Верховный Совет Украины 18 сентября с.г. принял Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов» № 10656 (Закон № 10656). В случае подписания указанного документа Президентом на Украине будут установлены новые правила игры для платежных систем и систем расчетов.
Потребность в усовершенствовании законодательного регулирования стремительно развивающегося рынка платежных систем на Украине назрела уже давно, поскольку действующая нормативно-правовая база не охватывала значительное количество внедренных за последние годы новых платежных услуг и операций. Возрастающая популярность электронных денег, рост доли расчетов, осуществляемых через Интернет, а также постепенный переход банков на использование платежных карт с чипом вместо платежных карт с магнитной полосой требовало более пристального внимания со стороны государства. С целью упорядочивания деятельности платежных систем, использования электронных платежных средств, усиления контроля над функционированием платежных систем и защиты интересов их пользователей Верховным Советом Украины и был принят Закон № 10656.
Законом № 10656 внесены ряд существенных изменений в общие принципы функционирования платежных систем и систем расчета, в порядок проведения перевода средств в пределах Украины, а также определен новый порядок осуществления надзора (оверсайта) за платежными системами, на чем и остановимся более подробно.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что, согласно Закону № 10656, государственное регулирование рынков финансовых услуг в сфере деятельности по переводу средств теперь будет отнесено к компетенции Национального банка Украины (НБУ). Так, после вступления Закона № 10656 в силу НБУ получит новые функции в сфере регулирования платежных систем и развития безналичных расчетов. В частности, НБУ будет выполнять функции по ведению Реестра платежных систем, систем расчетов, участников этих систем и операторов услуг платежной инфраструктуры. А последние, соответственно, смогут осуществлять свою деятельность на территории Украины исключительно в случае их регистрации НБУ путем занесения сведений о них в вышеуказанный Реестр.
Профессиональные участники финансового рынка и ранее были обязаны получать лицензию на перевод средств, но у Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг. Однако в скором времени за такой лицензией им придется обращаться в НБУ. Кроме того, получение лицензии НБУ на перевод средств станет обязательным условием для получения статуса участника платежной системы наряду с необходимостью заключить договор с платежной организацией соответствующей системы.
НБУ будет предоставлено право определять порядок осуществления на Украине маршрутизации, клиринга и взаиморасчетов между участниками платежной системы по операциям, осуществленным в пределах нашего государства с применением платежных карточек, эмитированных банками-резидентами. И скорее всего в ближайшие годы стоит ожидать значительного количества подзаконных нормативно-правовых актов НБУ, детально регламентирующих порядок функционирования платежных систем на Украине, среди которых первым на повестке дня стоит разработка Лицензионных условий осуществления деятельности по переводу средств.
Законом № 10656 установлено, что электронные платежные средства смогут эмитировать исключительно банки, которые заключили договор с платежной организацией соответствующей платежной системы, а также получили ее разрешение на исполнение таких операций. Однако теперь банкам Украины предоставляется право на основании соответствующего договора размещать на платежной карте одновременно две и более торговые марки платежных систем, что делает электронные платежные инструменты более удобными и универсальными.
Для обеспечения безопасности платежных систем и защиты прав их пользователей НБУ предоставляется право своими нормативно-правовыми актами устанавливать не только порядок выполнения операций с использованием платежных инструментов, но и ограничения относительно таких операций.
Одним из ключевых нововведений Закона № 10656 можно назвать введение надзора (оверсайта) за платежными системами. Такой надзор будет осуществляться НБУ с целью обеспечения непрерывного, надежного и эффективного функционирования платежных систем. В рамках оверсайта НБУ будет выполнять мониторинг платежных систем, оценивать их соответствие требованиям законодательства Украины и международным стандартам надзора (оверсайта) за платежными системами, а также, в случае необходимости, предоставлять указания и рекомендации по совершенствованию деятельности соответствующих систем и применению мер воздействия. Объектами оверсайта являются платежные организации платежных систем, клиринговые и процессинговые учреждения, участники платежных систем, другие лица, уполномоченные предоставлять отдельные виды услуг или осуществлять операционные и другие технологические функции в платежных системах. Порядок осуществления оверсайта будет определен нормативно-правовыми актами НБУ.
