Порты нащупывают землю — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (744) » Порты нащупывают землю

Порты нащупывают землю

Существуют две основные характеристики, определяющие основу функционирования порта: инфраструктура и территория, на которой эта инфраструктура располо­жена. Если инфраструктура порта (причалы, якорные стоянки, складские дворы, железнодорожные и автомобильные пути и т.д.) может время от времени модернизироваться и реконструироваться, в зависимости от появления современных технологий и финансовых возможностей, то территория порта (понимается как территория на суше и под водой в границах акватории) может иметь значительные естественные или искусственные ограничения, не позволяющие порту развиваться «вширь и вглубь». Так, многие европейские порты, сформировавшись столетия тому назад в подходящих для мореплавания гаванях Атлантики, Средиземноморья и Балтики, «обросли» городскими кварталами, тесно сковывающими границы портов, не позволяя создавать дополнительную инфраструктуру и перевалочные мощности.

Рассмотрим проблемы портовых территорий на Украине, а также особенности украинского законодательства и его правоприменения в этой сфере.

Главные препятствия

Основа регулирования правоотношений, связанных с территорией и акваторией морского порта, заложена в статье 74 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) Украины. Так, территорией порта считается отведенная ему земля, а также намытые, насыпанные или созданные с применением гидротехнических технологий площади, обустроенные за счет порта. На первый взгляд, вырванные из общего контекста КТМ Украины формулировки не вызывают какого-либо удивления, если бы не определение понятия «морской порт». В статье 73 КТМ Украины «морской порт» определен как государственное транспортное предприятие. Из этого следует, что территорией порта считается земельный участок или группа земельных участков, отведенных юридическому лицу — государственному предприятию. При этом искусственно созданные участки, которые также являются территорией порта, могут обустраиваться исключительно за счет государственного предприятия — морского порта.

Очевидно, что подобная модель морского порта досталась Украине из советского прошлого и является самым главным сдерживающим фактором как развития территорий и инфраструктуры морских портов, так и портовой отрасли в целом. Возникает масса вопросов, связанных с неурегулированным статусом частных портовых операторов, которые за последние десять лет построили практически с нуля современные перевалочные терминалы на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или же находящихся в долгосрочной аренде. Такие частные операторы переваливают больше трети всех грузов!

В развитых европейских странах с большим опытом морских торговых отношений такой проблемы не существует вовсе — вследствие достаточно высокого уровня либерализации экономических и имущественных отношений в отрасли, да и в экономике в целом. Фактически речь идет о том, что портовые власти принимают в границы порта земельные участки любой формы собственности: лишь бы строилась инфраструктура, увеличивался судозаход, а вместе ним — и портовые сборы. Бывшие страны СССР — прибалтийские республики, Российская Федерация — придерживаются именно такой политики, предполагая на законодательном уровне возможность вхождения земельных участков частной формы собственности в границы территории порта.

Безусловно, чтобы изменить ситуацию на Украине, необходимы кардинальные трансформации в законодательстве. Отметим, что Верховным Советом Украины принят пока только в первом чтении проект Закона Украины «О морских портах на Украине» (регистрационный № 9712).

Смена понятий

В первую очередь, следует обратить внимание на новую терминологию, предлагающую абсолютно новый подход к понятию «морской порт». Теперь «морским портом» является территория и акватория, специально оборудованные для обслуживания судов, грузов, пассажиров и их багажа. Такая модель (позаимствованная у Европы) предполагает, что на территории порта функционируют предприятия различных форм собственности, при этом сухопутная территория порта состоит из земельных участков, которые могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. При этом территория порта может включать земли морского транспорта (для транспортной инфраструктуры), земли промышленности (для строительства заводов в границах территории портов), а также земли водного фонда (земли, расположенные под акваторией, искусственно созданные участки).

«Движение» государственной земли определяется закрепленным в статье 120 Земельного кодекса Украины принципом следования земельного участка за зданиями или сооружениями, на котором они расположены. Так, статья 25 проекта Закона предполагает, что земельные участки, на которых расположены единые имущественные комплексы государственных предприятий, подлежащие приватизации, передаются в долгосрочную аренду сроком до 49 лет.

Развитие в «море»

Следует учесть, что украинские порты, равно как и большинство морских портов в мире, находятся в пределах крупных населенных пунктов и, как правило, отделены от жилых кварталов всего лишь одним забором. В таком случае развиваться можно только «в море» за счет искусственного создания земельных участков. Эта проблема является настолько серьезной и сложной, что даже предложенный законопроект не позволяет ее решить полностью.

С одной стороны, документ вводит на законодательном уровне понятие «искусственно созданный земельный участок» в пределах морских портов, но, вместе с тем, вопросы его создания, регистрации в кадастре являются прерогативой Земельного и Водного кодексов Украины. В связи с этим в переходных положениях законопроекта правительству Украины поручается подготовить законопроект о внесении изменений в законодательные акты по комплексному урегулированию отношений, связанных с созданием на водных объектах искусственных земельных участков для целей строительства на них строений и сооружений и/или их комплексного освоения в целях строительства.

Идея подготовки такого специфического законопроекта не является новой. Буквально летом 2011 года в России был принят Закон «Об искусственных земельных участках, созданных на вод­ных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проблематика искусственных земельных участков настолько сложна, что, по мнению некоторых специалистов земельного права, может косвенно коснуться Конституции Украины: создание искусственных участков в границах шельфа влечет за собой физическое увеличение границ прилегающего города или района, соответствующей области, а значит, и Украины. Это предусматривает процедурные решения соответствующих органов власти, а также юридические действия, направленные на уточнение территории Украины согласно международным договорам.

