Законодательством Украины о рекламе прямо не предусмотрена возможность использования земельного участка, на котором размещены рекламные средства, без надлежаще оформленного землеотвода или при отсутствии гражданско-правового договора.
Статьей 1 Закона Украины «О государственном контроле над использованием и охраной земель» от 19 июня 2003 года № 963-IV дано определение термина «самовольное занятие земельного участка». Под этим термином следует понимать любые действия, свидетельствующие о фактическом использовании земельного участка при отсутствии решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о передаче в собственность или предоставлении в пользование (аренду) земельного участка, а также при отсутствии сделки относительно такого земельного участка, за исключением действий, которые согласно закону являются правомерными.
Вопрос размещения рекламных средств регулируется Земельным кодексом Украины, Законом Украины «О рекламе», постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) «Об утверждении Типовых правил размещения внешней рекламы» от 29 декабря 2003 года, а также Правилами размещения наружной рекламы определенного населенного пункта (город, село, поселок), утвержденными исполнительными комитетами городских (поселковых, сельских) советов.
Размещение внешней рекламы проводится по согласованию с органами исполнительной власти либо областными государственными администрациями в порядке, установленном этими же органами, на основании типовых правил, утверждаемых Кабинетом Министров Украины (статья 16 Закона Украины «О рекламе»).
Постановление КМУ «Об утверждении Типовых правил размещения внешней рекламы» регламентирует порядок получения соответствующего разрешения на размещение внешней рекламы.
В вышеуказанном постановлении приведен исчерпывающий перечень документов, который заявитель должен предоставить рабочему органу для получения разрешения на размещение рекламы. В частности, такими документами являются: фотография или компьютерный макет места (размером не менее 6х9 сантиметров), на котором планируется размещение рекламного средства, эскиз рекламного средства с конструктивным решением, копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или физического лица — предпринимателя.
При этом в правилах, утверждаемых органами государственной власти на местном уровне, перечень документов несколько отличается от перечня, указанного в Типовых правилах размещения внешней рекламы.
К примеру, правилами размещения внешней рекламы в г. Одессе дополнительно предусмотрено предоставление топогеодезических материалов с нанесением места расположения рекламоносителя для стационарных и навесных рекламных конструкций, технической документации, подтверждающей надежность конструкции.
Вместе с тем вышеуказанными Типовыми правилами размещения внешней рекламы, утвержденными постановлением КМУ, а также Правилами размещения внешней рекламы в г. Одессе прямо не предусмотрена необходимость получать отвод земельного участка для размещения рекламных средств.
Анализ правил размещения наружной рекламы, действующих в г. Харькове, дает основания для вывода, что заявителю необходимо получить соответствующее разрешение, а также заключить договор относительно земельного участка, на котором рекламное средство будет размещено (а в случае необходимости — получить землеотвод на соответствующий земельный участок).
Различие практики относительно необходимости получения землеотвода и заключения соответствующего договора на использование земельного участка, на котором размещается внешнее рекламное средство, вызывает противоречия судебной практики.
Однозначного ответа на изложенные выше вопросы не дают и соответствующие разъяснения Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ).
В частности, пунктом 2.30 постановления Пленума ВХСУ от 17 мая 2011 года № 6 предусмотрено, что разрешение на размещение наружной рекламы, ордер или другие разрешительные документы на право торговли не относятся к документам, удостоверяющим право пользования земельным участком. Субъекты хозяйственной деятельности, которым выданы соответствующие разрешительные документы, вправе требовать оформления их права пользования земельным участком в общем порядке, определенном законодательством.
Вместе с тем пунктом 3.2 этого же постановления закреплено, что не может считаться самовольно занятым земельный участок коммунальной собственности, на котором без получения правоустанавливающих документов размещено внешнее рекламное средство на основании соответствующего разрешения органа местного самоуправления. Ведь в Законе Украины «О рекламе» и Типовых правилах размещения наружной рекламы, утвержденных постановлением КМУ от 29 декабря 2003 года № 2067, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на размещение наружной рекламы, к которым правоустанавливающий документ на земельный участок не относится.
Таким образом, земельный участок коммунальной собственности, на котором без получения правоустанавливающих документов размещено внешнее рекламное средство, не может считаться самовольно занятым, поскольку рекламное средство размещено на основании соответствующего разрешения органа местного самоуправления.
Вместе с тем заслуживает внимания позиция, согласно которой размещение наружного рекламного средства на земельном участке — это его фактическое использование, что обусловливает необходимость оформления землеотвода и заключения соответствующего гражданско-правового договора, учитывая невозможность использования земельного участка без достаточного правового основания.
Следовательно, действующее законодательство, которое регулирует отношения в сфере размещения наружной рекламы, на сегодня требует изменений. В частности, стоит на законодательном уровне четко урегулировать вопрос о необходимости выделения земельного участка под размещение наружной рекламы.
ЛАЗЕБНЫЙ Дмитрий — юрист ЮФ ILF, г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…