Юридические индикаторы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №45 (776) » Юридические индикаторы

Юридические индикаторы

Рубрика Тема номера
Судебная практика — одно из основных бюджетообразующих направлений деятельности в большинстве украинских юридических фирм

На украинском рынке ­юридических услуг затянулся период трансформаций, начало которого скрыто в истоках кризиса 2008-2009 годов. Удельный вес трансакционных практик, несмотря на все прогнозы, далек от докризисных времен, да и «судебный сегмент» близок к насыщению. Прибыльность бизнеса упала как у ключевых игроков юррынка, так и у фирм среднего звена. Ушли в прошлое обвинения в демпинге, и даже наиболее ярые противники подобных стратегий ныне заявляют о «гибких системах скидок». Ввиду продолжающегося оттока клиентов (украинский бизнес все чаще отдает предпочтение инхаусам или аффилированным юрфирмам, а интерес ино­странных инвесторов к Украине смещается в плоскость выведения инвестиций) конкуренция на юррынке очень жесткая. Все это вынуждает юрфирмы развивать новые практики, искать новые ниши и стратегии борьбы за клиента. Уже никого не удивишь судебной практикой и практикой уголовного права в юридических фирмах, еще вчера позиционируемых как работающие исключительно в «коммерческих практиках»;

практика корпоративного права, конечно, сохраняется, но более эффективным представляется позиционирование юрфирмы как специализирующейся в предоставлении юридической помощи в конкретных сферах хозяйствования — энергетике, агробизнесе, фармацевтике. Пользуются спросом услуги в сфере налогообложения, интеллектуальной собственности, защиты от недобросовестной конкуренции.

Юрфирмы, изначально специализирующиеся в этих практиках, имели небольшое преимущество, которое, тем не менее, уже практически нивелировалось ввиду увеличившегося числа игроков в «перспективных нишах» — как ­перепрофилировавшихся «старожилов», так и юрфирм, взращенных кризисом. Многолетняя репутация и опыт, конечно, играют не последнюю роль, но они должны подкрепляться адекватными и где-то даже уникальными предложениями, а главное — конкурентной ценовой политикой и продуманной стратегией привлечения и удержания клиентов.

Приоритеты

По сути, стратегическое планирование в нынешних условиях подчинено одной важнейшей задаче — улучшению финансовых показателей. Причем не путем увеличения количества биллинговых часов, а наоборот — снижая ставки и предлагая нетривиальные модели взаиморасчетов. Должное внимание уделяется маркетинговым инструментам, меньше — бизнес-планированию. Все ищут клиентов, но мало кто задумывается над расширением команды на перспективу, не говоря уже об открытии новых офисов; снижению себестоимости услуги уделяется больше внимания, чем отслеживанию удовлетворенности клиентов проделанной работой. Юрфирмы вынужденно тратят время и средства на повышение квалификации и ознакомление с положением дел в ключевых отраслях экономики — ведь от этого напрямую зависят продажи.

Многие декларируют приоритетность построения долгосрочных отношений с клиентами, но, похоже, немногие реально на это рассчитывают — как показали последние несколько лет, уйти может любой, даже наиболее «опекаемый» клиент. Да и финансовая дисциплина клиентов оставляет желать лучшего. До крайностей дело, конечно, не доходит, и юрфирмы, дорожащие репутацией, не опустятся до скандального разрыва отношений, но, очевидно, данные собственной финансовой отчетности для юрфирмы в конечном итоге важнее, чем пожелания клиентов.

Что интересно, у клиента похожие приоритеты. Качество услуг — самая очевидная, но не самая распространенная причина отказа от сотрудничества с юристами. Чаще сотрудничество прекращают «по финансовым показателям», а также по окончании проекта — и далеко не факт, что следующий проект будет поручен тем же юристам. Клиенты не привязаны к конкретной юрфирме, практикуется достаточно жесткий отбор юристов, даже на небольшие проекты объявляются тендеры, и победить в конкурсе бывает достаточно сложно. Приходится доказывать свою «комплексную лучшесть» — опыт в конкретных практике и секторе экономики, наличие позиций в международных и национальных рейтингах, репутацию фирмы в целом и конкретных исполнителей. Но важнейший на сегодня критерий — цена. Причем значение имеют не только конечная стоимость проекта, но и форма, порядок и структура расчетов с юридической фирмой.

