В эпоху доминирования внешнего позиционирования, глобального противостояния брендов и торговых марок, когда деловая репутация становится решающим экономическим фактором, вопрос о юридической формализации средств различения производителей и их товаров, работ и услуг приобретает решающее значение. Будучи изначально охваченным в одном институте права интеллектуальной собственности (институт средств индивидуализации), этот аспект давно вышел за его пределы и теперь в большей степени охватывает проблемы добросовестной конкуренции и ограничения злоупотреблений на рынке.
Институт индивидуализации, исторически вышедший из права промышленной собственности, уже изначально оказался двойственным, поскольку обнажил две его экономически различные цели: (а) идентификация субъектов (участников хозяйственного оборота) и (б) различение, дифференциация объектов (товаров, услуг), производимых последними. Что характерно, функция экономического различения товаров в известном смысле первична; лишь много позже рынок подходит к эпохальной идее отождествления товара с его производителем, и конкуренция товаров переходит на уровень конкуренции субъектов (брендов).
Судебное правоприменение в сфере защиты упомянутых выше объектов права интеллектуальной собственности демонстрирует всю сложность перевода высказанных выше экономически прописных истин на юридический язык. В частности, правовая природа коммерческого наименования — особенно в его связи со знаком для товаров и услуг — понятна далеко не всем.
В обзорном письме от 4 апреля 2012 года № 01-06/417/2012 Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ), подытожив результаты собственной практики, резюмирует, что действующее законодательство Украины не содержит ни требований относительно тождественности коммерческого наименования наименованию юридического лица (статья 90 Гражданского кодекса (ГК) Украины), ни требований относительно определенного содержания коммерческого наименования (например, в части указания организационно-правовой формы). Кассационный суд закрепил правоположение, что коммерческое наименование все же является средством индивидуализации, не требует государственной регистрации и получает правовую охрану с момента его первого использования.
Упоминая о другом деле, решения по которому также были отменены в кассационном порядке, ВХСУ обращает внимание, что в случае если коммерческое наименование субъекта хозяйствования является элементом его торговой марки, то правовая охрана предоставляется и коммерческому наименованию, и торговой марке. Вопреки кажущейся простоте выводов ВХСУ, в них кроется ключ к разгадке исследуемого дуализма: все дело не в субъективном факторе, а в объективной фрагментарности правового регулирования коммерческого наименования как объекта интеллектуальной собственности.
Что же являет собой коммерческое (фирменное) наименование, и как оно связано с наименованием юридического лица, отличается ли от знака для товаров и услуг, соотносятся ли два средства между собой, и целесообразна ли правовая охрана обоих — круг первоочередных вопросов, требующих четких ответов, прежде всего на уровне нормативно-правового регулирования.
Любое юридическое лицо обязано иметь свое наименование, состоящее из организационно-правовой формы и названия, а предпринимательское общество может также иметь коммерческое (фирменное) наименование. При этом наименование юридического лица может состоять из собственного названия, а также содержать в себе информацию относительно цели деятельности, вида, способа создания, зависимости юридического лица и других сведений в соответствии с требованиями закона к наименованию.
Анализ статей 90, 489 ГК Украины, статьи 159 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины позволяет сделать вывод о том, что наименование юридического лица и коммерческое (фирменное) наименование — разные правовые категории. Они связаны с юридическим лицом, но раскрывают его разные аспекты. Так, наименование юридического лица является его статичным (институциональным) идентификатором, в то время как коммерческое наименование — динамичным (функциональным), поскольку представляет субъекта гражданских правоотношений в хозяйственной деятельности, в коммерческом обороте.
Коммерческое (фирменное) наименование часто совпадает с наименованием юридического лица — особенно в сфере персонализированных услуг. Однако юридическое несовпадение этих двух категорий является вполне оправданным, поскольку позволяет более четко обособить юридическое лицо на рынке, в конкурентной среде — между другими участниками, осуществляющими аналогичную деятельность. Исходя из вышесказанного, коммерческое (фирменное) наименование следует понимать как обозначение, указывающее на характер (вид) деятельности юридического лица и позволяющее идентифицировать его как производителя.
