Не выйти из инсайда — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №39 (770) » Не выйти из инсайда

Не выйти из инсайда

Часто основной причиной низкой ликвидности фондового рынка Укра­ины эксперты называют его инсайдерский характер. В то же время законодательная ответственность, так или иначе, определена, и за неправомерное использование инсайдерской информации, — помимо гражданско-правовой, предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Тем не менее, практика пенализации инсайдерской торговли присуща в той или иной степени правовым системам всех государств. При этом в мире за последние десять лет манипуляции на рынке участились. На Украине же повсеместное использование участниками рынка непуб­личной информации для минимизации рисков создает впечатление легальности инсайдерской торговли у потенциального инвестора. Отношение государства к инсайдерской торговле и правовую культуру участников рынка можно воспринимать как индикаторы зрелости и уровня развития экономической системы страны.

Кто молчит?

Использование инсайдерской информации регулируется Законом Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», который определяет понятие инсайдерской информации и устанавливает запрет на ее использование, и Законом Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине», определяющим использование инсайдерской информации как манипулирование на фондовом рынке. Юридическая ответственность, в свою очередь, предусмотрена Кодексом Украины об административных правонарушениях (КУоАП) и Уголовным кодексом (УК) Украины. Инсайдерской является необнародованная информация об эмитенте, его ценных бумагах и производных, которые находятся в обращении на фондовой бирже, или сделках по ним, в случае если обнародование такой информации может существенно повлиять на стоимость ценных бумаг и производных. При этом украинское законодательство уже не содержит понятия «инсайдер», вместо которого существует «лицо, владеющее инсайдерской информацией».

Также КУоАП и УК Украины содержат перечень лиц, которые могут владеть инсайдерской информацией. Во-первых, это должностные лица эмитента, в том числе те, которые были должностными лицами эмитента на момент ознакомления с инсайдерской информацией. Во-вторых, лица, имеющие доступ к инсайдерской информации в связи с выполнением трудовых (служебных) обязанностей или договорных обязательств независимо от отношений с эмитентом, в том числе сотрудники профессиональных участников фондового рынка. В-третьих, государственные служащие, которым известна инсайдерская информация в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей. В-четвертых, лица, ознакомившиеся с инсайдерской информацией неправомерным путем, и аудиторы, нотариусы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие и другие лица, выполняющие публичные полномочия.

Определение инсайдерской торговли в украинских нормативно-правовых актах отсутствует, но логично ее можно определить как манипулирование на фондовом рынке с использованием инсайдерской информации.

Директива дает совет

В Европейском Союзе действует Ди­ректива «Об использовании инсайдерской информации в процессе торгов и манипулировании рынком (рыночных махинациях)» (Директива), которая содержит нормы прямого действия и имеет верховенство по отношению к национальному законодательству государств — членов ЕС. Директива содержит близкое к украинскому законодательству определение инсайдерской информации, общие черты и отдельные примеры манипулирования рынком. При этом присутствует оговорка, что в будущем определение манипулирования рынком может быть расширено, чтобы наиболее полно отражать все случаи рыночных махинаций, которые существуют на практике. Директива причисляет к лицам, владеющим инсайдерской информацией, лиц, которым эта информация стала известна в силу своего членства в административных, руководящих или надзирательных органах эмитента, в силу владения капиталом эмитента, в силу доступа к служебной или должностной информации или в силу своей уголовной деятельности. Но в то же время Директива обязывает государства — члены ЕС применять запреты инсайдерской торговли и к любым другим лицам, которые владеют инсайдерской информацией и которые знают или должны знать о природе такой информации.

Директива заметно повлияла на Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно инсайдерской информации», принятый 22 апреля 2011 года. Но она не может служить абсолютным примером регулирования инсайдерской торговли в ЕС по причине своего назначения.

Равнение на Польшу

Например, в польской юридической науке выделяется понятие биржевого правонарушения — деяние, связанное с финансовыми инструментами, которое, находясь в противоречии с правом, может повлечь убытки участников рынка. Биржевое правонарушение делится на три группы: инсайдерскую торговлю, манипуляции курсами и другие правонарушения. Инсайдерская торговля, как биржевое правонарушение, — это безосновательное обнародование или использование инсайдерской информации или профессиональной тайны в торговле финансовыми инструментами. При этом такая информация обязательно должна быть четко определена, достоверна и в случае использования существенно повлиять на стоимость финансовых инструментов: при отсутствии хотя бы одного из данных параметров она не может быть признана инсайдерской.

В Законе «О торговле финансовыми инструментами» Республики Польша используется, помимо понятия «инсайдерская информация», также понятие «профессиональная тайна». Последнее определяется как информация, полученная во время выполнения служебных обязанностей в пределах трудовых правоотношений, и касается торговли финансовыми инструментами. Эти два понятия существуют параллельно и дополняют друг друга, хотя носитель профессиональной тайны вполне может быть инсайдером.

Кроме того, в польском законодательстве предусмотрена обязанность эмитента вести список инсайдеров — физических лиц. Важность данных, которые требуют составления списка, определяется самим эмитентом. А по требованию Комиссии по финансовому надзору эмитент обязан предоставить такие списки и имеющиеся изменения к ним. Эмитент также обязан информировать Комиссию о пополнении списка. Ведутся списки инсайдеров в электронном виде и должны сохраняться минимум пять лет после последней актуализации. Реестр инсайдеров ведется лишь для учета и сужения «круга подозреваемых», ведь субъектом правонарушения или преступления в польском законодательстве (как и в украинском) считается любое лицо, владеющее инсайдерской информацией.

