Меж двух судов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (760) » Меж двух судов

Меж двух судов

Практика увеличения размеров штрафов за нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, которая наблюдается в деятельности Анти­монопольного комитета Украины (АМКУ), и учащение случаев их наложения заставляют субъектов хозяйствования все чаще задумываться об оспаривании или обжаловании решений органов АМКУ. Это можно осуществить несколькими способами: подать заявление в АМКУ о проверке или пересмотре его решения или обратиться в суд.

Пересмотр и проверка

Порядок исполнения, проверки, пересмотра, обжалования решений органов АМКУ установлен в разделе IX Закона Укра­ины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 года № 2210-III.

Заявления о проверке решения по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, по заявлениям, делам о согласованных действиях подаются в двухмесячный срок со дня получения решения АМКУ лицами, принимавшими участие в деле. Этот срок не подлежит восстановлению. По результатам проверки решения органы АМКУ имеют право: оставить решение без изменений; изменить решение; отменить решение частично и направить дело на новое рассмотрение в этой части; отменить решение и принять новое, либо передать дело на новое рассмотрение, либо прекратить производство по делу.

Случаи, в которых возможен пересмотр органами АМКУ принятых ими решений, и сроки подачи заявлений преду­смотрены статьей 58 Закона Украины «О защите экономической конкуренции».

Основаниями для изменения, отмены, признания недействительным решения органов АМКУ являются: неполное выяснение или недоказанность обстоятельств, которые имеют значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права. Последнее основание действует при условии, что это нарушение привело к принятию неправильного решения.

Двойная подсудность

В случае обжалования решений органов АМКУ в судебном порядке ключевым моментом является определение подведомственности спора. После вступления в силу Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины и последующего создания административных судов дела по обжалованию решений органов АМКУ наряду с хозяйственными судами рассматривают и административные суды.

При этом ВХСУ и ВАСУ находят законодательные основания для принятия к рассмотрению исковых заявлений об обжаловании решений органов АМКУ, соответственно, хозяйственными и административными судами.

Позиция ВХСУ опирается на то, что, согласно части 2 статьи 4 КАС Украи­ны, юрисдикция административных судов распространяется на все публично-правовые споры, кроме споров, для которых законом установлен иной порядок судебного разрешения. В свою очередь, этот иной порядок предусмотрен частью 1 статьи 60 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», согласно которой заявитель, ответчик, третье лицо имеют право обжаловать решение органов АМКУ (полностью или частично) в хозяйственном суде. В соответствии с частью 2 указанной статьи решения АМКУ, административной коллегии АМКУ и государственного уполномоченного АМКУ обжалуются в Хозяйственном суде г. Киева, а решение административной коллегии территориального отделения АМКУ — в хозяйственных судах Автономной Рес­публики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Кроме того, в пунк­те 3 части 1 статьи 12 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины установлено, что дела по заявлениям органов АМКУ по вопросам, отнесенным законодательными актами к их компетенции, также подведомственны хозяйственным судам, а значит, подлежат рассмотрению по правилам ХПК Украины.

В то же время позиция административных судов относительно рассмотрения споров с участием органов АМКУ в рамках своей юрисдикции также аргументирована. Согласно определению ВАСУ № К-24322/10 от 10 ноября 2010 года, Закон Украины «О защите экономической конкуренции» содержит специальные нормы, касающиеся защиты экономической конкуренции, и общие нормы, определяющие порядок защиты в суде субъектом хозяйствования прав, нарушенных органами АМКУ. По последнему вопросу специальными являются нормы процессуального законодательства, в частности КАС Украины. Закон Украины «О защите экономической конкуренции» не является процессуальным и не может определять подсудность дел по публично-правовым спорам при участии органов АМКУ после вступления в силу с 1 сентября 2005 года КАС Украины. Таким образом, юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры физических или юридических лиц с органами АМКУ как субъектами властных полномочий касательно обжалования их решений, действий или бездеятельности, а сами споры подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС Украины.

