В частности, к такому выводу пришел Высший хозяйственный суд Украины в постановлении от 29 марта 2011 года № 12/118-Б-10. Суд, мотивируя принятое решение, указал, что обязательства, возникшие у должника перед бывшим участником, имеют характер бесспорных, поскольку подтверждены судебным решением, а также исполнительными документами, и могут быть включены в состав денежных обязательств, так как по своей правовой природе не являются обязательствами перед лицом, пребывающим в статусе участника общества. Давая правовую оценку требованиям бывшего участника к обществу, суд отметил, что они возникли в связи с безосновательным невыполнением обязанности уплатить участнику общества, выбывшему задолго до ликвидации общества, соответствующую стоимость доли имущества в обществе, что подтверждается соответствующим решением суда.

Указанная позиция является вполне объективной, логичной и юридически аргументированной.

Об ошибочности примененного Ки­евским апелляционным хозяйственным судом подхода к пониманию этой нормы также может свидетельствовать и наступление правовых последствий принятия такого решения. Отменив постановление о признании должника банкротом, апелляционный суд прекратил производство по делу о его ликвидации.

В таком случае складывается ситуация, когда у общества существует кредиторская задолженность перед бывшими участниками, установленная соответствующими решениями судов, а возможности для ее взыскания фактически нет, так как следующей стадией данного процесса должен быть возврат к процедуре самоликвидации. Однако в рассматриваемом случае отсутствуют прямые правовые основания для осуществления активных действий по реализации имущества должника, поскольку, согласно предписаниям статьи 51 Закона о банкротстве и статьи 110 Граж­данского кодекса Украины, в случае превышения кредиторских обязательств над активами должника ликвидация должна осуществляться через процедуру банкротства, в инициировании которой отказывает сам суд.

ИЗВЕКОВ Виталий — юрист ЮК Jurimex, г. Киев


Мнение

Учредители вне очереди

Вадим КИЗЛЕНКО,
адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

В соответствии с абзацем 7 статьи 1 Закона о банкротстве «денежное обязательство» — обязательство должника уплатить кредитору определенную денежную сумму в соответствии с гражданско-правовым договором и на иных основаниях, предусмотренных гражданским законодательством Украины. Не зачисляются в состав денежных обязательств должника перед учредителями (участниками) должника — юридического лица обязательства, возникшие из такого участия.

Согласно положениям Закона Укра­ины «О банкротстве», кредиторы, которые имеют денежные требования к должнику, могут заявить об этом в ходе процедуры банкротства. В случае если эти требования обоснованы, они будут включены в реестр и, по возможности, удовлетворены в порядке очередности, установленной в статье 31 Закона о банкротстве.

Требования учредителей (участников), вытекающие из корпоративных прав (в том числе выплата дивидендов или получение активов при выходе из общества), по своей природе не являются денежными требованиями, поэтому они не могут удовлетворяться в пределах производства по делу о банкротстве.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Адвокатские настроения

Актуальный документ

Документы и аналитика

Иск к энергопоставщику

Акцент

Преступление и оправдание

Государство и юристы

Следствие свели

Государство и юристы

Новости законотворчества

Одобрена Концепция утилизации вооружения

Утверждены Типовые правила размещения рекламы вне населенных пунктов

Зарегистрированы законопроекты об общественном телевидении и радиовещании

Документы и аналитика

Получительный пример

Книжная полка

Земельный алфавит

Неделя права

Новости из-за рубежа

Избирательный перевод

Неделя права

Найти и взыскать

Кабель программы

Спорная аренда

Избирательный перевод

Неделя права

Новости из-за рубежа

Гласность в суде

Борьба с коррупцией

Новости из зала суда

Судебная практика

Завод «Электротяжмаш» отсудил долг за нарушение договора

Авиакомпания «Сибирь» проиграла спор с Минобороны

Суд подтвердил незаконность решения админколлегии АМКУ

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Волков и Партнеры» стала советником «Укрцемента»

Юристы МЮГ AstapovLawyers успешно представили интересы ООО «Разгуляй-Кубань»

Schoenherr консультирует Metro Group по продаже гипермаркетов Real группе Auchan

Юристы ЮФ Sayenko Kharenko — в пятерке лучших в сфере коммерческого арбитража на Украине

Управляющий партнер МЮФ CMS Cameron McKenna избран в Совет ЕВА

МЮФ Integrites представляет интересы южнокорейской корпорации Hanwha Corporation в СНГ

ЮФ Pragnum отстояла интересы «Первой Днепровской Инвестиционной Компании» в налоговом споре

Деятельность ЮФ «Астерс» в сфере КСО удостоена наивысшей награды на церемонии Pro Bono Awards 2012

Отрасли практики

Торговые кочки

Ввернуть долг

Материнство без границ

Уравнение с двумя известными

Привлекающий маневр

Рабочий график

Десятый тур адвокатского вальса

ВККС любит троицу

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Контракт признан недействительным

Пересмотр возможен

Приказ нарушает патент

Самое важное

Ценные бумаги «подсластили»

Дань работникам суда

Новый Совет

Заявитель получает все

Судебная практика

Карточный долг

Судебная практика

Судебные решения

Госфининспекция вправе проверять начисление зарплат госучреждениями

Судебная практика

На суд общественности

Судебная практика

Судебные решения

Налоговая расписка является простым векселем

Судебная практика

Болевое участие

Тема номера

Прогноз по году

Сила и разум

Частная практика

Бизнес — завтра

Торг уместен

БЮРОкратическая регистрация

Домен: земля виртуального мира

Юридический форум

В защиту олигархов

Копа дель Фемида

Інші новини

PRAVO.UA