Степень недопуска — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (772) » Степень недопуска

Степень недопуска

При готовящейся проверке контролирующих органов у субъекта хозяйствования сразу возникает вопрос: допускать чиновников к проведению этой проверки или нет? И уже потом приходится либо доказывать правомерность недопуска, либо столкнуться с отрицательными результатами проведенной проверки. Причем, как показывает практика, со вторым вариантом бывает сложнее справиться, чем с первым.

База для отказа

Последнее время законность проверок Государственной инспекции техногенной безопасности Украины (Гостехно­генбезопасности) находится в дискуссионной плоскости.

Согласно пункту 1 Положения о Го­сударственной инспекции техногенной безопасности Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года № 392/2011, Гостехно­ген­безопасности является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Ка­бинетом Министров Укра­ины (КМУ) через министра чрезвычайных ситуаций Украины.

Гостехногенбезопасности входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сферах пожарной и техногенной безопасности, осуществление государственного надзора (контроля) в этих сферах.

Упомянутым указом установлено, что Гостехногенбезопасности является правопреемником Государственного департамента пожарной безопасности и Государ­ственной инспекции гражданской защиты и техногенной безопасности — правительственных органов, действовавших в системе Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (МЧС) и ликвидированных постановлением КМУ от 28 марта 2011 года № 346.

Согласно положениям статьи 7 Закона Украины «О пожарной безопасности» от 17 декабря 1993 года № 3745-XII, государственный пожарный надзор за состоянием пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах, независимо от форм собственности, осуществляется в соответствии с действующим законодательством государственной пожарной охраной в порядке, устанавливаемом КМУ.

Согласно статье 4 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 5 апреля 2007 года № 877-V, исключительно законами устанавливаются органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, исчерпывающий перечень оснований для приостановления хозяйственной деятельности, способ осуществления государственного надзора (контроля) и т.д.

Орган госнадзора (контроля) не может осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, если закон прямо не уполномочивает его на это и не определяет его полномочия при осуществлении такого надзора (контроля).

В случае если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного в соответствии с законом, допускает неоднозначное толкование прав и обязанностей субъекта хозяйствования или органа государственного надзора (контроля) и его должностных лиц, решение принимается в пользу субъекта хозяйствования.

Согласно пункту 1.3 Порядка проведения проверок органами Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, утвержденного приказом МЧС от 25 мая с.г. № 863, правовой основой для осуществления должностными лицами Гостехногенбезопасности и ее территориальными органами проверок соблюдения (выполнения) требований законодательства в сфере пожарной и техногенной безопасности, гражданской защиты и деятельности аварийно-спасательных служб являются Конституция Украины, законы Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», «О правовых основах гражданской защиты», «О пожарной безопасности», «О Гражданской обороне Украины», «Об аварийно-спасательных службах», Положение о Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, Положение о Государственной пожарной охране, утвержденное постановлением КМУ от 26 июля 1994 года № 508, а также указанный Порядок.

Однако сегодня на уровне закона так и не определен статус Гостехно­генбезопасности как органа, осуществляющего государственный надзор (конт­роль) в сфере пожарной и техногенной безопасности, то есть имеются правовые основания не допускать сотрудников инспекции и ее территориальных отделений к проведению проверок.

Дополнительные основания

Следует применять также другие основания для законного недопуска к проведению проверок органами Гостехно­генбезопасности. Так, нужно учитывать периодичность проведения плановых проверок, и если проверку пытаются осуществить чаще положенного — не допускать проверяющих на объект.

Периодичность проведения плановых мероприятий установлена постановлением КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень рис­ка от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере техногенной и пожарной ­безопасности» от 29 лютого 2012 года № 306 (Постановление). Согласно пункту 3 указанного Постановления, к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся, в том числе, субъекты, в собственности, владении, пользовании которых находятся объекты с массовым пребыванием людей.

Проверяющие очень любят чуть ли не каждый объект, включая кафе, магазины, офисы, относить к объектам с массовым пребыванием людей, то есть с постоянным или временным пребыванием в них от 50 и более человек, поскольку в таком случае плановые проверки могут проводиться один раз в год, а не раз в три года (средняя степень риска) или пять лет (низкая степень риска).

Объектами с массовым пребыванием людей, согласно постановлению КМУ «Об утверждении Порядка выдачи Государственной инспекцией техногенной безопасности разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений» от 14 февраля 2001 года № 150, являются здания детских дошкольных, учебных, культурно-зрелищных и культовых учреждений, заведений досуга, лечебно-профилактических учреждений со стационарными отделениями, учреждений отдыха и туризма, домов-интернатов общего и специального типа, гостиниц, санаториев и крытые спортивные сооружения, рынки, а также другие аналогичные по назначению объекты с постоянным или временным пребыванием в них от 50 и более человек.