Активизация иностранцев

Этот год еще раз подтвердил расхожий тезис, что на Украине фактически отсутствует разница между иностранными и национальными юрфирмами. Речь даже не о том, что подавляющее число партнеров, не говоря уже о рядовых юристах киевских офисов международных юрфирм, — украинцы. Иностранные юридиче­ские фирмы, представленные на Украине, традиционно ориентировались на обслуживание зарубежных клиентов в достаточно ограниченном переч­не практик. В этом сегменте они конкурировали с ведущими украинскими юрфирмами, способными предоставить услуги сопоставимого, а то и более высокого качества. Ныне ситуация противоположная — «иностранцы» не только расширили перечень своих услуг, но и все чаще принимают участие в тендерах, проводимых украинскими компаниями (необязательно — крупнейшими корпорациями), и ввиду очень гибкой ценовой политики (цены, местами, ниже чем могут предложить украинские юрфирмы) зачастую выходят победителями.

На грани выживания

Вынуждены констатировать, что не все участники рынка юруслуг смогут на нем удержаться. Если два года назад с проб­лемами столкнулись в основном крупные игроки, ныне сложности испытывают средние и небольшие юрфирмы. С одной стороны, на mid-market активно работают крупные и даже международные юрфирмы, с другой — работы все меньше, клиенты продолжают сокращать бюджеты на юрсопровождение. И поскольку существует предел допустимого снижения рентабельности, неизбежны структурные преобразования. Если в случае крупных юрфирм речь шла о снижении доходности и сокращении практик, то партнерам небольших юрфирм приходится задумываться уже о рентабельности бизнеса в целом. Как следствие — кто-то максимально сокращает штат, кто-то присоединяется к более крупным/успешным командам, уходит в юрисконсульты или рассчитывает пересидеть неблагоприятное время в длительном отпуске.

Безусловно, это не повальная тенденция, и большинство игроков все же продолжают практиковать, сохраняя присущий им уровень качества, но с совсем другой рентабельностью. Кардинальных улучшений никто не ждет, скорее, надеются, что не будет хуже. Не зря же 2013 год называют переломным, как правило, в негативном контексте.


Бизнес-рецепт

Комплексное привлечение

Юлия ТАНДУРА,
директор по развитию бизнеса МЮФ Integrites

Насильно мил не будешь — мы все прекрасно об этом знаем, но когда дело доходит до маркетинга и продаж, иногда бывает сложно сдержаться и не начать увлекательно рассказывать о том, в чем и насколько мы хороши. Особенно это заметно проявляется в непростые для бизнеса моменты. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, мы начали делать то, во что действительно верим, — ничто не формирует отношения лучше и надежнее, чем реальная польза. Для этого мы изначально проанализировали базу своих контр­агентов и тщательно отобрали целевые аудитории (ЦА) для каждой из ключевых практик. В процессе работы мы достаточно быстро заметили, что это помогло нам более точно планировать и распределять время команды, уделяя достаточно внимания каждому из потенциальных клиентов. Следующим шагом было внедрение качественных изменений в реализацию маркетинговых тактик, которые наилучшим образом отображают компетентность экспертов МЮФ Integrites. Конечно же, среди тех, которые «лежат на поверхности», можно назвать выпуск публикаций на актуальные для ЦА тематики, выступления в качестве спикера на отраслевых и бизнес-мероприятиях, организацию собственных небольших семинаров для отдельных ЦА.

