Рекламная пауза — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (772) » Рекламная пауза

Рекламная пауза

Сегодня удивить своими «познаниями» в области фармацевтики могут многие. И это совсем не странно, поскольку благодаря рекламе потребители хорошо осведомлены о том, что и от какой болезни принимать. Практи­чески каждый житель Украины, начиная со школьников, хорошо знает основные препараты и их применение. Но полагаться на эту рекламу при выборе лекарства небезопасно.

Собирались, но не решились

Впервые реклама лекарственных средств (ЛС) была запрещена на законодательном уровне в 1996 году Законом Укра­ины «О рекламе». С тех пор прошло более 15 лет, но эта проблема не утратила своей актуальности. Начиная с 2007 года был внесен ряд законопроектов, которые ограничивали рекламу ЛС либо предусматривали полный ее запрет. В этом году также был зарегистрирован законопроект, предусматривающий полный запрет на рекламу ЛС и любых товаров, в которой участвуют врачи или используется изображение врачей и других профессиональных медицинских работников, а также лиц, внешний вид которых напоминает врачей. Но ни один из проектов принят так и не был.

Последние ­нововведения вступили в силу 17 августа 2012 года, когда приказом Минздрава Укра­ины № 639 была разрешена реклама только тех ЛС, которые отпускаются без рецепта врача и не внесены в перечень запрещенных для рекламы.

Статья 4 Международного кодекса рекламной практики 1937 года (последняя редакция 1986 года) предусматривает один из главных этических принципов рекламы, согласно которому она не должна содержать заявлений и образов, которые непосредственно или косвенно, умышленно или по оплошности, за счет умалчивания, двусмысленности или преувеличений могут ввести в заблуждение потребителя. Этот принцип является универсальным и применяется (с изменениями и дополнениями) во многих странах мира.

Особенно остро эта проблема проявляется в фармацевтической индустрии, где реклама является одним из главных способов ознакомления потребителей с лечебными свойствами того или иного препарата. Подходы к решению этой проблемы разные. В Российской Федерации законопроект о запрете рекламы ЛС дважды выносился на обсуждение, но так и не был принят. В Канаде и Азербайджане реклама лекарственных средств запрещена полностью. В Австрии, Бельгии, Германии, Ни­дерландах, Франции и других странах Европы были приняты специализированные нормативные акты — Кодексы по ограничению медицинской рекламы. Страны — участницы Европейского Союза также учитывают положения Директивы 2001/83/ЕС «О Кодексе Сообщества в отношении лекарственных средств для человека», которым определены основные требования и ограничения относительно рекламы ЛС.

Информация и конкуренция

Требования к рекламе лекарственных средств предусмотрены в части 4 статьи 21 Закона Украины «О рекламе». Согласно этим требованиям, реклама ЛС должна содержать объективную информацию о ЛС и осуществляться так, чтобы было понятно, что данное сообщение является рекламой, а рекламируемый товар — лекарственным средством; требование о необходимости консультации с врачом перед применением ЛС или иного медицинского препарата; рекомендацию по обязательному ознакомлению с инструкцией; текст предупреждения о том, что самолечение может причинить вред здоровью, который должен занимать не менее 15 % площади всей рекламы ЛС.

С 20 декабря 2011 года статья 26 За­кона Украины «О лекарственных средствах» дополнена определением понятия «информация о лекарственных средствах». Согласно положениям этой статьи, такой информацией являются название, характеристика, лечебные свойства, возможные побочные эффекты. Но при этом данная информация должна публиковаться в определенных законом изданиях — материалах симпозиумов, конференций, специализированных семинаров, посвященных медицинской тематике, а также в материалах для медицинских и фармацевтических сотрудников. Разъясняя это положение, Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей в своем письме от 10 февраля 2012 года № 647-3-8/7 подчеркивает, что информация о ЛС будет квалифицироваться как реклама, если имеет признаки таковой в соответствии с Законом Украины «О рекламе». Более того, статья 26 Закона Украины «О лекарственных средствах» не преследует цель сузить распространение информации о ЛС, напротив — преду­сматривает новые возможности предоставления такой информации.

