Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности» от 15 ноября 2011 года (Закон о гуманизации), вступившим в силу 17 января с.г., была совершена так называемая «гуманизация» уголовной ответственности. Это нашло свое отображение в основном в декриминализации отдельных составов преступлений путем формирования составов административных правонарушений.
В частности, декриминализация коснулась товарной контрабанды, нарушения порядка занятия хозяйственной деятельностью и деятельностью по предоставлению финансовых услуг, уклонения от возврата выручки в иностранной валюте, незаконного открытия или использования за пределами Украины валютных счетов, фиктивного банкротства и др. Также гуманизация заключается в установлении санкций экономического характера за преступления в сфере хозяйственной деятельности, например, в случае уклонения от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, доведения до банкротства и др. На первый взгляд, гуманизация представляется только позитивным явлением, но не в интерпретации национального законодательства и практики его применения.
Не совсем корректно говорить об экономических санкциях в уголовно-правовом контексте, однако при употреблении такой конструкции подразумевается уголовное наказание в виде штрафа. Законом о гуманизации реформирован институт назначения наказания, в частности, что относится к нормам Уголовного кодекса (УК) Украины, регулирующим назначение наказания в виде штрафа. Теперь штраф по УК Украины может назначаться в размере от 30 до 50 тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (НМДГ), то есть от 510 000 до 850 000 грн. Так, уклонение от уплаты налогов теперь наказывается штрафом в размере: от 17 000 до 34 000 грн (часть 1 статьи 212 УК Украины); от 34 000 до 51 000 грн (часть 2 статьи 212 УК Украины); от 255 000 до 425 000 грн (часть 3 статьи 212 УК Украины). За мошенничество с финансовыми ресурсами грозит штраф от 17 000 до 51 000 грн (часть 1 статьи 222 УК Украины), за совершение тех же действий повторно штраф возрастает — от 51 000 до 170 000 грн (часть 2 статьи 222 УК Украины).
Конечно же, значительные размеры штрафов предусматривались, прежде всего, для покрытия бюджетного дефицита, однако можно сказать наверняка, что для «потенциальных правонарушителей» штраф до полумиллиона гривен, согласно части 3 статьи 212 УК Украины, все же лучше, чем наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет (до вступления в силу Закона о гуманизации). Только на первый взгляд изменение наказания кажется гуманным. Но ведь закон не действует сам по себе, он — часть национального законодательства.
Ни для кого не секрет, что уголовное дело в сфере хозяйственной деятельности часто является инструментом в стратегиях недружественных поглощений как элемент «войны» против руководства предприятия. Специалисты нашей компании уверены, что Закон о гуманизации должным образом не ликвидирует такую проблему.
Так, оценивая уголовно-правовой штраф как наказание за экономические преступления, необходимо учитывать определенные факторы.
Во-первых, штраф часто не является единственным наказанием, которое применяется за преступления в сфере хозяйственной деятельности. Кроме него могут применяться дополнительные наказания — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, конфискация имущества.
Во-вторых, согласно части 5 статьи 53 УК Украины, в случае неуплаты штрафа в размере не более трех тысяч НМДГ и отсутствия оснований для рассрочки его выплаты, суд заменяет неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде общественных работ из расчета один час общественных работ за один установленный законодательством НМДГ или исправительными работами из расчета один месяц исправительных работ за 20 установленных законодательством НМДГ, но на срок не более двух лет. При неуплате штрафа в размере трех тысяч НМДГ, назначенного как основное наказание, и отсутствии оснований для рассрочки его выплаты суд заменяет неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь НМДГ в следующих пределах: 1) от 1 до 5 лет лишения свободы — за совершение преступления средней тяжести; 2) от 5 до 10 лет лишения свободы — за совершение тяжкого преступления;
3) от 10 до 12 лет лишения свободы — за совершение особо тяжкого преступления.