Верховный Суд Украины (ВСУ) не поставил точку в спорах между ВХСУ и ВАСУ. Судебная палата ВСУ по административным делам считает, что юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры физических и юридических лиц с органами АМКУ как субъектами властных полномочий относительно оспаривания их решений, действий или бездеятельности, кроме случаев, когда, согласно нормам ХПК Украины, истцом выступает орган АМКУ.

Практическим результатом такой неоднозначности в определении подведомственности споров с участием органов АМКУ является их рассмотрение и хозяйственными, и административными судами. При этом истец имеет возможность выбирать, в какой суд обращаться, опираясь на судебную практику судов и анализируя инструменты защиты его прав, предусмотренные в КАС Украины или ХПК Украины.

Практика применения конкурентного законодательства хозяйственными судами является более определенной и системной. Обобщенная в постановлении пленума ВХСУ № 15 от 26 декабря 2011 года, обзорных и информационных письмах ВХСУ, она отражает позицию судов по применению многих норм.

Если истец не согласен с позицией хозяйственных судов по спорному вопросу, он обращается в административный суд, который не принимает во внимание сложившуюся практику хозяйственных судов. Кроме того, в административном процессе (часть 2 статьи 71 КАС Украины) по делам об оспаривании решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий установлена презумпция виновности ответчика, которая обязывает его доказывать правомерность своего решения. В хозяйственном же процессе действует принцип состязательности сторон, где каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Соответственно, обязанность доказывания неправомерности решения органа АМКУ возлагается на истца.

На практике большинство споров с участием органов АМКУ рассматриваются хозяйственными судами. Однако существующая «двойная» подсудность споров должна быть прекращена на законодательном уровне.

ГОРОДНИЧАЯ Людмила — адвокат МЮФ Schoenherr, г. Киев


Мнения

Сообразить на троих

Никита НОТА,
юрист ЮФ «Авеллум Партнерс»

В действительности существует «тройная подсудность» в рассмотрении споров по оспариванию (обжалованию) решений органов АМКУ. Кроме хозяйственных и административных судов, решения органов АМКУ могут также оспариваться (обжаловаться) непосредственно в АМКУ.

Законодательство не устанавливает граничный срок, в течение которого органы АМКУ должны принять решение по делам о пересмотре своих решений. При этом органы АМКУ могут приостановить рассмотрение заявления о пересмотре своих решений (по собственной инициативе либо на основании заявления стороны, участвующей в деле) до завершения рассмотрения судом или другим государственным органом другого дела, связанного с этим заявлением. Как следствие, органы АМКУ могут продолжать рассмотрение заявления о пересмотре своего решения, в то время как аналогичное дело может одновременно рассматриваться в административном или хозяйственном суде. Это, в свою очередь, может привести к принятию противоположных решений по оспариванию (обжалованию) действий органов АМКУ в судебном порядке и непосредственно в комитете.

Вопрос решен

Татьяна ПЕТРЕНКО,
юрист ЮФ ILF

Действительно, в 2008-2009 годах существовала практика, когда споры относительно обжалования действий (без­деятельности) АМКУ могли рассматриваться в порядке как хозяйственного, так и административного судопроизводства. Со вступлением в силу КАС Украины вопрос двойной подсудности споров с АМКУ решился. Рассмотрение споров в сфере хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования и органами государственной власти было отнесено к компетенции административных судов. АМКУ является субъектом властных полномочий в соответствии со статьей 3 КАС Украины. Поэтому с марта 2009 года все дела об обжаловании решений органов АМКУ передаются из хозяйственных судов для рассмотрения в порядке административного судопроизводства на основании пункта 6 части 3 Заключительных и переходных положений КАС Украины. Таким образом, на сегодняшний день все публично-правовые споры подведомственны исключительно административным судам.