Нормативная база для предотвращения неправомерного использования инсайдерской информации существует. Но эффективность рассмотренных норм вызывает сомнения. Исправить эту ситуацию может, в первую очередь, ужесточение юридической ответственности. Помимо этого, фондовый рынок Украины нуждается в учете инсайдеров, расширении круга инструментов, защищенных от инсайдерской торговли, развитии регулирования профессиональной и коммерческой тайн, доступе акционеров и потенциальных инвесторов к регулярной, надежной и достоверной информации, эффективной криминалистической методике разграничения манипулирования и естественного влияния на рынок.

МИКОЛЮК Руслана — юрист АФ «Династия», г. Киев,

АНТОНИВ Роман — стажер АФ «Династия», г. Киев


Комментарии

Каждому свой вред

Андрей ГУМЕНЧУК,
младший юрист ЮФ «Астерс»

В 2006 году Уго­ловный кодекс (УК) Украины был дополнен статьей 2321, согласно которой за незаконное использование инсайдерской информации преду­смотрена уголовная ответственность. Дан­ная норма отражает сложившуюся практику регулирования в ряде стран Европы.

Введение уголовной ответственности за разглашение или иное использование инсайдерской информации основано на утверждении, что вследствие таких действий эмитенту, другим юридическим и физическим лицам может быть причинен значительный ущерб. Этот ущерб может проявляться в незаключении или расторжении договоров, уменьшении рыночной стоимости ценных бумаг эмитента и т.д.

В то же время вопрос реальности и величины ущерба в случае разглашения инсайдерской информации не всегда столь однозначен. Не случайно в статье 2321 УК Украины не определены термин «существенный вред» и его размер. Вопрос о наличии или отсутствии существенного вреда должен будет решаться в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела. При этом вопрос о наличии существенного вреда может учитывать суммарный размер ущерба, причиненного в результате совершения запрещенного деяния всем указанным в законе субъектам.

Игра в открытую

ВладимирГРИНЧЕНКО,
юрист ЮФ ILF

Украинское законодательство запрещает использовать инсайдерскую информацию при заключении сделок купли-продажи ценных бумаг, но не конкретизирует место заключения и вид таких сделок. В то же время законодательство ЕС устанавливает, например, запрет на использование инсайдерской информации при операциях, которые осуществляются именно на фондовых биржах. На Украине большинство сделок заключаются не на организованном рынке, а на внебиржевом. Поэтому оперативно определить реальную стоимость ценных бумаг, а также рост или падение стоимости продаваемых ценных бумаг вследствие использования инсайдерской информации достаточно сложно. Борьба с незаконным использованием такой информации при заключении сделок купли-продажи ценных бумаг будет эффективной лишь в случае, когда торговлю ими на законодательном уровне удастся полностью перевести на фондовый рынок.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Документы и аналитика

Оптимальность в форме

Назначение судэкспертизы

Акцент

Сущее доказательство

В фокусе: Евросуд

Судите с миром

В фокусе: Налоги

Совет да налог

Государство и юристы

Оплата суда

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правительство одобрило амнистию 1,5 тысячи заключенных

За основу принят законопроект, позволяющий международным организациям покупать землю на Украине

Утверждена Концепция Общегосударственной программы развития конкуренции на 2013—2023 годы

Документы и аналитика

Взять на обжалование

Кадровые новости

Юрисконсульт

Юридический департамент ООО «ТРК Украина» пополнился новыми сотрудниками

Книжная полка

Постатейный УПК

Неделя права

Замена заместителя

Суды подались в науку

Дипломатическая доработка

Неделя права

Новости из-за рубежа

Ограничены продажи Motorola в ФРГ

Неделя права

Свистать всех на Съезд!

«Саланс» отпраздновал 20-летие

Неделя права

Новости из-за рубежа

Производитель сигарет проиграл суд Норвегии

Новости из зала суда

Судебная практика

Хозсуд обязал Украину выплатить долг корпорации «ЕЭСУ»

АФ «Династия» защитила интересы ООО «Транс-Трейд»

Суд признал действия Чигиринской РГА вмешательством в избирательный процесс

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites выступает юридическим советником МАУ

Wirecard Bank AG стал клиентом «Лавринович и Партнеры»

МПЦ EUCON защитил интересы агрофирмы «Рубанский»

АК IMG Partners консультирует пакистанский бизнес

Юристы ЮК Jurimex защитили интересы ТВі

Старший юрист ILF добился сатисфакции для клиента в Евросуде

Отрасли практики

Неисполнительное производство

Не выйти из инсайда

Санационное открытие

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Уполномочен завершить

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Неудобные выражения

Акты сданы на проверку

Обо всем в адвокатуре

Перманентная реформация

ГНС урезали в правах

Спецпроект

Защита информацией

Судебная практика

Судебные решения

Свидетельство о регистрации плательщиком НДС не может быть признано недействительным

Судебная практика

Поручился до чертиков

Тема номера

Правила этикетки

Расследование ВТОропях

Большая розница

Частная практика

Мал регион, да дорог...

Учет им только снится

Юрисконсульт

Доказательств.net

Пункт заключения

Запретный дом сладок

Інші новини

PRAVO.UA