Бренд на птичьих правах — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (753) » Бренд на птичьих правах

Бренд на птичьих правах

В эпоху доминирования внешнего позиционирования, глобального противостояния брендов и торговых марок, когда деловая репутация становится решающим экономическим фактором, вопрос о юридической формализации средств различения производителей и их товаров, работ и услуг приобретает решающее значение. Будучи изначально охваченным в одном институте права интеллектуальной собственности (институт средств индивидуализации), этот аспект давно вышел за его пределы и теперь в большей степени охватывает проблемы добросовестной конкуренции и ограничения злоупотреблений на рынке.

Институт индивидуализации, исторически вышедший из права промышленной собственности, уже изначально оказался двойственным, поскольку обнажил две его экономически различные цели: (а) идентификация субъектов (участников хозяйственного оборота) и (б) различение, дифференциация объектов (товаров, услуг), производимых последними. Что характерно, функция экономического различения товаров в известном смысле первична; лишь много позже рынок подходит к эпохальной идее отождествления товара с его производителем, и конкуренция товаров переходит на уровень конкуренции субъектов (брендов).

Первоочередные вопросы

Судебное ­правоприменение в сфере защиты упомянутых выше объектов права интеллектуальной собствен­ности демонстрирует всю сложность перевода высказанных выше экономически прописных истин на юридический язык. В частности, правовая природа коммерческого наименования — особенно в его связи со знаком для товаров и услуг — понятна далеко не всем.

В обзорном письме от 4 апреля 2012 года № 01-06/417/2012 Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ), поды­тожив результаты собственной практики, резюмирует, что действующее законодательство Украины не содержит ни требований относительно тождественности коммерческого наименования наименованию юридического лица (статья 90 Гражданского кодекса (ГК) Украины), ни требований относительно определенного содержания коммерческого наименования (например, в части указания организационно-правовой формы). Кассационный суд закрепил правоположение, что коммерческое наименование все же является средством индивидуализации, не требует государственной регистрации и получает правовую охрану с момента его первого использования.

Упоминая о другом деле, решения по которому также были отменены в кассационном порядке, ВХСУ обращает внимание, что в случае если коммерческое наименование субъекта хозяйствования является элементом его торговой марки, то правовая охрана предоставляется и коммерческому наименованию, и торговой марке. Вопреки кажущейся простоте выводов ВХСУ, в них кроется ключ к разгадке исследуемого дуализма: все дело не в субъективном факторе, а в объективной фрагментарности правового регулирования коммерческого наименования как объекта интеллектуальной собственности.

Что же являет собой коммерческое (фирменное) наименование, и как оно связано с наименованием юридического лица, отличается ли от знака для товаров и услуг, соотносятся ли два средства между собой, и целесообразна ли правовая охрана обоих — круг первоочередных вопросов, требующих четких ответов, прежде всего на уровне нормативно-правового регулирования.

Понятие или дефиниция

Любое юридическое лицо обязано иметь свое наименование, состоящее из организационно-правовой формы и названия, а предпринимательское общество может также иметь коммерческое (фирменное) наименование. При этом наименование юридического лица может состоять из собственного названия, а также содержать в себе информацию относительно цели деятельности, вида, способа создания, зависимости юридического лица и других сведений в соответствии с требованиями закона к наименованию.

Анализ статей 90, 489 ГК Украины, статьи 159 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины позволяет сделать вывод о том, что наименование юридического лица и коммерческое (фирменное) наименование — разные правовые категории. Они связаны с юридическим лицом, но раскрывают его разные аспекты. Так, наименование юридического лица является его статичным (институциональным) идентификатором, в то время как коммерческое наименование — динамичным (функциональным), поскольку представляет субъекта гражданских правоотношений в хозяйственной деятельности, в коммерческом обороте.

Коммерческое (фирменное) наименование часто совпадает с наименованием юридического лица — особенно в сфере персонализированных услуг. Однако юридическое несовпадение этих двух категорий является вполне оправданным, поскольку позволяет более четко обособить юридическое лицо на рынке, в конкурентной среде — между другими участниками, осуществляющими аналогичную деятельность. Исходя из вышесказанного, коммерческое (фирменное) наименование следует понимать как обозначение, указывающее на характер (вид) деятельности юридического лица и позволяющее идентифицировать его как производителя.

На сегодняшний день действующее законодательство Украины не содержит определения коммерческого (фирменного) наименования. И если структура наименования юридического лица известна, то из-за отсутствия в законе определения коммерческого (фирменного) наименования возникают сложности с его структурированием. Это значительно усложняет предоставление такому средству индивидуализации правовой охраны, особенно если коммерческое наименование является элементом торговой марки. Безусловно, предоставление коммерческому (фирменному) наименованию как объекту интеллектуальной собственности правовой охраны на условиях, преду­смотренных статьей 489 ГК Украины, — важнейший шаг на пути признания существования объекта как такового. Однако эффективность такой охраны при отсутствии понимания, что именно охраняется, — ничтожна.

Большая разница

Нередко при разрешении спора о защите прав на коммерческое наименование и торговую марку суд склоняется в сторону защиты прав на торговую марку, зачастую не определив, что спорное обозначение используется одной стороной как коммерческое наименование, а другой — как торговая марка. Такое положение вещей позволяет обеим сторонам рассчитывать на правовую охрану принадлежащих им прав.