В-третьих, при возбуждении уголовного «хозяйственного» дела правоохранительные органы, как правило, «находят» основания для возбуждения других уголовных дел в рамках признаков первого. Например, к таким «ходовым» составам преступлений относятся присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением (части 1 — 5 статьи 191 УК Украины), подделка документов (части 1 — 3 статьи 358 УК Украины), использование поддельных документов (часть 4 статьи 358 УК Украины), служебный подлог (части 1, 2 статьи 366 УК Украины) и некоторые другие. А санкции тут далеко не экономического характера…
Создав новые составы административных проступков (на основании декриминализированных преступлений), законодатель установил за них относительно высокие размеры штрафов. Согласно части 1 статьи 1622 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), за незаконное открытие валютных счетов предусматривается штраф от 8500 до 17 000 грн, а лицу, подвергнутому в течение года административному взысканию за такое же правонарушение, грозит штраф от 17 000 до 51 000 грн. Учитывая, что КУоАП предусматривает гораздо более простую процедуру привлечения к административной ответственности и применения административных санкций, вероятность наложения штрафа значительно возрастает. Поэтому можно быть уверенными, что вскоре сформируется и практика обжалования незаконно наложенных штрафов.
Заметим также, что широко освещенная недавно в СМИ декриминализация товарной контрабанды (статья 201 УК Украины) для малых и средних субъектов хозяйствования может означать практически прекращение бизнеса. Это правонарушение было включено в текст Таможенного кодекса (ТК) Украины с ответственностью на уровне штрафа в размере 100 % стоимости товаров или транспортных средств (которые были предметом контрабанды) и их конфискации, а также конфискации транспортных средств, которые использовались для перемещения этих товаров (часть 1 статьи 351, части 1 статьи 352 ТК Украины), и за повторное правонарушение в течение года — штраф в размере 200 % стоимости этих товаров или транспортных средств и их конфискации, а также конфискации транспортных средств, которые использовались для перемещения таких товаров (часть 2 статьи 351, часть 2 статьи 352 ТК Украины).
Таким образом, Таможенный кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях, а теперь и Уголовный кодекс стали реальными источниками наполнения бюджета, и очевидно, что конкретная потребность в таком наполнении будет влиять на практику применения соответствующих санкций, а также развивать практику их обжалования.
Наверное, правильным путем пошли страны, которые для экономических преступлений предусмотрели в законодательстве институт ответственности юридических лиц (в том числе и уголовной). Отечественное же уголовное законодательство так и блуждает в поисках конкретного человека.
РОМАНЧУК Ярослав — управляющий партнер Международного правового центра EUCON, адвокат, глава Общественного совета при ГНС Украины, г. Киев
Виктория АФАНАСЬЕВА,
помощник юриста ЮФ «Астерс»
Сложно не согласиться, что штраф является гораздо менее тяжелым наказанием, чем лишение свободы. Но благодаря части 5 статьи 53 Уголовного кодекса (УК) Украины появилась возможность заменять неуплаченную сумму штрафа лишением свободы на определенный срок. Такой «пересчет» будет проводиться в случае неуплаты штрафа в размере более 3000 НМДГ, исходя из того, что 136 гривен равны одному дню лишения свободы. К слову, предыдущая редакция нормы такой замены не содержала.
Можно еще как-то не обращать внимания на технические недостатки этой нормы (ведь так и не ясно, к чему привязываться — к размеру штрафа или тяжести преступления, — поскольку норма содержит ссылки на оба критерия) и подождать очередных разъяснений от судебных органов. Но сложно назвать гуманизацией возможность применения лишения свободы на максимальный срок за преступления, наказания за которые до внесения изменений были намного мягче. К примеру, нормы частей 1 и 2 статьи 2032 и части 2 статьи 233 УК Украины в новой редакции в случае неуплаты штрафа предусматривают наказание в виде лишения свободы от 10 до 12 лет. Если за нарушение части 2 статьи 233 УК Украины (незаконная приватизация) до этого минимальный срок лишения свободы составлял пять лет, то теперь при неуплате штрафа он может быть не менее 10 лет. За нарушение нормы части 1 статьи 2032 УК Украины (занятие игорным бизнесом) ранее лишение свободы вообще не предусматривалось, а при повторно совершенном преступлении (часть 2 статьи 2032 УК Украины) лишение свободы могло составить не более пяти лет.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…