Закон Украины «О занятости населения» (Закон), который вступит в силу с 1 января 2013 года, содержит множество положительных моментов как для работодателя, так и для работника. Конечно, некоторые нормы остаются несколько непонятными с точки зрения практического применения, но в целом новая редакция Закона оправдала надежды общества.
В первую очередь следует обратить внимание на то, что в Законе нашли свое отражение новые механизмы содействия и обеспечения занятости. Это:
— компенсационные выплаты, связанные с расходами по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование для работодателей при трудоустройстве граждан, которые недостаточно конкурентоспособны на рынке труда, и субъектов малого предпринимательства при условии создания новых рабочих мест и трудоустройства на них безработных;
— уменьшение размера единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование для работодателей, которые в течение года создавали рабочие места и обеспечивали выплату заработной платы в размере не ниже трех минимумов;
— стажировка с открытием трудовой книжки для студентов дневной формы обучения профессионально-технических училищ и высших учебных заведений;
— обучение безработных интегрированным рабочим профессиям;
— профессиональное обучение безработных на заказ работодателя под конкретное рабочее место или для самозанятости лица;
— предоставление «стартовых выплат» молодым работникам, согласившимся работать в сельской местности;
— получение «ваучера» на профессиональное обучение для лиц в возрасте от 45 лет, при условии наличия страхового стажа более 15 лет.
Новым Законом введены квоты для предприятий, учреждений и организаций с численностью работников более двадцати человек относительно трудоустройства категорий граждан, имеющих дополнительные гарантии в способствовании трудоустройству, в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год.
Также Закон закрепил за предприятиями, учреждениями и организациями обязанность рассчитывать квоты, самостоятельно трудоустраивать категории граждан, имеющих дополнительные гарантии в способствовании трудоустройству, а также ежегодно информировать центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, о соблюдении квот.
Следующим существенным сдвигом стали нововведения относительно внедрения системы стимулирования работодателей к созданию новых рабочих мест и трудоустройства на таких рабочих местах категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по трудоустройству.
В частности, Закон устанавливает, что работодатель в случае создания новых рабочих мест и трудоустройства на них лиц, недостаточно конкурентоспособных на рынке труда, на срок не менее двух лет, с заработком не ниже трех минимальных заработных плат, получает право на компенсацию фактических расходов в размере 50 % от суммы начисленного единого взноса за соответствующее лицо за месяц. Подобная компенсация выплачивается в течение одного года. В случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель теряет право на компенсацию.
Достаточно позитивными являются положения, касающиеся стимулирования молодежи к работе в сельской местности. В частности, молодому работнику, заключившему трудовой договор на срок не менее чем три года с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными в селах и поселках, предоставляется жилье на срок работы по соответствующей профессии и единоразовая адресная помощь в десятикратном размере минимальной заработной платы. При этом если молодой работник проработает в таком населенном пункте не менее десяти лет, жилье передается ему в собственность.
Что же касается отчетности, то новый Закон предусматривает обязанность работодателя своевременно и в полном объеме подавать территориальным органам центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, информацию о спросе на рабочую силу (вакансии); о запланированных массовых высвобождениях работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников предприятия независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования за два месяца до увольнения.
В случае непредоставления или нарушения работодателем установленного порядка подобной отчетности с работодателя взимается штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
Однако следует отметить, что непонятной с точки зрения практического применения является норма, касающаяся субъектов малого предпринимательства. Частью 2 статьи 27 Закона предусмотрено право таких субъектов на возмещение 100 % единого взноса за один год в случае создания новых мест в приоритетных сферах деятельности по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины (КМУ), и трудоустройства на них безработных лиц на срок не менее двух лет.
В то же время следует отметить, что, во-первых, такие перечни утверждаются КМУ для отдельных регионов, а не для всей страны, поэтому в некоторых регионах они могут отсутствовать. Во-вторых, почти все виды деятельности, указанные в таких перечнях, являются экономически невыгодными и нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства. Возврат же единого взноса за один год нельзя считать достаточным стимулом для развития малого предпринимательства в таких направлениях, поскольку ни один предприниматель не будет создавать рабочие места в промышленности, которая не приносит прибыль, и радоваться, что государство возместило ему взнос.
В целом положения нового Закона должны положительно сказаться на рынке занятости населения. Теперь все зависит от правительства, которое обязано создать действенные механизмы реализации основных революционных норм, таких как компенсация фактических расходов в размере 50 % от суммы начисленного единого взноса или возмещение 100 % единого взноса. К тому же некоторые нормы, закрепляющие, например, запрет в объявлениях о вакансиях указывать возраст, пол и другие дискриминирующие признаки, сразу же закрепляют и обход этой нормы.
БОНДАРЬ Евгений — юрист АФ «Династия», г. Днепропетровск,
ГЫРОВ Константин — стажер АФ «Династия», г. Днепропетровск
Наталья МИСНИК,
юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович»
Закон Украины «О занятости населения» был поводом для острых дискуссий еще с момента принятия его проекта в первом чтении. Так, несмотря на позитивную направленность положений Закона, детальный анализ его норм вызывает сомнения в их эффективности.
Например, норма, устанавливающая квоту в размере 5 % для компаний с численностью штатных работников более двадцати человек для трудоустройства неконкурентоспособных на рынке труда граждан, является, безусловно, положительной. Однако работодатели должны будут сами определять квоту неконкурентоспособных граждан с учетом численности своих работников.
В случае невыполнения предприятием установленной им же квоты по трудоустройству этой категории граждан ему грозит штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве в двукратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения.
Кроме того, статья 14 Закона существенно расширила понятие неконкурентоспособных на рынке труда граждан, включив в эту категорию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки; лиц, освобожденных после отбывания наказания или принудительного лечения; лиц предпенсионного возраста и др. Следовательно, возрос и риск работодателя оплатить штраф за необоснованный отказ от принятия на работу таких лиц. Исходя из этого, положительный характер нововведений, установленных Законом, может быть поставлен под сомнение, если посмотреть на эту норму глазами работодателя.
Еще одним спорным нововведением Закона является предоставление дополнительной поддержки молодым специалистам путем организации их бесплатной стажировки. Эта норма вызывает у некоторых скептиков негативные прогнозы, связанные с тем, что стажировка осуществляется бесплатно, но при этом засчитывается в период трудового стажа. То есть фактически лицо получает право на пенсию, не обеспечивая это право осуществлением фактических взносов в Пенсионный фонд.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…