Ни для кого, кому хоть раз приходилось вести бизнес в сфере пищевой промышленности, не секрет, что эта отрасль в нашей стране изрядно страдает от весьма раздутого бюрократического аппарата, призванного осуществлять разрешительные процедуры и надзор. Жизнедеятельность каждого из звеньев «пищевой цепочки», будь то производитель сырья, готовой продукции, оптовый или розничный торговец, так или иначе, сопряжена с получением разного рода документов разрешительного характера.
Следует отметить, что практически во всех отраслях в нашей стране регулярно происходят законодательные изменения, проводимые под лозунгом упрощения. Это утверждение в равной степени справедливо как, например, для сферы регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей или регистрации вещных прав на недвижимое имущество, так и для разрешительных процедур в сфере пищевой промышленности. Между тем реальная ситуация зачастую свидетельствует о том, что «упрощения», предложенные законодателями, революционных перемен не приносят, если и вовсе не усложняют деятельность.
Как и ранее, в соответствии с Законом Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» (Закон) для предприятий в этой сфере предусмотрены два вида разрешительных документов.
Первым из них является декларация (статья 21 Закона), которая должна быть подана главному государственному санитарному врачу до момента введения продукции в оборот каждым производителем сельскохозяйственной продукции, предназначенной для употребления человеком, пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов или вспомогательных материалов для переработки. Сама по себе декларация не является документом разрешительного характера, однако ее выдаче предшествуют проведение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, а также многие необходимые измерения и лабораторные исследования, что в результате означает значительные затраты.
Второй вид — эксплуатационное разрешение операторам мощностей (объектов), осуществляющим на Украине деятельность по производству и/или обороту пищевых продуктов (статья 22 Закона).
Последние изменения в Закон Украины «О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности», внесенные законами Украины № 3677-VI от 8 июля 2011 года и № 3995-VI от 3 ноября 2011 года, никак не коснулись пищевого сектора.
Помимо вышеупомянутых разрешений, на некоторые виды пищевой продукции, которые состоят в Перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации на Украине, утвержденном приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 1 февраля 2005 года № 28 (Перечень), производитель обязан получить сертификат соответствия.
В последние годы многие продукты питания были освобождены от «сертификационного бремени». В частности, приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 25 октября 2011 года № 163 из Перечня исключены минеральные и питьевые воды в герметической таре, безалкогольные напитки, концентраты напитков, рыба и рыбные консервы. Еще ранее приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 22 сентября 2010 года № 426 из Перечня были исключены сыры, сливочное масло, маргарин, растительные масла, шоколадные конфеты, соки, колбасы, мясные консервы, чай, кофе и другие виды продуктов.
На данный момент из пищевых продуктов в Перечне остаются лишь продукты детского питания и алкоголь. Что касается последнего, то производство и реализация спиртных напитков являются отдельной историей, сопряженной с дополнительными разрешительными и контрольными процедурами, которые, впрочем, не смущают предпринимателей в этой сфере ввиду высокого спроса в нашей стране на соответствующую продукцию.
Детское питание на данный момент сертифицируется на соответствие государственным стандартам, санитарным нормам и правилам. Кроме того, сырье для него, согласно Закону Украины «О детском питании», должно быть произведено в специальной сырьевой зоне, к которой выдвинут целый ряд требований (отсутствие промышленных и химических объектов, ограниченное использование пестицидов и агрохимикатов и другие). Статус специальной сырьевой зоны присваивается согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 3 октября 2007 года № 1195 специальными комиссиями, созданными при областных государственных администрациях. Само собой, присвоение такого статуса возможно лишь после преодоления множества бюрократических преград.
Нельзя не согласиться с тем, что строгий государственный контроль необходим в такой отрасли, как пищевая промышленность, поскольку нарушения со стороны производителей и иных субъектов в этой сфере чреваты возникновением серьезной опасности для здоровья и жизни населения. В то же время, практика показывает, что разрешительные процедуры очень часто не выполняют своего основного предназначения, а только создают благодатную почву для коррупции и злоупотреблений со стороны чиновников. В результате производитель некачественных и опасных товаров способен легко выйти на рынок, «найдя общий язык» с чиновниками, тогда как предприятиям, пытающимся пройти по лабиринтам разрешительной системы законным путем, могут создаваться искусственные преграды и помехи.
Незначительные шаги навстречу упрощению разрешительных процедур нельзя воспринимать как нечто выдающееся. Украина остро нуждается в кардинальных реформах в этой сфере, целью которых должно быть построение модели, близкой к западноевропейской. В Европейском Союзе давно уже создана система нормативных актов, устанавливающих единые стандарты безопасности и качества пищевых продуктов, в частности Регламент № 1334/2008 «Об ароматизаторах и некоторых пищевых ингредиентах с ароматизированными качествами, которые применяются в и на продуктах питания», утвержденный Европейским парламентом и Советом Европейского Союза.
Европейская система, в отличие от отечественной, основана не на сложных разрешительных процедурах, а на постоянном контроле за качеством пищевой продукции на всех этапах ее производства и оборота. А это, в итоге, препятствует созданию искусственных бюрократических барьеров и в то же время обеспечивает надежную защиту прав и интересов потребителей.
ПОГОРЕЛАЯ София — адвокат, старший партнер юридической фирмы D & S GROUP, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…