Банковский бизнес ждет примитивизация продуктов и услуг. Самый яркий пример такой примитивизации — активно развивающаяся сейчас на Западе модель прямого кредитования, кредитования одним индивидуумом другого — peer-to-peer lending. По сравнению с продвинутыми финансовыми инструментами такая конструкция кредитования предельно проста, но эффективна. Другой пример — развивающаяся тенденция бартерных сделок, использование разного рода квазиденег для обеспечения товарообмена между компаниями. Понятно, что это не переход к новым финансовым инструментам, и вряд ли современные банкиры видят себя участниками или организаторами таких «небанковских» конструкций. Однако если банки хотят выживать и развиваться, то им стоит отслеживать тренды такого рода и играть активную роль во всех подобных начинаниях.
Корпоративное кредитование будет видоизменяться — все чаще и чаще в качестве единственного возможного залога будет выступать доля в акционерном капитале. Банки будут вынуждены заниматься несвойственными им делами — гораздо глубже вникать в деятельность заемщика, входить в советы директоров, анализировать и корректировать управленческие решения. В новой реальности для банков, возможно, это будет единственный способ хоть как-то снижать свои риски.
На данный момент большинство крупных банков уделяют значительное внимание развитию кредитования малого бизнеса. Однако на этом пути они также сталкиваются с рядом проблем. Одна из них — это низкий уровень прозрачности малого бизнеса. На многих предприятиях еще используются «серые» схемы ведения бизнеса и «черная» касса, а бухгалтерская отчетность направлена на минимизацию налоговых выплат. Поэтому многие предприниматели не могут подтвердить необходимый официальный уровень своих доходов и платежеспособность, а банки не имеют возможности провести необходимые анализ и оценку.
Индивидуального подхода к этим заемщикам, в отличие от кредитования физических лиц, банковские программы не предусматривают, и более того, развитие подобных программ не выведет из тени таких предпринимателей.
Кроме того, некоторые предприятия занимают неустойчивую позицию на рынке, не имеют регулярного дохода, тем самым вызывая сомнения в своей платежеспособности.
Другая проблема этого рынка — отсутствие собственности, которую можно было бы предложить в качестве залога. Помещения, оборудование, транспорт, как правило, арендуются, а производимый товар не обладает достаточной степенью ликвидности. Конечно, есть программы, которые не предусматривают залогового обеспечения, но за это необходимо расплачиваться повышенными процентами, ограниченными суммами и сроками кредитования, что не все могут себе позволить.
Низкая финансовая грамотность предпринимателей также не способствует росту рынка кредитования малого бизнеса. Часть заемщиков не планируют свои кредитные займы, другие даже не знают, как правильно можно было бы потратить денежные средства, третьи не могут подготовить бизнес-план. А некоторые предприниматели даже не имеют расчетного счета и не могут предоставить документы, необходимые для кредитования, из-за отсутствия правильно оформленной бухгалтерской отчетности.
Снижение спроса на услуги вызывают и предубеждения предпринимателей, часть из которых довольно скептически относятся к кредитным продуктам для бизнеса, заранее считая их излишне дорогими и недоступными. Однако решению этой проблемы способствует рост конкуренции между банками в борьбе за малый бизнес, которая ведет к постоянному снижению процентных ставок и смягчению условий кредитования.
Кроме того, банки стали серьезнее относиться к анализу финансового состояния заемщика. В большинстве случаев в качестве подтверждения денежного потока предпринимателя теперь учитывается только выручка, отраженная в налоговой декларации.
Многое зависит и от системы налогообложения, применяемой предпринимателем. Если он работает на общей системе налогообложения либо применяет «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», у банкиров есть возможность проанализировать финансовое состояние заемщика. Если же предприниматель уплачивает единый налог при упрощенной системе, то выяснить его реальное финансовое состояние очень сложно. Это может серьезно усложнить кредитование или сделать его попросту невозможным. Многие банки сейчас изменяют систему оценки рисков, некоторые уже ввели систему оценки кредитоспособности в зависимости от направления бизнеса. Так, труднее всего получить кредит будет тем, кто связан с металлургией, строительством, финансовым сектором.
Кроме того, банки выдвигают все более жесткие требования к возрасту бизнеса. Если еще весной на кредит могли рассчитывать предприниматели с опытом работы от шести месяцев, то сейчас минимальный опыт — полтора года.
