Один из лидеров телекоммуникационного рынка Украины, ЧАО «Киевстар», существенно усилил свой портфель интеллектуальной собственности — три торговые марки компании были признаны общеизвестными с 1 января 2010 года: «Київстар», Kyivstar и изобразительный знак «звезда» по 38 классу МКТУ «Телекоммуникационные услуги». Соответствующие решения были приняты Апелляционной палатой Государственной службы интеллектуальной собственности 2 июля с.г. Что интересно, «Киевстар» является собственником почти восьмидесяти торговых марок, но упомянутые знаки отдельно зарегистрированы не были — правда, они являются элементами некоторых из зарегистрированных ТМ.
На Украине торговая марка может быть признана общеизвестной решением Апелляционной палаты Государственной службы интеллектуальной собственности или в судебном порядке (при наличии спора). Торговая марка признается общеизвестной с определенной даты, предшествующей решению о признании. В случае с «Киевстар» торговые марки были признаны общеизвестными в бесспорном порядке.
Как рассказал представитель ЧАО «Киевстар» в данном деле Ярослав Огневьюк, партнер ПЮА «Дубинский и Ошарова», решение о необходимости признания торговых марок общеизвестными было принято в ходе аудита портфеля интеллектуальной собственности «Киевстар» и носило скорее превентивный характер, направленный на предотвращение возможных конфликтов в будущем. Торговые марки «Киевстар» (которых, напомним, более 80) зарегистрированы для товаров 9 класса Международной классификации товаров и услуг, а также для услуг 35 и 38 классов.
Признание любой торговой марки общеизвестной обеспечивает ей более широкую и бессрочную правовую охрану, распространяющуюся на все классы Международной классификации товаров и услуг, а также создает преимущества в защите марки на рынках других стран. Так, в соответствии с нормами Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 года и Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» нарушением прав компании-правообладателя может быть признано использование общеизвестных знаков не только в сфере деятельности компании, но и в любых других видах предпринимательства, если такое использование может указать на связь с компанией, и, возможно, интересам компании может быть нанесен вред. По сути, правовая охрана, предоставляемая общеизвестной торговой марке, во многом даже противоречит базовым принципам защиты зарегистрированных торговых марок. Общее правило, как известно, гласит, что правовая охрана предоставляется исключительно для определенного перечня товаров и услуг (классов МКТУ), в отношении которых проведена регистрация или в отношении которых использовались соответствующие знаки. Но для общеизвестной марки правовая охрана распространяется на все классы, «при условии, что использование этого товарного знака для упомянутых товаров или услуг будет указывать на взаимосвязь между упомянутыми товарами или услугами и владельцем зарегистрированного товарного знака, имея в виду, что при таком использовании интересы владельца зарегистрированного товарного знака могут быть ущемлены» (статья 16 (3) Соглашения ТРИПС).
Далее, по общему правилу правовая охрана предоставляется знакам на основе их регистрации в ведомстве или на основе приоритета в использовании знаков на территории конкретного государства, но общеизвестные торговые знаки находятся под охраной, несмотря на отсутствие регистрации, а также в случае их неиспользования в таком государстве. А будучи зарегистрированными в одном государстве, знаки, в случае их признания общеизвестными в другом государстве, получают правовую охрану за пределами государства регистрации.
Несмотря на явные преференции признания торговых марок общеизвестными, на Украине это все еще довольно редкая процедура: только около 60 ТМ получили статус общеизвестных. В сфере мобильной связи «Киевстар» стал второй компанией, чьи торговые марки признаны общеизвестными. Ранее, летом 2011 года, общеизвестной признана ТМ life:) (ООО «Астелит»). А всего в 38 классе МКТУ были зарегистрированы четыре торговые марки: YAHOO!, «Ера», INFOCOM, life:).
