В отличие от многих сфер бизнеса производство сельскохозяйственной продукции содержит особые риски, обусловленные естественными причинами (погода, особенности климата и пр.). Чтобы упредить такие непредсказуемые обстоятельства, аграрии используют различные средства и методы: технологические, экономические и, конечно же, юридические. Одним из таких методов может стать страхование, которое объединяет юридические, экономические и другие компоненты.
Государство не остается в стороне от таких вопросов и часто декларирует свое намерение поддержать сельхозпроизводителей, в том числе путем различных компенсаций.
После долгих согласований и обсуждений 9 января с.г. был принят Закон Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» (Закон). Специалистам стоит обратить внимание на некоторые его положения, тем более что вступает он в силу совсем скоро — с 1 июля с.г.
Для начала, подчеркивая важность этого нормативного акта, обратим внимание на то, что сам Закон недвусмысленно стимулирует внедрение такого вида страхования, устанавливая одним из принципов обязательность заключения договора страхования сельхозпродукции с господдержкой, как условие предоставления государственной поддержки и дотаций (статья 3 Закона). Иными словами: нет страховки урожая с господдержкой — нет других дотаций.
Действительно ли принятый Закон будет тем средством, с помощью которого производители смогут эффективно решить проблему риска потери будущего урожая и эффективно использовать бюджетные средства для наполнения наших полок продуктами питания?
Основным декларируемым лейтмотивом Закона, судя из названия и атмосферы его принятия, является забота государства о сельхозпроизводителях и стимулирование развития как аграрной сферы, так и страхового рынка. Позитивным новшеством этого Закона стало то, что бюджетная компенсация предлагается не страховым компаниям, а непосредственно сельхозпроизводителям, которые должны использовать эти суммы для выплат по соответствующему договору страхования. Вместе с тем нельзя обойти вниманием то, что государственной поддержке в Законе посвящено две из двадцати семи статей. Остальные двадцать пять статей описывают административные процедуры, требования, оформление и прочие важные аспекты страхования.
Как зачастую у нас бывает, интересные и полезные идеи утопают в, казалось бы, несущественных деталях. Следует обратить внимание, что Закон содержит, по меньшей мере, семь ссылок на нормативные акты Кабинета Министров Украины (КМУ). Полноценная реализация положений Закона маловероятна, а точнее — невозможна, без их принятия. Среди прочего, актами КМУ должен быть утвержден перечень сельхозпродукции, которая может подлежать такому страхованию, а также перечень страховых рисков для этого вида страхования. Такие нормативные акты еще не приняты. Кроме того, Закон упоминает о необходимости принятия решений профильным ведомством, то есть Министерством аграрной политики и продовольствия Украины (Минагрополитики). В частности, Минагрополитики должно установить по каждому региону и по каждому виду продукции цены за единицу выращенной продукции. Эта величина необходима для установления страховой стоимости, соответственно, без нее договор страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой заключен быть не может.
Кроме того, следует обратить внимание на безобидную, на первый взгляд, статью 2 этого Закона, в которой речь идет о правовой базе регулирования страховых отношений. В ней содержится ссылка на закон о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Видимо, без утверждения такого документа этот вид страхования невозможен. Применение Закона вызывает несколько вопросов, если вспомнить, что в сельском хозяйстве существует производство не только с циклом в один год, а и в несколько, например животноводство, которое упоминается в этом же Законе, хотя и приносит не урожай, а плоды и доходы.
Все хорошие начинания в аграрной сфере направлены на пользу сельхозпроизводителя. Во всяком случае, такой подход всегда декларируется. В этом Законе содержится определение, в чью пользу он принимается. К их числу отнесены предприятия, занимающиеся не только выращиванием, но и поставкой сельхозпродукции. Такое определение является странным, если учесть, что речь идет об урожае, то есть продукции, полученной на земле. Возможно, неточность будет ликвидирована с принятием критериев, которые, в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона, должны быть установлены КМУ. Вместе с тем, как следует из этой же нормы, такие критерии не могут быть установлены для нерезидентов. Наверное, по мнению разработчиков Закона, нерезиденты каким-то образом занимаются выращиванием сельхозпродукции на Украине.