Здесь мы подходим к вопросу об актуальности проблемы недостаточной осведомленности потребителей о тех или других ЛС и их свойствах. Все дело в том, что потребитель, как правило, руководствуется рекламными характеристиками препарата — «самый эффективный», «мгновенный результат», «средство № 1», — при этом забывая, что медицинские препараты — это, в первую очередь, товар, а реклама — средство его продаж. Но об этом хорошо помнят фармацевтические компании, которые зачастую злоупотребляют доверием потребителей.

Согласно пункту 6 статьи 1 Закона Украины «О рекламе», недобросовестной рекламой является реклама, которая вводит или может ввести в заблуждение ее потребителей, нанести вред лицам, государству или обществу вследствие своей неточности, недостоверности, дву­смысленности, преувеличения и т.д. Такая реклама является информацией, которая вводит в заблуждение потребителей. Вред рекламы здесь состоит не только и, может быть, не столько в получении преимуществ в конкуренции путем введения в заблуждение, а во вреде пациенту — именно поэтому реклама ЛС в некоторых странах вообще запрещена или строго лимитирована. Потому недобросовестность рекламы в понимании Закона Украины «О рекламе» и в понимании статьи 151 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» — не одно и то же. Недобро­совестная конкуренция — лишь часть проблемы. Оценка рекламы по статье 151 указанного закона также возможна, но в пределах квалифицирующих признаков «действий в конкуренции» и «влияния на выбор».

Безусловным плюсом запрета рекламы ЛС является сокращение количества случаев самолечения (по данным статистики, к этому методу лечения прибегает каждый пятый). Но даже если будет принято решение о полном запрете рекламы ЛС, крупные фармацевтические компании и дальше будут находить новые методы влияния на пациента, убеждая его в том, что их продукция — самая эффективная. И причина этого лежит уже в другой плоскости — в сфере условий и качества медицинского обслуживания.

ГУМЕНЧУК Андрей — младший юрист ЮФ «Астерс», г. Киев


Нюансы

Без преувеличений

Александр ТРЕТЬЯКОВ,
юрист ЮФ «Антика»

Антимонополь­ный комитет Укра­ины довольно активно мониторит рынок рекламы лекарственных препаратов, и решения о привлечении к ответственности за недобросовестную рекламу принимаются им часто. Безусловно, в суды подается много исков, оспаривающих такие решения АМКУ, особенно если размер штрафа значителен.

Такая ситуация связана с довольно жесткой позицией АМКУ в отношении трактовки нормы статьи 151 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Так, по мнению АМКУ, информация, излагаемая в рекламных и других материалах, должна полностью отвечать фактическим свойствам лекарства. Не допускается помещение в рекламные материалы каких-либо преувеличений в той или иной форме. То есть, если реклама лекарства говорит о выздоровлении в течение пяти дней, лекарство действительно должно иметь такой эффект.

Осторожность не помешает

Мария ПОЛИЩУК,
юрист ЮК Jurimex

Последнее время приходится наблюдать активную деятельность законодателя относительно запретов и ограничений в рекламе лекарств. Например, законопроектами № 10563 от 5 июня 2012 года и № 10563-1 от 7 июня 2012 года предлагается ограничить место распространения рекламы лекарств специализированными изданиями, предназначенными для медицинских учреждений и врачей, семинарами, конференциями, симпозиумами по медицинской тематике.

Но даже в рамках дозволенного производителям рекламы и рекламодателям следует быть осторожными с формулировками при описании качеств лекарственных средств. Часто самые «привлекательные» из них для потребителя делают рекламу недобросовестной. Самое распространенное нарушение в рекламе — использование наивысшей степени сравнения. Относительно лекарств характерным также является преувеличение безопасности препарата, например, «абсолютно безопасный».