Для установления количества лиц, которые могут находиться, например, в объектах торговли, можно использовать пункт 8.2 Государственных строительных норм «В.2.2-23:2009. Дома и сооружения. Предприятия торговли», где указано, что для расчета путей эвакуации количество покупателей, одновременно находящихся в торговом зале, следует определять в пропорции 3 м2 площади торгового зала на одного человека (включая площадь, занятую оборудованием) для магазинов в городах. Итак, в городском магазине площадью 150 м2 могут находиться одновременно 50 человек.

Таким образом, в случае плановой проверки в магазине площадью менее 150 м2, проверка в котором уже проводилась менее чем три года назад (объект средней степени риска) или пять лет назад (объект с низкой степенью риска), есть основания для недопуска проверяющих к следующей плановой проверке.

Нужно учитывать и нормы Закона Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23 февраля с.г. № 4448-VI, из которых следует, что физические лица — предприниматели и юридические лица, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, не являются плательщиками НДС и деятельность которых не отнесена к высокой степени риска, не подлежат проверкам со стороны должностных лиц Гостехногенбезопасности.

Кроме того, можно воспользоваться и положениями пункта 9 Указа Президен­та Украины «О некоторых мерах по ­дерегулированию ­предпринимательской деятельности» от 23 июля 1998 года № 817/98, где установлено, что внеплановые проверки соблюдения субъектами предпринимательской деятельности пожарной безопасности не осуществляются, если субъект предпринимательской деятельности заключил договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами относительно возмещения последствий возможного ущерба.

Следовательно, если должностные лица Гостехногенбезопасности пытаются провести проверку соблюдения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, на данный момент есть законные основания для их недопуска как минимум в связи с неопределенностью в законах Украины полномочий этого органа на осуществление государственного пожарного надзора. Также следует предварительно оценить объект проверки, сроки проведения последней проверки, наличие критериев, по которым определяется степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, правильность назначения проверки и уведомления о ее проведении и т.п. для получения дополнительных правомерных оснований для отказа в допуске к проведению проверки. Ну и, наконец, следует помнить народную мудрость о том, что искру тушат до пожара, а беду отводят до удара.

ГРИЩЕНКО Василий — адвокат АК «Соколовский и Партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Гадание на вакантной гуще

Актуальный документ

Документы и аналитика

Обращение за консультацией

Акцент

Тень победы

Государство и юристы

Новости законотворчества

В парламенте зарегистрирован законопроект о новой космической программе

Государство и юристы

Вводные процедуры

Государство и юристы

Новости законотворчества

Парламент поддержал сокращение списка бланков строгой отчетности

За основу принят законопроект, повышающий ставки судебного сбора

Государство и юристы

За рубежом

Wolf Theiss открывает офис в Польше

Документы и аналитика

Не ведают, что благотворят

Книжная полка

Фирменное управление

Неделя права

Вскрыть картели

Окно в Евросуд

Взялись за дисциплину

Неделя права

Новости из-за рубежа

Автозаки оснастят видеокамерами

Книгоиздатели помирились с Google

Неделя права

Месть за достоинство

Новости из зала суда

Судебная практика

Дело «Эпицентр К» на 9,9 млн грн направлено в ВХСУ

Приговорен убийца судьи

Новости юридических фирм

Частная практика

Наталья Мещерякова возглавила новый департамент интеллектуальной собственности AstapovLawyers

ЮФ «Саенко Харенко» сопровождает наибольшее количество M & A-проектов на Украине

МЮФ Integrites успешно урегулировала конфликт компании Galika с госорганами

ЮФ «Лавринович и Партнеры» выступила юрсоветником дополнительного размещения еврооблигаций на сумму 600 млн долл. США

АО Arzinger усиливает практику конкурентного и антимонопольного права

ЮФ «Антика» выступила советником «Надра Украины» в ходе закрытия сделки по продаже компании «Захидгазинвест»

Отрасли практики

Степень недопуска

Долевая порука

Суды не идут на мировую

Рекламная пауза

Судьба нерезидента

Штрафы поставили на место

Рабочий график

ВССУ утвердит рабочий проект своего нового здания

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Финальные конференции

Решения недели

Судебная практика

Не воспользовался правом

Независимо от вида договора

Название не оригинальное

Самое важное

Правосудный день

Новый формат

Сборная помощь

Судебное прозрение

Спецпроект

Сфера вливания

Судебная практика

Доля ответственности

Обмену подлежит

Судебная практика

Судебные решения

Лицо освобождается от платы за землю за земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства

Об определении лиц, которым предоставляются льготы на оплату коммунальных услуг

Судебная практика

Цена запроса

Тема номера

Курс медиации

Частная практика

Конференция по-киевски

Тройная точка

20-летие аттестации на патентного поверенного

Юридический форум

Твердая «пятерка» CMS Cameron McKenna

На Дублин!

Інші новини

PRAVO.UA