Компания в хорошие руки — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №21 (752) » Компания в хорошие руки

Компания в хорошие руки

Рубрика Тема номера

Объемы иностранных и прямых инвестиций на Укра­ину в настоящий момент могут быть ниже, чем ранее, по известным всем причинам — мировой кризис, потенциальные последствия возможного выхода Гре­ции из Еврозоны, ухудшающаяся (во всяком случае, воспринимаемая таковой) среда ведения бизнеса на Украине и т.д. Естес­твен­но, человеку в таких обстоятельствах свойственно приходить к выводу, что «вот и все — ситуация никогда уже не исправится». Но многие страны, которые когда-либо побывали в подобном состоянии, смогли уже доказать, что в итоге можно все изменить. На это просто нужно время.

А пока собственники и руководители могут воспользоваться возможностью привести свои предприятия в наилучшую форму, для того чтобы максимально увеличить их продажную стоимость на случай, если/когда придет время их продавать. Шаги, которые необходимо предпринять для этого, будут зависеть от способа продажи таких предприятий. К примеру, при первоначальном публичном размещении акций (IPO) на международной фондовой бирже к эмитенту, скорее всего, будут применяться более высокие стандарты, однако в большинстве случаев конкретные шаги, в основном стандартные, независимо от того, отдается предпочтение IPO или частной продаже.

Поэтому продавцам не стоит забывать о пяти основных этапах, которые необходимо пройти компании, чтобы успешно провести процедуру слияния или поглощения.

Надежный аудит

Аудиторские проверки компании необходимо проводить задействуя фирмы, которые пользуются хорошей репутацией, и обязательно по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Некоторые частные компании отказываются от проведения проверок из-за высокой стоимости таких услуг и дополнительного объема работы для компании. Однако это неправильно. Проверка отчетности компании внешними аудиторами дает дополнительное подтверждение ее надежности, а стоимость проведения аудиторской проверки должна компенсироваться более высокой стоимостью компании в будущем.

Уйти от единого управления

Нельзя упускать возможность улучшить систему корпоративного управления компании. На Западе компании (особенно, зарегистрированные на международных фондовых биржах) производят более благоприятное впечатление, если их управление рассматривается в долгосрочной перспективе для интересов компании (в отличие от управления с целью получения краткосрочных выгод для отдельно взятого акционера или менеджера, например). Этого можно достичь, внедрив различные принципы «рекомендованного корпоративного управления». На­пример, нельзя допускать, чтобы компания чрезмерно зависела от одного директора/генерального директора. Приня­тие решений должно происходить на уровне коллегиального совета, в который будет входить больше неисполнительных (то есть независимых), чем исполнительных директоров.

Избежать коррупции

Также следует внедрить в компании политику, предусматривающую запрет на дачу взяток или совершение иных противоправных действий. Нельзя закрывать глаза на существующие факты и притворяться, что на Украине не существует коррупции. Но, учитывая различные законы о борьбе с коррупцией, применяющиеся в разных странах (Закон США о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности (FCPA) и Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством (Bribery Act)), а также собственное законодательство Укра­ины о борьбе с коррупцией, иностранным инвесторам понадобится уверенность в том, что компания, по крайней мере, делает все от нее зависящее для того, чтобы играть по правилам. Введение антикоррупционной политики обязательно поможет создать благоприятное впечатление о компании.

Документы по полочкам

Целесообразно привести в порядок документацию. Одна из наиболее частых причин задержек при проведении сделок слияния и поглощения — это то, что юридический аудит занимает больше времени, чем должен. Эта ситуация связана с тем, что часто отсутствуют важные документы или требуется много времени, чтобы их найти. В начале почти каждой сделки уверяют, что «все необходимые документы находятся в информационной комнате и доступны для изучения». В реальности же это случается очень редко — всегда обнаруживается недостаток большого количества документов, и это приводит к задержкам и увеличению затрат как для покупателя, так и для продавца. Более того, плохо организованная информационная комната создает впечатление, что управление в компании находится на низком уровне.

В компании должны быть центр документации и лицо, ответственное за надлежащее архивирование и логически упорядоченное индексирование в реестре каждого документа и разрешения, имеющего отношение к компании. А лучше всего воспользоваться услугами юридической фирмы, имеющей хорошую репутацию, которая поможет преобразовать информационную комнату в формат, приемлемый для восприятия инвестором, и подготовить отчет о проведении юридического аудита продавцов. Такой отчет рассылается потенциальным инвесторам. Как правило, это приводит к более быстрому и эффективному процессу продажи компании, чем когда каждый отдельный инвестор проводит собственный юридический аудит. Составить отчет, в котором изложены юридические аспекты деятельности компании, порой бывает несколько затруднительно, однако, с точки зрения эффективности затрат, в случае его правильной подготовки он сможет ускорить процедуру продажи компании в будущем (возможно, даже по более высокой стоимости).

Осторожность не повредит

Следует также быть осторожным при выборе лиц, с которыми будут вестись переговоры относительно потенциальной продажи. Необходимо всегда подписывать соглашение о неразглашении информации с потенциальными покупателями перед тем, как раскрывать конфиденциальную информацию. Кроме того, важно убедиться в том, что в переговорах задействованы только те лица внутри компании, которым действительно необходимо знать о готовящейся сделке. Иначе тот факт, что компания «выставлена на продажу», может деморализовать руководителей и сотрудников, которые (напрасно или нет) начнут беспокоиться о том, как этот факт повлияет на их работу. На практике продажа компании создает дополнительный объем работы для руководителей и сотрудников, которые будут задействованы в этом процессе. Поэтому будет разумным обеспечить для них надлежащую мотивацию.