Вся реклама — недобросовестная?

Надежда СОФРОНКОВА,
адвокат ЮФ «АНК»

Понятия «неполные», «неточные», «неправдивые», «недостоверные», «нечеткость формулировок», в контексте которых определяется добросовестность рекламы, весьма субъективны и не имеют четко определенных критериев оценки.

Если задуматься, любая реклама лекарственных препаратов является недобросовестной. Ведь объективно необходимая и достаточная информация для потребителей лекарства содержится исключительно в инструкции по применению такого лекарства. В таком случае в рекламе любого лекарственного средства необходимо ссылаться на инструкцию, причем указывать ее полный текст. Иначе рекламодатель рискует попасть под определение недобросовестности рекламы по критерию умалчивания каких-либо фактов в отношении лекарственного продукта или неточности воспроизведения его свойств.

Вся реклама направлена на получение прибыли, поэтому можно ли говорить о преувеличении целебных свойств какого-либо препарата, излечивающего, к примеру, от насморка? Ведь причин насморка – несметное количество, а лекарства от него как такового не существует. В данном случае налицо преувеличение или, более того, недостоверность информации.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Гадание на вакантной гуще

Актуальный документ

Документы и аналитика

Обращение за консультацией

Акцент

Тень победы

Государство и юристы

Новости законотворчества

В парламенте зарегистрирован законопроект о новой космической программе

Государство и юристы

Вводные процедуры

Государство и юристы

Новости законотворчества

Парламент поддержал сокращение списка бланков строгой отчетности

За основу принят законопроект, повышающий ставки судебного сбора

Государство и юристы

За рубежом

Wolf Theiss открывает офис в Польше

Документы и аналитика

Не ведают, что благотворят

Книжная полка

Фирменное управление

Неделя права

Вскрыть картели

Окно в Евросуд

Взялись за дисциплину

Неделя права

Новости из-за рубежа

Автозаки оснастят видеокамерами

Книгоиздатели помирились с Google

Неделя права

Месть за достоинство

Новости из зала суда

Судебная практика

Дело «Эпицентр К» на 9,9 млн грн направлено в ВХСУ

Приговорен убийца судьи

Новости юридических фирм

Частная практика

Наталья Мещерякова возглавила новый департамент интеллектуальной собственности AstapovLawyers

ЮФ «Саенко Харенко» сопровождает наибольшее количество M & A-проектов на Украине

МЮФ Integrites успешно урегулировала конфликт компании Galika с госорганами

ЮФ «Лавринович и Партнеры» выступила юрсоветником дополнительного размещения еврооблигаций на сумму 600 млн долл. США

АО Arzinger усиливает практику конкурентного и антимонопольного права

ЮФ «Антика» выступила советником «Надра Украины» в ходе закрытия сделки по продаже компании «Захидгазинвест»

Отрасли практики

Степень недопуска

Долевая порука

Суды не идут на мировую

Рекламная пауза

Судьба нерезидента

Штрафы поставили на место

Рабочий график

ВССУ утвердит рабочий проект своего нового здания

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Финальные конференции

Решения недели

Судебная практика

Не воспользовался правом

Независимо от вида договора

Название не оригинальное

Самое важное

Правосудный день

Новый формат

Сборная помощь

Судебное прозрение

Спецпроект

Сфера вливания

Судебная практика

Доля ответственности

Обмену подлежит

Судебная практика

Судебные решения

Лицо освобождается от платы за землю за земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства

Об определении лиц, которым предоставляются льготы на оплату коммунальных услуг

Судебная практика

Цена запроса

Тема номера

Курс медиации

Частная практика

Конференция по-киевски

Тройная точка

20-летие аттестации на патентного поверенного

Юридический форум

Твердая «пятерка» CMS Cameron McKenna

На Дублин!

Інші новини

PRAVO.UA