Запущенная еще в 2010 году и просто взбесившаяся к концу десятой сессии машина по принятию законов, среди прочего, особо не останавливаясь на деталях — всего-то 142 поправки, — 5 июля за чуть менее чем 12 минут утвердила во втором чтении в целом Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (Новый закон).
Всего пять поправок были учтены парламентариями уже в сессионном зале, а в целом они согласились с предложениями профильного комитета. Кстати, в повестке дня Комитета по вопросам правовой политики рассмотрения проекта об адвокатуре ко второму чтению на 4 июля не значилось.
Как бы то ни было, 265 карточек народных депутатов проголосовали «за», и уже скоро адвокатура может получить новые правила работы и жизни. Единственное, что может отсрочить этот момент, — процедура подписания проекта спикером парламента. Пока непонятно, распространится ли праведный гнев не уволенного с должности спикера Владимира Литвина относительно нарушений регламента при принятии Закона Украины «Об основах государственной языковой политики» на другие акты, принятые на последней пленарной неделе. Даже если и так, очевидно, что внедряющие правовые реформы придумают способ, и чуть позже закон об адвокатуре, как и остальные, лягут на стол Президента Украины для подписания. Вето в отношении своей же инициативы, наверное, ожидать не стоит.
Всего на непосредственную работу над проектом парламентариями был потрачен месяц (в первом чтении проект приняли за основу 5 июня с.г.), но за этот период они обещали рассмотреть все-все замечания адвокатского корпуса и внести существенные коррективы в текст. Такого не случилось. И непохоже, чтобы спешили, скорее — в очередной раз пообещали конфетку и не дали. Или были проблемы с согласованием поправок с основой рабочей группы, якобы этот проект разрабатывавшей. Хотя сам Андрей Портнов публично неоднократно говорил о готовности к восприятию действенных замечаний… Замечаний у адвокатов было, правда, куда больше, чем предложено поправок народных депутатов, а принятых еще меньше. Так что, как любят корректно говорить об инициированных главой государства законах, парламентарии «максимально сохранили дух первого чтения».
Тем не менее, ко «дню, следующему за днем опубликования», всем адвокатам Украины надо быть готовыми. С этого момента пойдет отсчет к упорядочиванию в виде переформатирования и переподчинения профессии. Кому, в каком порядке и на каких основаниях — обо всех новациях Нового закона газета «Юридическая практика» расскажет на своих страницах в цикле публикаций. Первая из них посвящена общим положениям Нового закона и адвокатуре.
Известная каждому с детства, благодаря капитану Врунгелю, пословица: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет», наверное, не оставила глубокого следа в памяти народных депутатов. Над определениями ключевых для адвокатуры понятий они явно не корпели. Как следствие, «адвокат» остался физическим лицом, осуществляющим адвокатскую деятельность, а «адвокатская деятельность» — деятельностью, осуществляемой адвокатом. Хотя, может кому-то это и покажется вполне логичным и правильным. Куда хуже пришлось «договору об оказании правовой помощи», который является некой договоренностью между адвокатом и клиентом. Кстати, с клиентом тоже накладка — в перечне субъектов, которые могут быть клиентами адвокатов, такие юридические лица, как орган государственной власти и орган местного самоуправления, вынесены отдельно от прочих юридических лиц. Наверное, чтобы никто из юристов не стал отрицать вдруг, что они также являются юридическими лицами.
Единственное изменение в ключевые определения, которое внесли ко второму чтению, — уточнение возможности представительства также в конституционном судопроизводстве, государственных органах и перед физическими и юридическими лицами. В первом чтении оно было ограничено только административным, гражданским и хозяйственным процессами, а также представительством участников уголовного производства, за исключением подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.
Не особо парламентарии вникали и в точность определения Адвокатуры Украины. Негосударственный самоуправляемый институт, который обеспечивает осуществление защиты, представительства и оказания других видов правовой помощи на профессиональной основе, а также самостоятельно решает вопросы организации и деятельности адвокатуры в порядке, установленном этим Законом, — и есть Адвокатура Украины.
Один плюс по сравнению с действующим нормативным определением — уход от прямого указания на общественное объединение, что позволит прекратить спекуляции вокруг возможности зарегистрировать такую общественную организацию, и непонятных намеков на недопустимость обязательного членства ввиду свободы объединения.
Однако адвокатура не получит в результате статуса некой структуры публичного права, элемента правового государства и носителя некой высшей миссии — этого в Законе не заложено. Зато дважды авторы повторяются в самостоятельности и самоуправляемости адвокатуры. Это вызывает неприятные подозрения в том, что реального самоуправления не будет. То есть управление будет осуществляться адвокатами, но не каждым и не всегда самостоятельно.
Что касается взаимосвязи адвокатуры и государства, ее основы закладываются в статье 5 Закона и предусматривают, что адвокатура является полностью независимой от органов власти, местного самоуправления и их служебных и должностных лиц. Однако государство берет на себя обязанность создать надлежащие условия деятельности адвокатуры и обеспечить соблюдение гарантий адвокатской деятельности.
Приятно, что сферу компетенции адвокатского самоуправления расширили, включив вопросы защиты профессиональных прав адвокатов.
Из статьи 2 Закона, благодаря настоятельным рекомендациям Главного юридического управления, полностью исключили часть 3 статьи 2 проекта Закона, определявшую принципы организации и деятельности адвокатуры.
А вот принципы и основы осуществления адвокатской деятельности, которые и без того не вызывали замечаний у практиков, подкорректировали в пользу украинских адвокатов — в части территории, в пределах которой адвокаты Украины могут осуществлять профессиональную деятельность. По умолчанию ею устанавливаются вся территория нашего государства и заграница. Иные условия могут быть установлены соответствующими международными договорами Украины. В первом чтении была утверждена норма, позволявшая практиковать за пределами Украины только в случае, когда такое право прямо предусмотрено соответствующим договором. Правда, практический эффект этой нормы будет зависеть от дальнейшей интеграции Украины в мировое сообщество.
Соответственно, такие же лояльные условия создаются и для иностранных адвокатов на Украине.
При этом адвокатская деятельность — как для украинских, так и иностранных адвокатов — должна осуществляться в одной из трех организационных форм: индивидуальная практика, адвокатское бюро или адвокатское объединение.
Стоит отметить, что, согласно принятому Закону, он вступит в силу со дня, следующего за днем опубликования. Исключение составят положения относительно стажировки лиц, желающих получить право на занятие адвокатской деятельностью, — они будут введены в действие на полгода позже.
Также отсрочено вступление в силу положений относительно Единого реестра адвокатов Украины, которые «включатся» со дня уведомления Советом адвокатов Украины (будущим постоянно действующим между Съездами органом адвокатского самоуправления, а не общественным объединением) о начале функционирования такого реестра. Однако не позже, чем через пять месяцев после вступления в силу Закона.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…