Не в последнюю очередь небольшое количество торговых марок, признанных общеизвестными, объясняется необходимостью обоснования внушительного перечня факторов, которые могут влиять на решение Апелляционной палаты. Например, Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» к таким факторам относит: степень известности или признания торговой марки в соответствующем секторе общества; продолжительность, объем и географический район любого использования торговой марки; продолжительность, объем и географический район какого-либо продвижения торговой марки, включая рекламирование или обнародование и представление на ярмарках или выставках товаров и/или услуг, по которым торговая марка применяется; продолжительность и географический район каких-либо регистраций и/или заявок на регистрацию торговой марки при условии, что торговая марка используется или является признанной; свидетельство успешного отстаивания прав на торговую марку, в частности территория, на которой торговая марка признана хорошо известной компетентными органами; ценность, которая ассоциируется с торговой маркой. По каждому фактору необходимо собрать информацию, при необходимости — провести социологические опросы и экспертизы (детальные инструкции содержатся в «Порядке признания знака хорошо известным на Украине…»). По словам Ярослава Огневьюка, каждое из трех заявлений «Киевстара» о признании торговой марки общеизвестной со всеми приложениями занимало около 600 страниц.
Как бы то ни было, признание торговой марки общеизвестной дает правообладателю ряд неоспоримых преимуществ, сполна покрывающих усилия и затраты, потраченные на получение такого статуса, включая «раскрутку» ТМ и выведение ее на действительно «общеизвестный» уровень.
Ярослав ОГНЕВЬЮК,
адвокат, патентный поверенный, партнер ПЮА «Дубинский и Ошарова»
— В связи с чем возникла необходимость признания торговых марок, принадлежащих «Киевстар», общеизвестными? Были ли попытки регистрации этих ТМ за третьими лицами?
— Однажды клиент обратился за консультацией относительно небольшого аудита своего портфеля интеллектуальной собственности. В рамках этой консультации ему было рекомендовано признать знаки общеизвестными. Мне неизвестно на данный момент о наличии каких-либо попыток зарегистрировать эти торговые марки третьими лицами. Признание знака общеизвестным без наличия конфликта свидетельствует о том, что его собственник заранее думает о безопасности своей интеллектуальной собственности, а не пускает все на самотек, допуская появление возможных конфликтов. В подобных случаях получение общеизвестного статуса является превентивной мерой и призвано предотвратить возникновение конфликтов.
— Благодаря каким аргументам удалось доказать их «общеизвестность»? Какие документы вы предоставили на рассмотрение Апелляционной палаты?
— Мы доказали все факторы, влияющие на общеизвестность знаков, а именно: степень известности и признания знаков в соответствующем секторе общества; продолжительность, объем и географический район использования знаков; продолжительность, объем и географический район продвижения знаков; продолжительность и географический район регистраций знаков; ценность, которая ассоциируется со знаками.
Каждое из трех заявлений со всеми приложениями занимало около 600 страниц, к заявлению прилагались доказательства относительно каждого фактора, которые нам предоставил клиент, и тех сведений, которые мы собрали из открытых и доступных источников.
— Почему упомянутые торговые марки не были своевременно зарегистрированы отдельно?
— ЧАО «Киевстар» — собственник около 80 торговых марок. Это говорит о том, что защита интеллектуальной собственности является для него важным направлением. Нет предела совершенству, и даже существующий портфель интеллектуальной собственности, с учетом общеизвестных торговых марок, можно в дальнейшем качественно усовершенствовать.
— Какой объем защиты получает общеизвестная ТМ по сравнению с просто «зарегистрированной»?
— Правовая охрана общеизвестного знака распространяется не только на те товары и услуги, относительно которых он получил общеизвестный статус, но и на неоднородные товары и услуги, если собственник общеизвестного знака докажет наличие нарушенных интересов. Иными словами, это максимально возможный уровень защиты торговой марки.
Некоторые компании регистрируют свои торговые марки относительно всех 45 классов Международной классификации товаров и услуг и тем самым пытаются получить сразу большой объем правовой охраны, но через три года сталкиваются с риском досрочного прекращения действия торговой марки в связи с ее неиспользованием относительно большой части товаров и услуг. Конечно, можно минимизировать этот риск и каждые три года подавать на регистрацию ту же торговую марку, но общеизвестный статус имеет больше преимуществ, поскольку такой статус присваивается бессрочно и не требует регулярных трат средств на его поддержание.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…