Сравнивая коммерческое (фирменное) наименование и торговую марку (знак для товаров и услуг), необходимо отметить, что каждый из этих объектов интеллектуальной собственности является самостоятельным, обособленным друг от друга как по существу, так и в части преду­смотренных законом критериев охраноспособности. Торговой маркой является всякое обозначение (или их комбинация), предназначенное для различения товаров (услуг), производимых (предоставляющихся) одним лицом, от товаров (услуг), производимых (предоставля­ющихся) иными лицами. Коммерческое (фирменное) наименование является средством индивидуализации юридического лица (пассивное отличие субъекта правоотношений среди других субъектов), а торговая марка — средством индивидуализации товаров (услуг), которые производятся (предоставляются) юридическим лицом (активное выделение товара/услуги в обороте как объекта, принадлежащего производителю).

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что оба средства индивидуализации являются экономически и юридически нетождественными явлениями: цель коммерческого наименования — не допустить смешивания юридических лиц как субъектов; цель торговой марки — различить товары/услуги от других, обес­печить их идентификацию с производителем. Вовсе неудивительно, что эти два разных объекта должны иметь обособленное правовое регулирование, которое на сегодняшний день у коммерческого наименования отсутствует, что и порождает массу печальных недоразу­мений.

КОВАЛЬ Александр — руководитель департамента, адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры», г. Киев


Мнения

Тонкости различия

Анастасия ЧЕРНАЯ,
юрист МЮФ Integrites

Товарный знак и фирменное наименование являются инструментами повышения прибыли от продаж, используя которые компания старается сделать свою продукцию уникальной и привлекательной для клиента. Основные отличия между этими двумя понятиями состоят в том, что фирменное наименование делает индивидуальной саму компанию, а торговая марка наделяет уникальностью ее продукцию.

Фирменное наименование регистрируется административными органами в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», а торговая марка — Укрпатентом в соответствии с Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» и без такой регистрации недействительна. Различия также имеют место в сроках действия сравниваемых обозначений и необходимости их продления. Фирменное наименование не определено сроком действия, а срок действия торговых марок — до 10 лет от даты подачи заявки на их регистрацию. Этот срок можно продлевать каждый раз на 10 лет при условии оплаты государственного сбора.

Два варианта

Евгений ПЕТРЕНКО,
руководитель практики Международного правового центра EUCON, адвокат

Существует несколько вариантов использования фирменного наименования и торговой марки.

Первый вариант — когда право на фирменное наименование совпадает с правом на торговую марку. В данном случае речь может идти о том, что право владельца на фирменное наименование дополняет право на торговую марку и наоборот. В таких ситуациях компании при регистрации торговой марки зачастую используют словесное обозначение своего фирменного наименования.

Сложнее, когда право на фирменное наименование не совпадает с правом на торговую марку. В основном конфликтные ситуации возникают вследствие использования разными лицами одного и того же названия в качестве торговой марки и фирменного наименования. Учитывая неоднозначность разрешения таких споров на сегодняшний день, желательно фирменное наименование регистрировать и в качестве торговой марки.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Адвокатское излишество

Актуальный документ

Документы и аналитика

«Краткая» апелляция

Акцент

Научный поход

В фокусе: пиратство

INTA — место встречи изменить нельзя

Контактов много не бывает

Государство и юристы

Новости законотворчества

Парламент упрощает порядок получения справок

Введены ограничения на курение

Дополнительные гарантии пересмотра судебных решений

Государство и юристы

Факты без аргументов

Кадровые новости

Юрисконсульт

В юридическом департаменте ООО «ТРК «Украина» новый руководитель

Книжная полка

Дома не просто строятся

Неделя права

Новости из-за рубежа

Штраф за платную гарантию

Неделя права

Ход юрисдикцией

Исполнительная редакция

«Омбудсмен+»

«Делом Тимошенко» займется ЮФ Skadden

Неделя права

Новости из-за рубежа

Комментарии судей

Кастрация педофилов

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд арестовал счета компаний группы «Континиум»

АФ «Династия» защитила интересы клиента в споре с ГНИ

Назначение омбудсмена обжаловано в суде

Новости юридических фирм

Частная практика

Integrites выступила советником крупного китайского экспортера продуктов питания

«Астерс» защитила интересы «КИБ Креди Агриколь» в судебном споре по взысканию крупной просроченной задолженности

AstapovLawyers защитила интересы «ЭФКО» в международном арбитраже FOSFA

«Саенко Харенко» — юридический советник в связи с реструктуризацией задолженности компании Potok8

Галина Загороднюк и Илья Свердлов стали юридическими директорами DLA Piper

CMS предоставляет консультации UniCredit и ING в связи с кредитованием Kernel Holding

Отрасли практики

«Астерс» приумножает капитал агробизнеса

Скорый кодекс

Рычаги дробления

Бренд на птичьих правах

Позиция

Рабочий график

Мой символ веры в право

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Legal Awards 2012

Решения недели

Судебная практика

Требования необходимо признать

Права истца не нарушены

Запоздалое погашение

Самое важное

ВАСУ разобрался с долгами

Станут прикасаемыми?

Первая поддержка

M & A: тенденции на Украине

День праводарения

Судебная практика

Судебные решения

Об исковой давности для взыскания штрафных санкций

Судебная практика

Ответственность с доставкой

Тема номера

Кредитора не видели?

Платить или не платить?

Вся власть в Минюсте

Арбитр вслепую

Частная практика

Штрихи к картине рынка

Юридический форум

Проникнуться духом прошлого

Все будет байк

Арбитражные традиции

Игровая интрига

Юрисконсульт

Знаки популярности

Корпорация споров

Экспедитор попал на суброгацию

Інші новини

PRAVO.UA