Примечательно, что Закон оперирует понятием «право страховать сельхозпродукцию». Возможно, его разработчики исходили из того, что таким правом определенные компании не обладают. Уверен, что не все согласятся с таким подходом.
В соответствии с Законом не подлежат возмещению и не являются страховыми случаями ситуации, когда сельхозпроизводитель нарушает агрохимические, санитарные, ветеринарные или другие требования, которые проявляются при неисполнении страховщиком условий договора относительно сроков проведения необходимых мероприятий, предусмотренных технологической картой, а также других требований, предусмотренных стандартами о страховых продуктах.
Важным нововведением Закона является то, что законодатель предлагает основать Аграрный страховой пул, который будет действовать как неприбыльная организация. Страховым компаниям — членам пула предоставляется возможность заключать договоры страхования урожая с господдержкой. Остальные страховщики лишены такой возможности. При этом подобная привилегия будет стоить участникам пула до 5 % страховых платежей. Для того чтобы стать членом пула, необходимо соответствовать требованиям, которые будут определены Минагрополитики вместе с уполномоченным органом в сфере финансовых услуг.
Пулу предоставляются особые полномочия относительно своих участников: создавать базу данных из страхования сельхозпродукции, вести учет договоров и контроль за их выполнением, а также проводить экспертизы по договорам страхования. Кроме того, важным полномочием пула является разработка страховых продуктов, видимо, для своих участников.
Какова выгода для страховых компаний в участии в таком пуле, в Законе не указано. Однако наверняка разработчики Закона предполагают, что само по себе участие в престижном объединении уже сулит определенные выгоды.
Не секрет, что принятие нового закона влечет за собой предоставление новых функций государственным органам. Не стал исключением из правил и этот Закон. Так, в процесс страхования урожая с государственной поддержкой вовлечены Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), и Минагрополитики.
Роль Нацкомфинуслуг определена страховым законодательством. Вместе с тем текст Закона дает все основания для того, чтобы эта комиссия могла устанавливать отдельные требования для страховых компаний при совершении страховой деятельности.
Относительно Минагрополитики, то ему предоставляется дополнительная функция — начислять и выплачивать страховые субсидии. Кроме того, Министерство уполномочено вести информационные базы данных относительно страхования сельхозпродукции (как и пул). Совместно с пулом Министерство будет разрабатывать новые страховые продукты. На уровне Закона Минагрополитики предоставляется обязанность утверждать, видимо, немаловажные формы информирования страховщиками государственных органов о каждом страховом случае.
Процедура агрострахования, выписанная в новом Законе, не будет простой. Она предусматривает ряд формальностей, выполнить которые будет нелегко всем участникам этих отношений. Не исключено, что принятие подзаконных нормативных актов к этому Закону усложнит административные процедуры.
Закон не содержит основного ответа на вопрос: будет ли кому-либо из страховых компаний или сельхозпроизводителей действительно выгодно заниматься страхованием урожая при государственной поддержке?
Законодательство не запрещает страховым компаниям развивать продукт страхования урожая и делать это вместе с производителями, в том числе их ассоциациями.
ПОЛИВОДСКИЙ Александр — партнер ЮФ «София», г. Киев
Алексей КОМИНАРЕЦ,
юрист МЮФ Integrites
Одним из новшеств Закона Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» является установление обязательного лицензирования услуг по предоставлению страхования агропродукции.
Законом предусмотрено, что лицензии на осуществление страхования сельскохозяйственной продукции выдает Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), юридическим лицам, которые отвечают требованиям Закона Украины «О страховании».
Однако на данный момент критерии и условия получения соответствующей лицензии не определены — Кабинету Министров Украины предоставлен шестимесячный срок на разработку и принятие необходимых нормативных актов, что определенно станет сдерживающим фактором для быстрого внедрения положений Закона.
Следует отметить, что страховщики, имеющие лицензию на осуществление страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой, обязаны создать Аграрный страховой пул, который является юридическим лицом и содержится за счет средств страховщиков. В Законе определены функции и задачи Аграрного страхового пула. Можно сказать, что пул — это своеобразный клуб профессионалов, пропуск в который получат лишь страховщики, отвечающие максимальным требованиям. Это будет своеобразным подтверждением того, что та или иная страховая компания работает на высочайшем уровне.