При этом мы хорошо осознавали, что все приблизительно делают одно и то же, поэтому нашей сверхзадачей в этом отношении было сделать так, чтобы нас заметили, нами заинтересовались и к нам прислушались. Для этого, в частности, мы проводили некоторые аналитические исследования, после чего делились с потенциальными клиентами уникальной информацией, фактами, которые они не смогли бы достаточно быстро и легко получить в другом месте. Это было и остается хорошим путем «завоевания» внимания и интереса потенциальных клиентов. В большей степени успешная реализация этих маркетинговых техник позволила нам перейти от этапа донесения масштабных сообщений на всю ЦА к заинтересованному и уже в некоторой степени доверительному диалогу нашего эксперта с потенциальным клиентом, что является непростым этапом в процессе привлечения новых клиентов. При всем при этом нужно также помнить о том, что существующие клиенты являются наиболее вероятным источником нового бизнеса для фирмы. Они доверяют больше, конкуренция может быть значительно ниже, а временные и финансовые затраты на привлечение заказов — оптимизированы. Единственное условие: клиенты должны быть счастливы от проделанной ранее фирмой работы.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Доходная черта

Актуальный документ

Документы и аналитика

Срок для отчета

Акцент

А вождь и ныне там

В фокусе: бухгалтерия

Бухгалтерия в онлайн-режиме

Государство и юристы

Вектор перемен

Государство и юристы

Новости законотворчества

Установлены новые правила возмещения банками безнадежной задолженности за счет резерва

Утверждено Положение о прохождении службы в резерве Вооруженных Сил Украины

Планируется усилить социальную адаптацию военнослужащих

Государство и юристы

Текст-драйв

Документы и аналитика

ЗАПРОСили не беспокоить

Книжная полка

Интеграция в праве

Вещная регистрация

Неделя права

Новости из-за рубежа

Юристов ищут в Интернете

Запрет масок

Неделя права

Земельный вопрос

Наблюдать в дистанции

Большая перемена

Место встречи изменили

Новости из зала суда

Судебная практика

Отмена технических условий — не способ защиты авторского права

Дело об ответственности прокуроров рассмотрят заново

Новости юридических фирм

Частная практика

АК «Коннов и Созановский» среди докладчиков Главного саммита торговой индустрии

МЮФ Integrites сопровождает «Fuhrlander Виндтехнолоджи» в проекте по привлечению финансирования

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» делятся опытом в сфере M & A на IV Конференции IBA «Слияния и поглощения в России и СНГ»

Юрист ЮФ AGA Partners одержала победу в LMAA

CMS предоставила консультации компании Vestas в связи с поставкой и монтажом ветроэнергетических установок для ДТЭК

Денис Быков назначен управляющим партнером московского офиса AstapovLawyers

ЮФ «Саенко Харенко» — юрсоветник в связи с крупнейшей M & A сделкой в банковском секторе Украины

АО «Гесторс» сопровождало проект по открытию монобутика Escada

Максим Копейчиков выступил с докладом на The Lawyer European Conference 2012

Юристы МПЦ EUCON отстояли интересы компании «Кершер» в ВАСУ

ЮФ «Лавринович и Партнеры» — в числе лучших налоговых консультантов рейтинга World Tax 2013

ЮФ «АНК» защитила интересы компании MAERSK TANKERS

Отрасли практики

Вопросный лист

Большая перестройка

UJBL: Оффшорный «рай»

Срочное дело

Зона особого вливания

Уголь зрения

Пища для разрешений

Возмещение строптивого

Получить наследие

Рабочий график

Конкурентное место

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

ICC отправляется на Восток

Самое важное

Курс судебного бойца

Отправить «мылом»

Результат с акцентом

Льгота не вошла в систему

Спецпроект

Системный исход

Судебная практика

Типовое обязательство

Протаможили свое счастье

Нет повода не выплатить

Судебная практика

Судебные решения

Ипотека является самостоятельным видом обеспечения исполнения обязательства, не тождественным поручительству

Судебная практика

Дороги ведут в ВСУ

Тема номера

Юридические индикаторы

С места в карьеру

Частная практика

ВККА почти нет

Съездные войны

Общественное признание

«Убедительный» бренд

Інші новини

PRAVO.UA