Кроме того, НБУ предоставлено право устанавливать категории важности платежных систем, такие, как: системно важные, важные и социально значимые платежные системы. Критериями определения важности платежных систем являются такие индикаторы, как объемы операций и виды предоставляемых услуг.
Как регулятору НБУ будет предоставлено право требования от объектов оверсайта устранения нарушений законодательства Украины по вопросам деятельности платежных систем. Также НБУ сможет применять к ним различные меры воздействия, начиная от вынесения письменных предостережений по устранению нарушений, наложения ограничений, приостановления или прекращения предоставления отдельных видов услуг в платежных системах на Украине, наложения штрафов на должностных лиц объектов надзора и заканчивая исключением из вышеуказанного Реестра, а также запретом осуществления деятельности на Украине.
Очевидно, что безопасные и эффективные платежные системы играют решающую роль в успешном функционировании финансовой системы страны, особенно если учесть стремительное возрастание объема денежных потоков, которые проходят через отдельные платежные системы. На мой взгляд, Закон № 10656 сможет внести дополнительную стабильность в этот непростой сегмент финансового рынка.
ЧЕПУР Елена — управляющий партнер Gryphon Investment Consulting Group, глава Комитета по банковскому и финансовому праву Ассоциации юристов Украины, г. Киев
Александр ПАЩЕНКО,
партнер АК «Правочин»
Анализ Закона № 10656 оставляет двойственное впечатление. Под флагом общей детенизации украинской экономики, контроля над расходами и увеличения поступлений в бюджет авторы пытаются увеличить прибыльность банковской системы, разрушить монополию на рынке карточных платежей и расширить полномочия налоговой службы.
В среде аналитиков в данной сфере бытует мнение, что, лоббируя данный закон в Верховном Совете Украины, НБУ пытается повлиять на существующее на Украине монопольное положение в сфере безналичных расчетов международных платежных систем. Таким образом, НБУ питает надежду развить национальные платежные системы и установить над ними тотальный контроль. Об этом свидетельствует и принятое изменение, предоставляющее НБУ право самостоятельно принимать нормативно-правовую базу для развития и функционирования национальных платежных систем.
На мой взгляд, от принятого Закона № 10656 рядовые граждане абсолютно не выиграют. На использовании платежных карт зарабатывают все: банки — на обслуживании платежных карт, налоговики — на расширении полномочий, бюджет — на штрафах и возможной (не факт!!!) детенизации. На чем выигрывают граждане Украины — пока непонятно: контроль над расходами усиливается, необходимость оформлять платежные карты и платить за их обслуживание тоже уже не за горами.
Антон КОРОБЕЙНИКОВ,
юрист ЮФ «Саенко Харенко»
В контексте деятельности платежных систем на Украине закон, в основном, направлен на защиту интересов украинских участников рынка. При этом закон не всегда учитывает то, что наиболее используемыми на Украине являются международные платежные системы с глобальной структурой и своей политикой операций, внесение изменений в которую для Украины не всегда будет иметь положительный эффект.
Так, требование о переводе гарантийных депозитов банков — членов международных платежных систем на счета на Украине, которые, в отличие от иностранных счетов, не имеют режима, позволяющего обеспечить использование средств для непрерывных расчетов при любых условиях, может сказаться на стабильности украинского сегмента платежных систем.
Кроме того, требование к банкам об оплате услуг платежных систем (в том числе и международных) исключительно в гривне скорее всего приведет к тому, что последние будут закладывать в свои комиссии затраты на конвертацию гривны в иностранную валюту. В результате это увеличит сумму комиссии для банков и, в конечном итоге, скажется на стоимости обслуживания украинских держателей пластиковых карт.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…