КОНЛОН Грэм — партнер, руководитель практики слияния и поглощения и фондов прямых инвестиций CMS Cameron McKenna, г. Киев


Мнения

Избавиться от лишнего

Александр БОНДАРЬ,
юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович»

Под подготовкой к продаже компании следует понимать выполнение ряда мероприятий, направленных на увеличение стоимости компании.

В первую очередь, необходимо привести компанию к тому стандарту, который, как правило, составляет предварительные условия договора купли-продажи компании, части в ней или приобретение инвестором корпоративных облигаций. До заключения самого договора стороны обуславливают такие условия в протоколах.

Кроме того, компании стоит закрыть все текущие тяжбы в судах и в арбитражах, а также свести до минимума спорные ситуации, которые могут перерасти в тяжбы.

Собственникам компании следует консолидировать профильные активы, из которых состоит ее стоимость.

Компания должна формализовать все договоренности с контрагентами, сбалансировать формальную часть со стратегией финансирования, в том числе и прекратить договоры кредитования или займа со связанными лицами, по возможности избавиться от обременений и финансовых обязательств без ущерба для продолжения производственного/коммерческого цикла. Налаженное производственное финансирование как раз будет одним из тех активов, которые увеличивают стоимость компании.

В случаях с акционерными обществами важно соответствовать требованиям нового Закона Украины «Об акционерных обществах», что на практике в основном сводится к переводу акций из документарной формы в электронную и приведению всех корпоративных документов к новым стандартам.

Оценка рисков

Богдан ШАПОВАЛ,
партнер ЮК Jurimex

Не секрет, что основная цель, которую преследует любой продавец или бизнесмен, желающие привлечь дополнительный капитал в свой бизнес, — это, соответственно, максимальная цена продажи актива и наибольший объем инвестиций. Для покупателя и инвестора же главное — заполучить желаемый актив как можно дешевле и без рисков (или, по крайней мере, с минимальным риском). Сгладить этот антагонизм возможно с помощью проведения due diligence (в том числе legal due diligence — ldd) актива, предполагаемого к продаже. Цель ldd — предупредить возможные юридические препятствия в ходе передачи бизнеса, сделать продаваемый бизнес максимально прозрачным для покупателя. Результаты проведенного ldd также позволят сформировать (оценить) стоимость бизнеса и его привлекательность. Помимо этого, ldd дает возможность продавцу выявить слабые места в деятельности компании, которые, в свою очередь, снижают рыночную стоимость бизнеса, а покупателю — оценить риски (в том числе юридические) приобретения такого актива.

Таким образом, ldd деятельности компании (бизнеса) в настоящее время является объективной необходимостью при предпродажной подготовке бизнеса или привлечении дополнительных инвестиций.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

О допуске защитника в СИЗО

Акцент

Слияние и прекращение

Государство и юристы

Трудный кодекс

Государство и юристы

Новости законотворчества

Верховный Совет Украины принял Закон Украины «Об административных услугах»

Парламент установил правила этического поведения чиновников

Страховщиков собирают в МТСБУ

Государство и юристы

Дань независимости

Деловая практика

Примерное управление

Документы и аналитика

КОД, который гуляет сам по себе

Книжная полка

Грош в цене

Неделя права

Вне правового медиаполя

Перепись Конституции

Залог заключения

Корпоративный упор

Неделя права

Новости из-за рубежа

О штрафах за массовость акции

Разъяснение по наследованию

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отказал АО «Евроспорт» в удовлетворении апелляции

По делу «Ту-154» был заслушан эксперт

Заявление Генпрокуратуры не было удовлетворено

Новости юридических фирм

Частная практика

Arzinger сопровождает итальянского инвестора при покупке ветряного парка

ЮФ «Саенко Харенко» — юридический советник ЕБРР в связи с финансированием Укрэксимбанка

Jurimex отстояла интересы строительной компании

В ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» два новых советника

АК «Коннов и Созановский» сопровождала получение компанией NFI Empik Media & Fashion S.A. разрешения на концентрацию

Clifford Chance консультирует «Валинор» относительно привлечения финансирования

PLC Which Lawyer 2012 рекомендует ЮФ «Ильяшев и Партнеры» в сфере интеллектуальной собственности

«С.Т. Партнерс» провели семинар по налоговым проверкам

Отрасли практики

Ни шагу вперед

Истина в судебной инстанции

Вклад до наследования

Недооформленная целина

Позиция

Рабочий график

Метафизика нравов

Тройное продление

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Срок привлечения истек

Отношения без договора

Не уделено внимание письму

Самое важное

На западном юрфронте

Подписной рефлекс

Выговор — не приговор

Курс на устранение давления

Предлагать устали

Судебная практика

Без права на пересдачу

Законная взятка

Без суда и сочувствия

Судебная практика

Судебные решения

О возмещении морального вреда за незаконное увольнение

Тема номера

Компания в хорошие руки

Due Diligence в помощь

Ограничения в квадрате

Частная практика

Украинские юрфирмы отмечены Chambers Europe Awards for Excellence 2012

Путь топ-менеджера

Юридический форум

Неслучайные связи

Профессиональная дискуссия

Юрпремия

Юристы вышли в плей-офф

Інші новини

PRAVO.UA