На сегодняшний день действующее законодательство Украины не содержит определения коммерческого (фирменного) наименования. И если структура наименования юридического лица известна, то из-за отсутствия в законе определения коммерческого (фирменного) наименования возникают сложности с его структурированием. Это значительно усложняет предоставление такому средству индивидуализации правовой охраны, особенно если коммерческое наименование является элементом торговой марки. Безусловно, предоставление коммерческому (фирменному) наименованию как объекту интеллектуальной собственности правовой охраны на условиях, предусмотренных статьей 489 ГК Украины, — важнейший шаг на пути признания существования объекта как такового. Однако эффективность такой охраны при отсутствии понимания, что именно охраняется, — ничтожна.
Нередко при разрешении спора о защите прав на коммерческое наименование и торговую марку суд склоняется в сторону защиты прав на торговую марку, зачастую не определив, что спорное обозначение используется одной стороной как коммерческое наименование, а другой — как торговая марка. Такое положение вещей позволяет обеим сторонам рассчитывать на правовую охрану принадлежащих им прав.
Сравнивая коммерческое (фирменное) наименование и торговую марку (знак для товаров и услуг), необходимо отметить, что каждый из этих объектов интеллектуальной собственности является самостоятельным, обособленным друг от друга как по существу, так и в части предусмотренных законом критериев охраноспособности. Торговой маркой является всякое обозначение (или их комбинация), предназначенное для различения товаров (услуг), производимых (предоставляющихся) одним лицом, от товаров (услуг), производимых (предоставляющихся) иными лицами. Коммерческое (фирменное) наименование является средством индивидуализации юридического лица (пассивное отличие субъекта правоотношений среди других субъектов), а торговая марка — средством индивидуализации товаров (услуг), которые производятся (предоставляются) юридическим лицом (активное выделение товара/услуги в обороте как объекта, принадлежащего производителю).
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что оба средства индивидуализации являются экономически и юридически нетождественными явлениями: цель коммерческого наименования — не допустить смешивания юридических лиц как субъектов; цель торговой марки — различить товары/услуги от других, обеспечить их идентификацию с производителем. Вовсе неудивительно, что эти два разных объекта должны иметь обособленное правовое регулирование, которое на сегодняшний день у коммерческого наименования отсутствует, что и порождает массу печальных недоразумений.
КОВАЛЬ Александр — руководитель департамента, адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры», г. Киев
Анастасия ЧЕРНАЯ,
юрист МЮФ Integrites
Товарный знак и фирменное наименование являются инструментами повышения прибыли от продаж, используя которые компания старается сделать свою продукцию уникальной и привлекательной для клиента. Основные отличия между этими двумя понятиями состоят в том, что фирменное наименование делает индивидуальной саму компанию, а торговая марка наделяет уникальностью ее продукцию.
Фирменное наименование регистрируется административными органами в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», а торговая марка — Укрпатентом в соответствии с Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» и без такой регистрации недействительна. Различия также имеют место в сроках действия сравниваемых обозначений и необходимости их продления. Фирменное наименование не определено сроком действия, а срок действия торговых марок — до 10 лет от даты подачи заявки на их регистрацию. Этот срок можно продлевать каждый раз на 10 лет при условии оплаты государственного сбора.
Евгений ПЕТРЕНКО,
руководитель практики Международного правового центра EUCON, адвокат
Существует несколько вариантов использования фирменного наименования и торговой марки.
Первый вариант — когда право на фирменное наименование совпадает с правом на торговую марку. В данном случае речь может идти о том, что право владельца на фирменное наименование дополняет право на торговую марку и наоборот. В таких ситуациях компании при регистрации торговой марки зачастую используют словесное обозначение своего фирменного наименования.
Сложнее, когда право на фирменное наименование не совпадает с правом на торговую марку. В основном конфликтные ситуации возникают вследствие использования разными лицами одного и того же названия в качестве торговой марки и фирменного наименования. Учитывая неоднозначность разрешения таких споров на сегодняшний день, желательно фирменное наименование регистрировать и в качестве торговой марки.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…