За состязательность

Алексей ПРУДКИЙ,
юрист МЮФ Integrites

Принцип винов­ности ­ответчика подразумевает обя­зан­ность органов АМКУ доказать правомерность своих решений в случае, если они возражают против иска. Применение только этого принципа усложняет принятие обоснованного судебного решения, поскольку доказательная база, которая состоит лишь из материалов, предоставленных органом АМКУ, не может свидетельствовать о всестороннем установлении существенных обстоятельств по делу.

В то же время принцип состязательности сторон, действующий в хозяйственном процессе, — ключевой фактор в принятии законного и обоснованного судебного решения в спорах об обжаловании решений АМКУ.

Кроме того, пленум ВХСУ в постановлении № 15 от 26 декабря 2011 года «О некоторых вопросах практики применения конкурентного законодательства» ориентирует на необходимость применения принципа состязательности в хозяйственном процессе, возлагая бремя доказывания факта злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке на орган АМКУ, а факта наличия значительной конкуренции на рынке — на субъекта хозяйствования. Это свидетельствует о том, что в спорах об обжаловании решений органов АМКУ принцип состязательности является доминирующим.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Агрорынок

Частная практика

МЮФ Baker & McKenzie консультирует CME Group в связи с запуском фьючерсного контракта на черноморскую пшеницу

«Авеллум Партнерс» консультирует группу «Кернел»

Актуальный документ

Документы и аналитика

Истребование информации

Акцент

Kyiv защитил star

Государство и юристы

Незаслуженный отдых

Государство и юристы

Новости законотворчества

Комитет поддержал антикоррупционные изменения

Государство и юристы

Не для печати

Государство и юристы

Новости законотворчества

О госрегулировании рынков финансовых услуг

Минюст предлагает проводить платные судэкспертизы по заказу участников уголовного процесса

Документы и аналитика

Следователь фискалам не поможет

Зарубежная практика

Мобильные войны

«Голое» оправдание

Неделя права

Судьбоносное перенесение

Самоуправление удовлетворено

Неделя права

Новости из-за рубежа

Защита детей в Интернете

Осужден полевой командир

Полный запрет

Неделя права

За волокиту не наказывать!

Вторая волна

Новости из зала суда

Судебная практика

Артем Суббота снова судится с ВККС

Приговорен за получение взятки

Не уплатили судебный сбор в полном объеме

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Лавринович и Партнеры» добилась отмены налогового уведомления-решения на сумму 453 млн грн

Integrites сопровождает компанию ConvaTec по вопросам защиты персональных данных

Антонина Пахаренко-Андерсон вошла в руководящий состав ICC Ukraine

ЮК Jurimex предоставляет юридическую помощь телеканалу TVI

МЮФ Salans выступает юридическим советником Axtone Group

Анна Поддубная стала партнером АФ «Династия»

ЮФ «АНК» — соорганизатор круглого стола о влиянии нового закона о портах на деятельность экспедиторов

Отрасли практики

Управа на управляющих

Меж двух судов

Давай оспорим

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Затраты включены в стоимость

Предусмотреть бюджетом

Дело в технологиях

Самое важное

Мастер-класс от оппонентов

Не по регламенту

Троянский конь в НК

Рекомендации «на потоке»

Судебная практика

Резервы с риском

Суд и огород

Судебная практика

Судебные решения

Долг за коммунальные услуги можно взыскать с учетом инфляционных потерь и 3% годовых

В период действия моратория на удовлетворение требований кредиторов к предприятию могут применяться административно-хозяйственные санкции

Об изменении условий договора аренды государственного имущества в судебном порядке

На автозаправочных станциях не обязательны текстовые указатели «Курение запрещено»

Судебная практика

Выбор не сделан

Тема номера

Лицензия по национальному признаку

Неопровержимый FATF

Точка возврата

Частная практика

Право на отдыхе

Ассоциация с реформой

Юридический форум

Проигрышный вариант

Інші новини

PRAVO.UA