Несмотря на положительные новшества Закона, обеспокоенность вызывает вопрос о том, как отразится на «кошельках» агропроизводителей необходимость лицензирования страховых компаний и финансирования пула. Ведь очевидно, что страховщики будут стараться компенсировать свои затраты за счет клиентов.
В целом введение Законом нормы об обязательном лицензировании агростраховой деятельности должно способствовать установлению необходимых рыночных механизмов данного сектора страхования и прозрачности регулирования взаимоотношений между его участниками, что, в итоге, создаст необходимые гарантии агропроизводителям и сделает Украину цивилизованным игроком в мировом агропромышленном секторе.
Александр ШИШКАНОВ,
партнер ЮК Jurimex
В целом принятие Закона Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» следует рассматривать как положительный шаг. До недавнего времени страхование посевов сельскохозяйственных культур с частичной компенсацией государством оплаченных страховых премий было довольно популярным среди аграриев. Принятый Закон устанавливает перечень рисков, которые могут страховаться с государственной поддержкой, требования к страховщикам, условия и порядок страхования и т.д.
Однако говорить о значительном регулирующем эффекте Закона на экономику Украины и, в частности, на агрострахование вряд ли можно по ряду причин. Так, правительству передаются широкие полномочия в данной сфере. Например, определение перечня сельхозпродукции, страховых рисков, по которым будет осуществляться страхование с государственной поддержкой на текущий финансовый год. То есть, несмотря на широкий круг сельхозпродукции, которая может страховаться по закону, а это посевы, многолетние насаждения, скот и т.д., правительство всегда может существенно ограничить или даже исключить возможность страхования. Учитывая стабильный бюджетный дефицит, можно предположить, что размер государственной поддержки агрострахования будет минимальным, а круг сельхозпродукции — существенно ограниченным.
Среди недостатков следует выделить определение кадастровых номеров земельных участков, посевы на которых страхуются, существенным условием договора страхования. Однако земельным участкам, распаеванным до 2004 года, право собственности на которые удостоверяется «красными» государственными актами, кадастровые номера не присваивались. Таким образом, арендаторы таких земель будут отстранены от государственной поддержки страхования посевов.
Тарас РОЗПУТЕНКО,
юрист ЮК «Гвоздий и Оберкович»
Закон Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» содержит множество новшеств.
Так, страхование осуществляется исключительно с применением стандартных договоров и условий страхования. Это значит, что изменения в договор внести будет невозможно. При этом страховая стоимость сельскохозяйственной продукции, а также стоимость произведенной продукции будут рассчитываться Минагрополитики с учетом норм данного Закона. Нельзя сказать, что эта процедура является прозрачной и удовлетворит всех производителей сельскохозяйственной продукции.
Страховикам для того, чтобы предоставлять услуги страхования с государственной поддержкой, необходимо получить лицензию на предоставление услуг агрострахования и быть членом агрострахового пула. Выплата страхового возмещения осуществляется на протяжении четырнадцати календарных дней. При этом Законом предусматривается пеня за просрочку выплаты возмещения. Но абстрактная формулировка, которая содержится в Законе, и другие смежные нормы фактически не дают шансов сельскохозяйственному производителю взыскать пеню.
Ответственность страховика начинается с момента внесения страхового взноса. Учитывая тот факт, что процедура не разработана и может оказаться бюрократически-затянутой, данная норма, в свою очередь, может оказаться неэффективной и, соответственно, неинтересной для производителя.
Кроме того, Законом установлены нормы, создающие коллизию. Так, одной нормой предусмотрены исключительные условия и сроки прекращения договора: день сбора урожая; наступление даты прекращения договора; день гибели сельскохозяйственной продукции. То есть, исходя из данной нормы, если произошла гибель даже части продукции, договор страхования прекращает свое действие. При этом, после того как произошел страховой случай и договор прекратил свое действие, производитель обязан на протяжении 72 (или 48) часов заявить о страховом случае. Звучит достаточно странно. Но далее в Законе следует норма, что в случае если была осуществлена частичная выплата страхового возмещения, договор будет считаться действительным до окончания срока, на который он был заключен.
Однако, несмотря на некоторые недоработки данного Закона, внедрение страхового продукта с государственной поддержкой может стать сильным толчком для развития агрострахования.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…