Отечественная угольная промышленность, как известно, остро нуждается в модернизации для повышения конкурентоспособности в борьбе за потребителя как на местном, так и на международном рынках природных ресурсов. Поэтому необходимость поиска средств для финансирования своей деятельности знакома предприятиям, находящимся не только в частной, но и в государственной собственности.
Ярким примером успешной работы в этом направлении является заключенное в 2012 году соглашение между ПАО «Лисичанскуголь» и Научно-технической корпорацией «Тианьди» относительно модернизации шахты им. Мельникова на сумму 85 миллионов долларов США за счет кредитных средств, предоставленных Государственным банком развития Китайской Народной Республики (КНР).
О нюансах кредитования за счет средств, предоставленных восточными банковскими структурами, и важности государственных гарантий в подобных сделках рассказывает партнер практики банковского права и финансов международной юридической фирмы Integrites Александр Алексеенко.
— Какие факторы были решающими для проведения сделки ПАО «Лисичанскуголь» за счет привлечения иностранных кредитных средств?
— Начнем с того, что эта сделка является пилотным проектом, который стал возможен благодаря заключенному в 2010 году рамочному соглашению между Министерством энергетики и угольной промышленности Украины и Государственным банком развития КНР о финансовом сотрудничестве, целью которого стала модернизация угольной отрасли Украины.
Таким образом, ПАО «Лисичанскуголь» посчастливилось стать первым предприятием угольной промышленности Украины, которое получило долгосрочный кредит от Государственного банка развития Китая. По условиям сделки кредит, предоставленный в размере 85 миллионов долларов США, должен быть использован на реконструкцию и модернизацию шахты им. Мельникова. Привлеченные средства украинское предприятие планирует инвестировать как в отечественные материалы и оборудование, так и в китайское оснащение. Кроме того, украинская сторона дополнительно вложит в проект 15 миллионов долларов США для успешного завершения модернизации шахты.
— Насколько выгодными для ПАО «Лисичанскуголь» являются условия кредитования?
— Основываясь на опыте участия в подобных соглашениях как на стороне кредиторов, так и на стороне заемщиков, мы можем назвать эту сделку одной из самых выгодных. Более того, с учетом преследуемой цели заемщика вряд ли можно было бы получить условия лучше, чем это удалось ПАО «Лисичанскуголь». Так, к примеру, условиями кредита предусмотрено, что китайские средства шахта должна освоить в течение трех лет и вернуть их банку до 2020 года.
— Что входило в обязанности МЮФ Integrites как юридического советника Государственного банка развития КНР по этой сделке?
— Функции нашей компании заключались в анализе договора кредита, который регулируется английским правом, на соответствие императивным требованиям законодательства Украины, анализе и внесении необходимых изменений в договор гарантии, а также координации подготовки и исполнения предварительных условий для получения финансирования по договору кредита. В то же время юристы МЮФ Integrites обеспечили комплексное консультирование клиента относительно вопросов, регулируемых правом Украины и возникающих в отношении всех аспектов заключения и исполнения кредитной сделки. Поскольку кредитором является Государственный банк развития КНР, который впервые осуществил кредитную сделку с украинским заемщиком, то абсолютным приоритетом нашей фирмы было обезопасить банк от всевозможных украинских рисков, а также позаботиться о том, чтобы в случае неисполнения заемщиком обязательств по договору гарантия обеспечивала банку возврат предоставленных средств.
— Приходилось ли вам в процессе сопровождения сделки сотрудничать с государственными органами (как стороной договора гарантии)? В чем специфика такого сотрудничества?
— Работа с государственными органами действительно имеет свою специфику, предопределенную достаточно жестким законодательным урегулированием компетенции таких органов и процедур, соблюдение которых является необходимым в процессе совершения подобных сделок. В то же время, к сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда алгоритм исполнения государственным органом какого-либо действия не детализирован на подзаконном уровне. Так, к примеру, Хозяйственным кодексом Украины предусмотрено, что субъекты внешнеэкономической деятельности, в уставном капитале которых есть доля государственного имущества, могут заключать кредитные договоры с иностранными финансовыми учреждениями лишь с согласия Фонда государственного имущества Украины. При этом порядок получения такого согласия не детализирован, что приводит к нежелательным задержкам в совершении сделки и возникновению опасений у кредитора относительно негативного влияния схожих обстоятельств на исполнение обязательств по договору в дальнейшем. При этом следует подчеркнуть, что подобные проблемы возникают не из-за бюрократизма в государственных органах, а скорее являются следствием неидеального законодательного регулирования некоторых практических ситуаций.
— Какие особенности отличают эту кредитную сделку от подобных трансакций?
— Тот факт, что кредит был предоставлен именно банком КНР, а не ранее активными банковскими структурами стран Западной Европы, ярко отображает затруднительное положение последних и подтверждает тенденцию обращения взглядов мирового бизнеса на Восток как на альтернативный центр кредитования. В этом контексте, по-моему, очень важной характеристикой данной трансакции является то, что это — первый кредит, предоставленный Государственным банком развития КНР украинскому заемщику. До недавнего времени Украина не считалась этим банком привлекательной для таких операций. Изменение же отношения банка к украинскому рынку можно объяснить еще одной интересной особенностью проведенной кредитной сделки, а именно: предоставлением государственной безусловной и безотзывной гарантии, которая должна, в случае неисполнения заемщиком обязательств по договору кредита, обеспечить исполнение таких обязательств государством в лице Кабинета Министров Украины за счет средств государственного бюджета. Случаи предоставления таких гарантий хоть и не являются единичными в нашей стране, однако все еще не имеют устоявшейся практики.
— Можно ли утверждать, что на данном этапе предоставление кредитов под государственные гарантии пользуется популярностью среди иностранных банков в связи с меньшей степенью риска невозврата кредитных средств?
— Государственные гарантии являются, пожалуй, единственным приемлемым для иностранных кредиторов средством обеспечения обязательств по договорам кредита, заключаемым с государственными предприятиями. Такое положение дел объясняется тем, что законом введен временный мораторий на применение принудительной реализации имущества (то есть отчуждение объектов недвижимого имущества и других основных средств производства) государственных предприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых доля государства составляет не менее 25 %. С учетом вышесказанного, следует рассматривать государственные гарантии не просто как способ уменьшения степени риска невозврата кредитных средств, а как необходимое условие предоставления кредита иностранными банками в подобных случаях.
— Каким образом, на ваш взгляд, этот пилотный проект в сфере угольной промышленности Украины повлияет на развитие отрасли в целом?
— Для украинской стороны подобная сделка даст возможность значительно улучшить показатели финансирования и развития угольной отрасли (прогнозируется, что пилотный проект позволит шахте в ближайшие полтора года нарастить добычу угля до одного миллиона тонн) и послужит успешным началом модернизации рынка в целом. Для китайской же стороны — это возможность расширить рынки сбыта, закрепившись на украинском рынке шахтного оборудования.
— А чем полезен такой опыт для юридического рынка?
— Украинский юридический бизнес может немало приобрести от сопровождения подобных проектов (в случае если такие сделки станут осуществляться достаточно регулярно), открыв для себя новую сферу сотрудничества с государственными органами по вопросам предоставления государственных гарантий в отношении обязательств госпредприятий.
(Беседовала Дарья СВАТКОВА,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…