Как правило, в качестве гарантий возврата кредита банки требуют залог или поручительство (а иногда оба способа обеспечения вместе). Наиболее ликвидным залогом всегда считались объекты недвижимости. Кроме того, бизнесмены могли заложить автомобили, оборудование, запасы сырья и товары в обороте. В связи с тем, что спрос сократился, банкиры опасаются, что не смогут быстро реализовать залог в случае неплатежей. Поэтому сейчас некоторые виды имущества, например, товары в обороте, могут вообще не принять в качестве залога. А по недвижимости и другим объектам основных средств банки снижают залоговые коэффициенты.
Преодоление причин, мешающих кредитованию малого и среднего бизнеса, — задача не только банков, но и местных администраций.
Важным фактором успешного развития малого и среднего бизнеса в коммерческом банке является построение организационной модели управления кредитными рисками. В первую очередь это касается контроля уровня кредитных рисков на этапе разработки продуктов и услуг, который должен заключаться в детальном анализе рисковых параметров продукта, установлении нормативных и пороговых значений показателей, ограничении максимальной суммы кредита.
Другими словами, основная тенденция — это стандартизация кредитных процессов, позволяющая оценивать кредитные риски не по каждому проекту индивидуально, а по группе кредитов с однородными признаками и характеристиками. Крупные региональные банки кредитуют малый и средний бизнес в рамках специализированных кредитных программ, предусматривающих максимально стандартизированные процедуры кредитного анализа и принятия решения.
Второй этап — системная оценка и контроль кредитных рисков на этапе продажи кредитного продукта подразделениями сети. Несмотря на тенденции к стандартизации кредитных продуктов, система принятия кредитных решений требует контроля.
Стратегически важным для банка как с точки зрения имиджевой составляющей, так и с точки зрения повышения конкурентоспособности продуктов и услуг является анализ предпочтений и попытки удовлетворения клиентского спроса на каждом этапе жизненного цикла клиента. Для малого бизнеса в настоящее время это особенно актуально. Предоставление услуг «на вырост» и обслуживание клиента после перехода в средний бизнес — сильное конкурентное преимущество универсального банка. Формирование такой растущей на глазах клиентской базы — залог качества кредитного портфеля банка и частичное решение проблемы банковского кредитования на Украине в целом.
ДОЛГОПОЛОВА Любовь — юрист ЮФ ILF, г. Харьков
Виталий ТЫТЫЧ,
к.ю.н., глава АО «Тытыч и Партнеры»
В современных условиях ведения бизнеса на Украине, с целью исключения рисков по неисполнению заемщиками кредитных обязательств, особую актуальность приобретает процедура регулярного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности заемщиков с применением глубокого анализа их финансовой отчетности и определения правдивости декларируемых показателей. Предметом анализа является соответствие данных финансовой отчетности реальному обороту, а также результатам ведения хозяйственной деятельности.
Обязательность подобного мониторинга предусмотрена Хозяйственным кодексом Украины и целым рядом нормативных актов НБУ.
Согласно статье 11 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», юридические лица — субъекты малого предпринимательства составляют сокращенную по показателям финансовую отчетность, а физические лица — предприниматели не составляют данный вид отчетности.
Поэтому сложность проведения банками оценки финансового состояния заемщиков увеличивает риски, с которыми сталкиваются банки при кредитовании малого бизнеса.
Кристина ДРОЗДЕНКО,
юрист ЮФ «Салком»
Судебная практика в спорах по кредитным соглашениям указывает на наличие серьезных правовых рисков для банковской системы страны.
Например, должник может обжаловать соглашение об увеличении процентной ставки, даже если это соглашение заключено в письменной форме (постановление ВСУ от 23 мая с.г. по делу № 6-41цс12). В этом деле ВСУ и Высший специализированный суд Украины по гражданским и уголовным делам приняли сторону заемщика, признав незаконным повышение процентной ставки по кредитному договору, хотя заемщик и был уведомлен о таком решении банковского учреждения (постановление ВСУ № 6-58ц/12 от 4 июля с.г.). Таким образом, кассационная инстанция признала неправомерным повышение банковским учреждением процентной ставки без подписания дополнительного соглашения с заемщиком, хотя такой порядок изменения условий кредитования и был предусмотрен кредитным договором.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…