С другой стороны, многие специалисты не разделяют такого подхода и придерживаются совсем другой концепции образования и статуса искусственных участков. По их мнению, насыпанная (намытая) территория не является участком как таковым. Это сооружение, специально созданное для строительства каких-либо гидротехнических сооружений, — причалов, молов, пирсов.

Время покажет, в каком направлении будет развиваться такой важный ­инструмент портовой инфраструктуры, как искусственные земельные участки. Сей­час же намного важнее сделать первый шаг к долгожданному реформированию наименее развитой портовой отрасли в Восточной Европе — принять Закон Украины «О морских портах на Украине».

ПОДГАЙНЫЙ Андрей — партнер ЮФ «АГРЕКА», г. Киев


Комментарии

Риск непризнания

София САВРУК,
юрист ЮФ «Салком»

Определение правового режима земель морских портов является одним из наиболее сложных вопросов в правоприменительной практике. Связано это, в первую очередь, с тем, что размещение порта предполагает одновременное использование земель двух категорий: земель водного фонда и земель морского транспорта.

В соответствии со статьей 69 Земель­ного кодекса (ЗК) Украины территории морского порта относятся к категории земель морского транспорта и включают в себя как земельные участки, занятые портами, так и участки, занятые гидротехническими сооружениями, обслуживающими морской транспорт. В то же время, согласно статье 58 ЗК Украины, земли, занятые гидротехническими и иными водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них, принадлежат к землям водного фонда. Это обстоятельство создает определенную правовую коллизию, при которой в ситуации с морским портом как единым имущественным комплексом порой не представляется возможным разграничить в его составе участки, принадлежащие к землям водного фонда или к землям морского транспорта.

Это приводит к негативным последствиям в виде ошибок при отнесении таких участков к той или иной категории, что создает риски признания недействительными решений уполномоченных органов об отводе таких земель. Хочется надеяться, что эта проблема будет решена с принятием Закона Украины «О морских портах», проект которого готовится к рассмотрению в Верховном Совете Украины во втором чтении (регистрационный № 9712).

Неучтенные просторы

Анастасия ЧЕРНАЯ,
юрист МЮФ Integrites

Основной проблемой при развитии морских портов является то, что занятые территориальным морем земли, которые относятся к территории портов, в большинстве случаев не учитываются в Государственном земельном кадастре, который должен быть основой для кадастров других природных ресурсов (статья 193 Земельного кодекса Украины). В частности, систематизированные сведения о землях морского дна на территории портов Украины должны учитываться в водном кадастре именно на основании данных земельного кадастра. Следовательно, действующее земельное и водное законодательство не обеспечивают адекватного регулирования отношений, возникающих при использовании земель, занятых территориальным морем, и отдельных участков морского дна, что вряд ли способствует инвестиционной привлекательности приморских территорий Украины.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Недостаточный УПК

Актуальный документ

Документы и аналитика

Запрос о месте жительства

Акцент

Затаможенное развитие

В фокусе

Юристы меняют маски

Государство и юристы

Неоднозначный проступок

Лоббизм выходит на свет

Государство и юристы

Новости законотворчества

Комитет поддержал создание антикоррупционного бюро

Принят закон об общественных объединениях

Совершение судьей преступления как основание для пересмотра его решения

Зарубежная практика

Расходный счет

Кадровые новости

Юрисконсульт

В ГП «Энергорынок» произошли кадровые изменения

Не только юристы

Фемида в роли музы

Неделя права

Новости из-за рубежа

Евросуд оценит «сухой закон» для российских водителей

Некомпетентность адвоката — причина для отмены приговора

Неделя права

Реформа в головах

Совместить карьеру и семью

На подачу заявлений — месяц

Язык в подарок

Новости из зала суда

Судебная практика

«Массандра-Киев» не получит от «Киевэнерго» более 7 млн грн

Кандидат в судьи не смогла обязать ВККС зачислить ее в резерв

Верховный Суд не отсудил «спорные» здания

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» отмечена в рейтинге Chambers Global 2012

ЮФ «Астерс» консультирует ЕБРР по вопросам увеличения уставного капитала Укрсиббанка

Олег Мазур выступил экспертом по вопросам украинского права со стороны HSBC

Юристы АФ «Династия» защитили интересы «Транс-Трейд» в суде

ПГ «Павленко и Побережнюк» усиливает практики налогового и финансового права

Татьяна Тимченко стала ассоциированным партнером АК «Павлова, Ярош и Партнеры»

Юристы CMS Cameron McKenna приняли участие в ІІІ Ежегодном украинском энергетическом форуме

МЮФ Integrites получила признание в рамках Dealmakers Law Awards 2012

Отрасли практики

Налогоплательщику — по делу

Порты нащупывают землю

Комиссия идет на диалог

Перед налогом все равны

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Критика чистого разума

Из резерва — на выход!

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Преюдициальное значение

Согласия соседей недостаточно

Платные заключения

Самое важное

Реакция для защиты

Годовалый отчет

Хозсуды подвели итоги

По общему собранию

Судебная практика

Судебные решения

О неприемлемости экспертизы, основанной на предположениях

Судебная практика

Регистрация с правом

Тема номера

Таможня повышает ставки

Поставку по дате считают

Трудности перевоза

Частная практика

Больше чем услуга

Порядком изменили

Юридический форум

Региональное первенство

Цивилистика по-весеннему

Юрисконсульт

Уполномочены на уплату налогов

Преимущество с препятствиями

С оглядкой на АМКУ

Інші новини

PRAVO.UA