Верховный Совет Украины 18 сентября с.г. принял Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам усовершенствования деятельности прокуратуры» (Закон № 5288-VI). Этот Закон вступит в силу с 1 декабря с.г. и внесет ряд существенных изменений в полномочия органов прокуратуры.
По словам политиков, Закон № 5288-VI содержит положения, направленные на оптимизацию и сокращение существующих полномочий органов прокуратуры.
Указанный Закон лишает прокуратуру права вносить предписания и протесты, принятие которых требует от физических и юридических лиц безусловного и безотлагательного выполнения требований прокурора. После вступления в силу положений Закона № 5288-VI приостановление предпринимательской деятельности по инициативе прокурора может быть осуществлено только по решению суда. Такая процедура должна внедрить соревновательный судебный порядок в отношениях между прокурором и субъектом предпринимательской деятельности.
Таким образом, можно надеяться, что Закон № 5288-VI уменьшит влияние органов прокуратуры на ведение хозяйственной деятельности.
Претерпела значительных изменений и статья 37 Закона Украины «О прокуратуре». Ранее прокуратура имела право вносить апелляционные и кассационные жалобы на приговоры, решения, определения и постановления судов, независимо от участия в рассмотрении дела в суде первой инстанции. Согласно же Закону № 5288-VI, прокуратура имеет право подавать исковое заявление (представление) в порядке гражданского, административного, хозяйственного судопроизводства. Право подачи искового заявления в уголовном производстве предоставляется прокурору, принимавшему в нем участие.
Возможность внесения кассационных жалоб на судебные решения по гражданским, административным, хозяйственным делам ныне предоставляется только прокурору, принимавшему участие в судебном разбирательстве. Кроме того, независимо от участия в рассмотрении дела право на внесение кассационных жалоб также имеют: Генеральный прокурор Украины, прокуроры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, специализированных прокуратур (на правах областных), межрайонные прокуроры, прокуроры городов, районов, районов в городах и приравненных к ним специализированных прокуратур, их первые заместители и заместители.
Кроме того, внесенные изменения в часть 4 и статью 37 Закона Украины «О прокуратуре» наделили прокуратуру правом вносить заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам по гражданским, административным, хозяйственным делам. Однако это право ограничено, поскольку предоставляется только Генеральному прокурору Украины, его первому заместителю и заместителям, прокурорам Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и приравненным к ним прокурорам.
Согласно положениям Закона № 5288-VI, право внесения апелляционных, кассационных жалоб, заявлений о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, заявлений о пересмотре судебного решения Верховным Судом Украины на судебные решения по уголовным делам предоставляется прокурору, принимавшему участие в судебном разбирательстве, а также, независимо от его участия в рассмотрении дела, прокурору высшего уровня: Генеральному прокурору Украины, прокурорам Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, специализированных прокуратур (на правах областных), их первым заместителям и заместителям.
Существенным последствием принятия Закона № 5288-VI является то, что часть 4 стати 14 Закона Украины «О прокуратуре» заменена двумя частями, в которых указано, что Генеральная прокуратура Украины создает Единый реестр досудебных расследований и обеспечивает его ведение органами досудебного расследования. Положения о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований утверждается Генеральным прокурором Украины по согласованию с руководителями органов досудебного расследования. Кроме того, указанные изменения обязывают Генеральную прокуратуру Украины разработать систему и методику учета уголовных правонарушений, лиц, их совершивших, и движения уголовных производств совместно с органами досудебного расследования и по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики.
Очевидно, что подобные нововведения являются попыткой согласовать нормы Закона Украины «О прокуратуре» с частью 2 статьи 214 новой редакции Уголовного процессуального кодекса Украины.
В целом внесенные Законом № 5288-VI изменения нацелены на усиление защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, интересов государства, но не решают вопрос перерождения системы прокуратуры в политический карательный орган и инструмент для расправы власти с политическими оппонентами.
В резолюции № 1862 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 26 января с.г. имеются жесткие формулировки и условия по сравнению с рядом предыдущих резолюций по Украине. Судебные процессы против оппозиционных политиков и чиновников из предыдущего правительства стали откровением для европейских стран, продемонстрировав, что на смену хаосу предыдущих лет пришла не только стабильная, но и более авторитарная политическая система. В вышеуказанной резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы четко указаны фундаментальные недостатки украинской системы уголовного правосудия, которые существуют уже много лет и негативно сказываются на защите индивидуальных прав человека и верховенства права.
Таким образом, становится понятным источник изменений в полномочиях и функциональных обязанностях органов прокуратуры. Существенно расширенные права прокуратуры по участию в судебных делах на всех уровнях, а также наделение ее возможностью выступать с отдельными исками должны положительным образом отразиться на работе системы в целом.
КРУТЬ Татьяна — адвокат АФ «Династия», г. Днепропетровск
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…